В данной статье рассматривается феномен контрдискурса и его соотношение с классическим пониманием дискурса. Определяется категория дискурса, политического дискурса и контрдискурса. Рассматриваются подходы к пониманию политического дискурса, его функции и роль в общественно-политическом процессе, предпосылки появления контрдискурса. Производится разграничение доминирующих дискурсов и контрдискурсов, обозреваются теоретические подходы к изучению этого феномена. В статье рассматриваются история возникновения термина и ключевые подходы к концептуализации феномена. В первую очередь работы Р. Тердимана и его понимание контрдискурса как “раскодировки” существующего доминирующего дискурса. Отмечается, что Тердиман рассматривал контрдискурс в первую очередь через использование особых языковых средств, что не является главным разграничением дискурса и контрдискурса для политической науки. Поэтому исследование акцентирует внимание на подходе М. Фуко и его интерпретации другими авторами. В данном случае внимание акцентируется на связи дискурса и власти, на способности одних дискурсов противостоять другим. В рамках рассмотрения динамики взаимодействия дискурса и контрдискурса рассматривается дискурсивная теории гегемонии Э. Лакло и Ш. Муфф. Эта теория позволяет рассмотреть взаимосвязь и борьбу дискурсов за доминирующее положение. Приводятся исследования других ученых, занимающихся проблемой динамичности феномена контрдискурс. Делается вывод о сложной динамичной природе контрдискурса, о его тесной связи с доминирующим дискурсом, распределением власти в обществе. Контрдискурс становится неотъемлемой частью современного коммуникативного пространства, а потому дальнейшие изучения этого феномена имеют большую актуальность, как в мировом контексте, так и в российском.
Идентификаторы и классификаторы
Со временем дискурс перестал рассматриваться как сугубо языковое явление. Так, один из ключевых исследователей дискурса М. Фуко рассматривал его не как устроенный определенным образом текст, а как феномен социальной реальности. Дискурс в его понимании, это совокупность речевых практик, устойчивых для определенной социальной группы, территории, исторического промежутка. Дискурс как высказывание создает социальную реальность вокруг нас, правила и структуры. Таким образом, М. Фуко расширил трактовку понятия «дискурс», включив в нее большее количество смыслов и пространства для интерпретации роли речевых конструкций в социальном взаимодействии [2]
Список литературы
1. Перельгут Н.М. Сухоцкая Е.Б. О структуре понятия “Политический дискурс” // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2013. №. 2. С. 35-41. EDN: QCEMZP
2. Савельева Е.Б. О взглядах Мишеля Фуко на теорию дискурса // Вестник Московской международной академии. 2015, № 1. С. 92-95. EDN: UYCPMV
3. Dijk T.V. Ideology: A Multidisciplinary Approach, London, Sage, 1998. 365 p.
4. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса / Ин-т языкознания РАН; Волгогр. Гос. Пед. Ун-т. Волгоград: Перемена, 2000. 368 с.
5. Чудинов А.П. Политическая лингвистика: учеб. пособие М.: Флинта; Наука, 2006. 256 с. EDN: SDQKXT
6. Chilton P.A., Schaeffner C. “Discourse and politics”, T.A. van Dijk (ed.). Discourse Studies: A multidisciplinary introduction, Vol. 2. Discourse as Social Interaction, London, 1997: 206-230.
7. Шейгал Е.И., Бакумова Е.В. Идеологема как средство идентификации политика // Язык и мышление: Психологический и лингвистический аспекты. Материалы Всероссийской научной конференции (Пенза, 15-19 мая 2001 г.). Пенза, 2001. С. 193-230.
8. Terdiman R. Discourse/Counter-Discourse. The Theory and Practice of Symbolic Resistance in Nineteenth-Century France, Ithaca; London, 1985. 362 p.
9. Вавилова В.Ю., Петряков Л.Д. Контр-дискурсивные и псевдо-дискурсивные практики как признак холодной войны // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2020, № 4. С. 116-120. EDN: PKDEDS
10. Фуко М. Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 1970-1984: в 3 ч. / пер. с фр. С.Ч. Офертаса; под общ. ред. В.П. Визгина, Б.М. Скуратова. М., 2002. 384 с. Foucault M.Intelligentsia and power: articles and interviews, 1970-1984: in 3 parts. Moscow, 2002. 384 p. (In Russ.).
11. Moussa M., Scapp, R. “The practical theorizing of Michel Foucault: Politics and counter-discourse”, Cultural Critique, 1996, no. 33: 87-112.
