В работе затронуты некоторые вопросы ближневосточной политики Хашимитского Королевства Ирак в 1930-1933 гг. Основное внимание в статье сосредоточено на исследовании одного из приоритетных направлений региональной деятельности иракского государства - политике панарабизма. Истоки панарабской политики хашимитов возвращают нас к событиям Первой мировой войны. Именно тогда представители этой авторитетной династии из Мекки, получив заверения и поддержку британских властей, всерьез заговорили о возможности объединения арабских территорий Ближнего Востока и создания единого арабского государства. Однако тогда хашимитский интеграционный проект не был реализован в полной мере. По итогам Первой Мировой войны были образованы два хашимитских государства - Королевство Ирак и Трансиорданский эмират, находившиеся под временным мандатным управлением Великобритании. В условиях постмандатного развития иракского государства вопрос интеграции арабских земель Ближнего Востока вновь актуализировался, заняв важное место в региональной политике короля Фейсала I. В основе панарабской политики иракского монарха находился прежде всего проект объединения Ирака и Сирии. В последующем не исключалось присоединение к этому союзу и Палестины. Этот план находил принципиальную поддержку прежде всего в кругах арабских националистов, однако его успешная реализация имела и серьезных противников.
Идентификаторы и классификаторы
Вместе с тем, несмотря на некую уверенность иракского монарха в своем политическом курсе, было не совсем ясно какие именно арабские территории и на каких условиях планировал объединить иракский король. По всей видимости, Фейсал I, рассчитывая на благоприятную политическую конъюнктуру, был готов последовательно интегрировать все находившиеся под мандатом арабские страны. Понятно и то, что он, как опытный политик и правитель, конечно же, осознавал всю сложность реализации столь непростого замысла. Именно поэтому иракский монарх старался проводить исключительно сбалансированную, далекую от радикальных решений панарабскую политику. Отказавшись от какого-либо радикализма, Фейсал I тем не менее был настойчив и целенаправленно следовал курсу на осуществление задачи объединения арабских стран «Благодатного полумесяца». Речь на данном этапе шла прежде всего о Сирии.
Список литературы
1. Documents on International affairs 1930. London, 1931. Text of Treaty of Alliance between Great Britain and Iraq, Baghdad, June 30, 1930.
2. Nuseibeh, Hazem Zaki. The ideas of Arab Nationalism, Ithaca, Cornell University Press,1956.
3. Arab Nationalism: An Anthology, selected and edited with an introduction by Haim, Sylvia G. Berkeley, University of California Press, 1962.
4. Cleveland, William L. The making of an Arab nationalist: Ottomanism and Arabism in the life and thought of Sati’ al-Husri, Princeton, New Jersey, Princeton University Press, 1971.
5. Hourani, Albert. Arabic Thought in the Liberal Age, 1798-1939, Cambridge University Press, 1983.
6. Kedouri E. In the Anglo-Arab Labyrinth: The McMahon-Husain Correspondence and its Interpretations 1914-1939 (Cambridge Studies in the History and Theory of Politics), Cambridge University Press, 1976.
7. Kedouri E. England and the Middle East. The Destruction of the Ottoman Empire 1914-1921, London, Bowes & Bowes, 1978.
8. Husry, Khaldun S. “King Faisal I and Arab Unity, 1930-33”, Journal of Contemporary History, April 1975, Vol. 10, no. 2.
9. Public Record Office, FO 371/16011, E5752; FO 371/15364 R4784, From Mr. Flood to Mr. Rendel, 1931, Sept. 21.
10. Public Record Office, FO 371/15364. From HighCommissioner for Iraq to the Secretary of State for the Colonies, 30 January 1931; FO 371/1536, E 4784, from Mr. Flood to Mr. Rendle.
11. Public Record Office, FO 371/15364 E 6413 from Egypt, Sir Loraine, (Cairo) to FO. NO 23, 29 December 1931; FO 371/15364 E6376.
12. Public Record Office, FO 371/16922.
13. Sinderson, Harry C. Pasha. Ten Thousand and One Nights: Memories of Iraq’s Sherifian dynasty, Hodder and Stoughton, London, 1973.
14. Dawn, Clarence Ernest. The Project of Greater Syria (unpublished Doctor’s Thesis, Department of Oriental Languages and Literatures, Ann Arbor, Michigan University, 1948).
15. Public Record Office, FO 371/15281, Е2380; FO 371/15285, Е 42.
16. Public Record Office, FO 371/15364. Foreign Office Memorandum for the Official Sub-Committee,November 1931; FO 371/16011. F 5752 From FO (Mr. Rendel) 1932.
17. Public Record Office, FO 371/16922.
18. Public Record Office, FO 371/16011. E6888. From F.Humphrys to Sir JohnSimon,No 1164, 21 December 1932; FO 371/16854 “Memorandum on the proposed Arab Congress”, 30 December 1932.