12. Martin J., R., Rose D. Working with Discourse: Meaning Beyond the Clause, London; New York, Continuum, 2003. 356 p.
13. Foucault M., Rabinow P. The Foucault reader, New York, Pantheon, 1984. 390 p.
14. The Gramsei Reader: Selected Writings 1916-1935, London, Lawrence & Wishart, 1988. 446 p.
15. Kishan D. “Mapping Global Media Flow and Contra-Flow”, Daya Kishan Thussu (ed.) Media on the Move: Global Flow and Contra-Flow, Abingdon, Routledge, 2007. 256 p.
16. Laclau E., Mouffe C. Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Politics, London, Verso, 1985. 197 p.
17. Bamberg M., Andrews M. “Introduction”, M. Bamberg, M. Andrews (eds.), Considering Cuonter-Narratives: Narrating, resisting, making sense, Amsterdam, John Benjamins, 2004. 380 p.
18. Lakoff G. Moral politics: How Liberals and Conservatives Think, 2nd ed., Chicago, University of Chicago Press, 2002. 490 p.
19. Cienki A. “Metaphor in the ‘Strict Father’ and ‘Nurturant Parent’ cognitive models: Theoretical issues raised in an empirical study”, Cognitive Linguistics, 2005, no. 16 (2): 279-312.
20. Рефлексия о перспективах формирования Россией контрдискурса о деколонизации в Центральной Азии // ИСАП. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.isap.center/analytics/119 (accessed 6.05.2024). (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
«Общество риска» - это концепция, предложенная ученым Ульрихом Беком в конце ХХ века, которая изменяет наше понимание социальных и экономических процессов в современном мире. Это общество, в котором риск становится неотъемлемой частью нашей жизни, пронизывая все сферы деятельности - от экономики и политики до окружающей среды и здоровья. Основное предположение общества риска заключается в том, что в условиях современного глобализированного мира мы сталкиваемся с новыми, неизвестными и непредсказуемыми видами рисков. Эти риски не могут быть управляемыми и контролируемыми в той же степени, в какой это было возможно в прежние времена. Они могут возникнуть из-за технологических инноваций, экологических изменений, террористических угроз, экономических кризисов и других факторов. В обществе риска ключевую роль играет информация и ее распространение. С развитием интернета и социальных сетей информация о рисках становится доступной широкой публике, что, с одной стороны, может повысить осведомленность людей и помочь им принимать осознанные решения, но, с другой стороны, может вызвать панику и тревогу. С тех пор, с распространением глобальных кризисов, таких как финансовый кризис, коровье бешенство и вирус SARS, эта теория постепенно стала объектом исследования ученых всего мира. По совпадению, почти одновременно с публикацией книги разразилась крупнейшая в истории человечества ядерная авария. Чернобыльская катастрофа в апреле того года повергла мир в состояние неопределенности и уныния. Общество риска постепенно превратилось в огромную область изучения, а теория стала почти просвещением, направив внимание общественности на проблемы, которые до этого держались в тени. В статье рассматриваются основные положения теории и ее изучение в России и Китае.
В статье рассматриваются переговоры в качестве эффективного инструмента для решения проблем профилактики социально-трудовых конфликтов. Наш мир никогда нельзя было представить без противоречий и конфликтов. Сначала это было обычное противостояние и борьба за пищу и жилье, потом противостояние за территории, власть, ресурсы - новые виды конфликтов появлялись по мере развития человеческих потребностей и технического прогресса. Сейчас общество представляет собой гигантский механизм, где у каждого есть свое место. Казалось бы, такая модель должна обеспечить бесперебойное, а самое главное бесконфликтное развитие человечества, однако современная общественная система - это «пороховая бочка», которая может «взорваться» от одного даже самого незначительного фактора. Конфликт - это неотъемлемый атрибут социально-трудовой деятельности человека, которая представляет собой совокупность целей, интересов и желаний, к которым стремятся различные субъекты социально-трудовых отношений. Но, как известно, социально-трудовые конфликты, как и любые другие виды конфликтов, очень редко разрешаются быстро и конструктивно, в связи с этим стороны конфликта часто прибегают к тому, чтобы сесть за стол переговоров, ведь, как известно, сотрудничество- главный ключ успеха, как внутри организации, так и за ее пределами. Также это связано с тем, что современный мир изменил поведение людей в конфликте. Сейчас права работников защищаются на совершенно разных уровнях, начиная с первичных профсоюзных организаций, заканчивая трудовыми инспекциями, а также судами и другими органами внутренних дел. Для организаций использование переговоров как технологии урегулирования трудовых конфликтов может помочь сэкономить самый главный ресурс, а именно время, а также сделает возможным извлечь материальную выгоду и сохранить дружную атмосферу в коллективе, урегулировав при этом все разногласия и разрешить всевозможные трудовые конфликты. Переговоры - это альтернативный механизм урегулирования социально-трудовых конфликтов.
В статье рассматриваются конфликтологические аспекты аксиологии русской культуры. В этой связи исследуется аксиология культуры консерватизма, представленная концепциями славянофилов, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова, и обращается внимание на то, что принципиальными ценностями консерваторов были ценности власти, государственности, соборности, религиозной веры, традиции. Эти ценности лежали также в основе концепций культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, византизма К. Н. Леонтьева, монархизма Л. А. Тихомирова и др. Анализируются особенности ценностной структуры культурологии народничества в философии А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского. Показывается, что созданными в народничестве ценностями были ценности социальной справедливости, эгалитаризма, свободы, коллективизма. Эти ценности способствовали разработке концепций русского крестьянского социализма, анархизма, коммунизма и др. Исследуется аксиология русского либерализма посредством анализа философии культуры Б. Н. Чичерина, концепций А. Д. Градовского и К. Д. Кавелина. Аргументируется, что важнейшими ценностями для русских либералов выступали ценность свободной личности в единстве с её обязанностями перед обществом и государством, ценности права и собственности, ценность конституционализма. Эти ценности были положены в основу концепции правовой монархии Б. Н. Чичерина, народного самодержавия К. Д. Кавелина, «Великой России» П. Б. Струве и др. Делается вывод о том, что в отечественной культуре преобладали ценности патриотизма, коллективизма, свободной и ответственной личности, ценности труда и этика сострадания. Ценность личных прав и свобод по своей значимости уступала ценностям коллективным и государственных. Отмечается, что данное обстоятельство привело к конфликту различных партий интеллигенции, а также интеллигенции и верховной власти, что в результате привело к революционным событиям начала ХХ века.
В работе затронуты некоторые вопросы ближневосточной политики Хашимитского Королевства Ирак в 1930-1933 гг. Основное внимание в статье сосредоточено на исследовании одного из приоритетных направлений региональной деятельности иракского государства - политике панарабизма. Истоки панарабской политики хашимитов возвращают нас к событиям Первой мировой войны. Именно тогда представители этой авторитетной династии из Мекки, получив заверения и поддержку британских властей, всерьез заговорили о возможности объединения арабских территорий Ближнего Востока и создания единого арабского государства. Однако тогда хашимитский интеграционный проект не был реализован в полной мере. По итогам Первой Мировой войны были образованы два хашимитских государства - Королевство Ирак и Трансиорданский эмират, находившиеся под временным мандатным управлением Великобритании. В условиях постмандатного развития иракского государства вопрос интеграции арабских земель Ближнего Востока вновь актуализировался, заняв важное место в региональной политике короля Фейсала I. В основе панарабской политики иракского монарха находился прежде всего проект объединения Ирака и Сирии. В последующем не исключалось присоединение к этому союзу и Палестины. Этот план находил принципиальную поддержку прежде всего в кругах арабских националистов, однако его успешная реализация имела и серьезных противников.
В данной статье с научной точки зрения анализируются представления о роли идеи «от национального возрождения к национальному подъему» в идеологическом объединении общества. Также в развитии Нового Узбекистана выделены мысли о мобилизации всех сил общества в объединении людей, живущих в стране, ради благородной цели.
Статья посвящена критическому анализу феноменов «культура» и «цивилизация», а также концепта «Русский мир», социокультурной и цивилизационной идентичностям как структурных компонентов формирующейся новой общественной и государственной идеологии «Россия - государство-цивилизация». Показывается актуальность и необходимость в современных исторических, социальных, культурных, религиозных, политических, международных реальностях, глобальных вызовов и столкновения цивилизаций начала формирования государственной идеологии в постсоветской России. Констатируется, что данный процесс поиска основание новой идеологии России основывается на соответствующих указах Президента Российской Федерации и целях внутренней и внешней политики России. Особенно делается акцент на обеспечение государственной, социальной, культурной безопасности всех сфер жизни современного российского общества, связанных с чёткими ориентирами развития России на сохранение традиционных национальных культурных ценностей и духовных инвариантов российского общества. Отдельный анализ дан современного состояния и формирования культурной и цивилизационной идентичности, и их роли в процессе существования и развития государства. Показана историческая связь, противоречивые поиски и преемственность в русской философской, политической, культурной мысли проблематики поиска цивилизационной, культурной идентичности и противостояния Западной цивилизации и его ценностям. Особая роль отведена раскрытию исторического значения, места и роли православного христианства и Русской православной церкви в процессе культурно-национальной и цивилизационной идентичности и истории русского государства и общества. Обозначены имплицитные противоречия и внутренние конфликты феноменов «культура» и «цивилизация» в структуре современного идеологического, политического, социального и культурного поля.
Издательство
- Издательство
- АНО ДПО ИМИК
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Санкт-Петербург, улица Фучика, 15
- Юр. адрес
- 191024, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Невский пр-кт, д 154 литера а, помещ 13Н офис 1
- ФИО
- Коротаев Дмитрий Валентинович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@gup.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______