19. Public Record Office, FO 371/16902. Local Press Extract: Al-Akhbar “Yasin al-Hashimi Abroad”, 15 December 1932.
20. Batatu, Hanna. The Old Social Classes and the Revolutionary Movements of Iraq: A Study of Iraq’s Old Landed and Commercial Classes and of Its Communists, Ba’thists, and Free Officers, Princeton, New Jersey, Princeton University Press, 1978.
21. Main, Ernest B. “Iraq: A Note”, Journal of the Royal Central Asiatic Society, vol. XX, July 1933.
22. Simon, Reeva S. “The imposition of nationalism on a non-nation state: the case of Iraq during the interwar period, 1921-1941”, James Jankowski and Israel Gershoni (eds.) Rethinking Arab nationalism in the Middle East, New York, Columbia University Press, 1997: 87-104.
23. Kirmanj, Sherko. “The clash of identities in Iraq”, A. Baram, A. Rohde, and R. Zeidel (eds.) Iraq between occupations: perspectives from 1920 to the present, New York: Palgrave Macmillan, 2010: 43-59.
24. Qarqut, Dhugan. Tatawwur al-haraka al-wataniyya fi suriyya 1920-1939 (Evolution of the national movement in Syria 1920-1939), Beirut, 1975: 293-296. (In Arab.).
25. Khoury, Philip. Factionalism among the Syrian Nationalists during the French Mandate, International Journal of Middle East Studies, 1981, vol. 13: 441-469.
Выпуск
Другие статьи выпуска
«Общество риска» - это концепция, предложенная ученым Ульрихом Беком в конце ХХ века, которая изменяет наше понимание социальных и экономических процессов в современном мире. Это общество, в котором риск становится неотъемлемой частью нашей жизни, пронизывая все сферы деятельности - от экономики и политики до окружающей среды и здоровья. Основное предположение общества риска заключается в том, что в условиях современного глобализированного мира мы сталкиваемся с новыми, неизвестными и непредсказуемыми видами рисков. Эти риски не могут быть управляемыми и контролируемыми в той же степени, в какой это было возможно в прежние времена. Они могут возникнуть из-за технологических инноваций, экологических изменений, террористических угроз, экономических кризисов и других факторов. В обществе риска ключевую роль играет информация и ее распространение. С развитием интернета и социальных сетей информация о рисках становится доступной широкой публике, что, с одной стороны, может повысить осведомленность людей и помочь им принимать осознанные решения, но, с другой стороны, может вызвать панику и тревогу. С тех пор, с распространением глобальных кризисов, таких как финансовый кризис, коровье бешенство и вирус SARS, эта теория постепенно стала объектом исследования ученых всего мира. По совпадению, почти одновременно с публикацией книги разразилась крупнейшая в истории человечества ядерная авария. Чернобыльская катастрофа в апреле того года повергла мир в состояние неопределенности и уныния. Общество риска постепенно превратилось в огромную область изучения, а теория стала почти просвещением, направив внимание общественности на проблемы, которые до этого держались в тени. В статье рассматриваются основные положения теории и ее изучение в России и Китае.
В статье рассматриваются переговоры в качестве эффективного инструмента для решения проблем профилактики социально-трудовых конфликтов. Наш мир никогда нельзя было представить без противоречий и конфликтов. Сначала это было обычное противостояние и борьба за пищу и жилье, потом противостояние за территории, власть, ресурсы - новые виды конфликтов появлялись по мере развития человеческих потребностей и технического прогресса. Сейчас общество представляет собой гигантский механизм, где у каждого есть свое место. Казалось бы, такая модель должна обеспечить бесперебойное, а самое главное бесконфликтное развитие человечества, однако современная общественная система - это «пороховая бочка», которая может «взорваться» от одного даже самого незначительного фактора. Конфликт - это неотъемлемый атрибут социально-трудовой деятельности человека, которая представляет собой совокупность целей, интересов и желаний, к которым стремятся различные субъекты социально-трудовых отношений. Но, как известно, социально-трудовые конфликты, как и любые другие виды конфликтов, очень редко разрешаются быстро и конструктивно, в связи с этим стороны конфликта часто прибегают к тому, чтобы сесть за стол переговоров, ведь, как известно, сотрудничество- главный ключ успеха, как внутри организации, так и за ее пределами. Также это связано с тем, что современный мир изменил поведение людей в конфликте. Сейчас права работников защищаются на совершенно разных уровнях, начиная с первичных профсоюзных организаций, заканчивая трудовыми инспекциями, а также судами и другими органами внутренних дел. Для организаций использование переговоров как технологии урегулирования трудовых конфликтов может помочь сэкономить самый главный ресурс, а именно время, а также сделает возможным извлечь материальную выгоду и сохранить дружную атмосферу в коллективе, урегулировав при этом все разногласия и разрешить всевозможные трудовые конфликты. Переговоры - это альтернативный механизм урегулирования социально-трудовых конфликтов.
В статье рассматриваются конфликтологические аспекты аксиологии русской культуры. В этой связи исследуется аксиология культуры консерватизма, представленная концепциями славянофилов, К. Н. Леонтьева, К. П. Победоносцева, Л. А. Тихомирова, и обращается внимание на то, что принципиальными ценностями консерваторов были ценности власти, государственности, соборности, религиозной веры, традиции. Эти ценности лежали также в основе концепций культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, византизма К. Н. Леонтьева, монархизма Л. А. Тихомирова и др. Анализируются особенности ценностной структуры культурологии народничества в философии А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, П. Л. Лаврова, Н. К. Михайловского. Показывается, что созданными в народничестве ценностями были ценности социальной справедливости, эгалитаризма, свободы, коллективизма. Эти ценности способствовали разработке концепций русского крестьянского социализма, анархизма, коммунизма и др. Исследуется аксиология русского либерализма посредством анализа философии культуры Б. Н. Чичерина, концепций А. Д. Градовского и К. Д. Кавелина. Аргументируется, что важнейшими ценностями для русских либералов выступали ценность свободной личности в единстве с её обязанностями перед обществом и государством, ценности права и собственности, ценность конституционализма. Эти ценности были положены в основу концепции правовой монархии Б. Н. Чичерина, народного самодержавия К. Д. Кавелина, «Великой России» П. Б. Струве и др. Делается вывод о том, что в отечественной культуре преобладали ценности патриотизма, коллективизма, свободной и ответственной личности, ценности труда и этика сострадания. Ценность личных прав и свобод по своей значимости уступала ценностям коллективным и государственных. Отмечается, что данное обстоятельство привело к конфликту различных партий интеллигенции, а также интеллигенции и верховной власти, что в результате привело к революционным событиям начала ХХ века.
В данной статье рассматривается феномен контрдискурса и его соотношение с классическим пониманием дискурса. Определяется категория дискурса, политического дискурса и контрдискурса. Рассматриваются подходы к пониманию политического дискурса, его функции и роль в общественно-политическом процессе, предпосылки появления контрдискурса. Производится разграничение доминирующих дискурсов и контрдискурсов, обозреваются теоретические подходы к изучению этого феномена. В статье рассматриваются история возникновения термина и ключевые подходы к концептуализации феномена. В первую очередь работы Р. Тердимана и его понимание контрдискурса как “раскодировки” существующего доминирующего дискурса. Отмечается, что Тердиман рассматривал контрдискурс в первую очередь через использование особых языковых средств, что не является главным разграничением дискурса и контрдискурса для политической науки. Поэтому исследование акцентирует внимание на подходе М. Фуко и его интерпретации другими авторами. В данном случае внимание акцентируется на связи дискурса и власти, на способности одних дискурсов противостоять другим. В рамках рассмотрения динамики взаимодействия дискурса и контрдискурса рассматривается дискурсивная теории гегемонии Э. Лакло и Ш. Муфф. Эта теория позволяет рассмотреть взаимосвязь и борьбу дискурсов за доминирующее положение. Приводятся исследования других ученых, занимающихся проблемой динамичности феномена контрдискурс. Делается вывод о сложной динамичной природе контрдискурса, о его тесной связи с доминирующим дискурсом, распределением власти в обществе. Контрдискурс становится неотъемлемой частью современного коммуникативного пространства, а потому дальнейшие изучения этого феномена имеют большую актуальность, как в мировом контексте, так и в российском.
В данной статье с научной точки зрения анализируются представления о роли идеи «от национального возрождения к национальному подъему» в идеологическом объединении общества. Также в развитии Нового Узбекистана выделены мысли о мобилизации всех сил общества в объединении людей, живущих в стране, ради благородной цели.
Статья посвящена критическому анализу феноменов «культура» и «цивилизация», а также концепта «Русский мир», социокультурной и цивилизационной идентичностям как структурных компонентов формирующейся новой общественной и государственной идеологии «Россия - государство-цивилизация». Показывается актуальность и необходимость в современных исторических, социальных, культурных, религиозных, политических, международных реальностях, глобальных вызовов и столкновения цивилизаций начала формирования государственной идеологии в постсоветской России. Констатируется, что данный процесс поиска основание новой идеологии России основывается на соответствующих указах Президента Российской Федерации и целях внутренней и внешней политики России. Особенно делается акцент на обеспечение государственной, социальной, культурной безопасности всех сфер жизни современного российского общества, связанных с чёткими ориентирами развития России на сохранение традиционных национальных культурных ценностей и духовных инвариантов российского общества. Отдельный анализ дан современного состояния и формирования культурной и цивилизационной идентичности, и их роли в процессе существования и развития государства. Показана историческая связь, противоречивые поиски и преемственность в русской философской, политической, культурной мысли проблематики поиска цивилизационной, культурной идентичности и противостояния Западной цивилизации и его ценностям. Особая роль отведена раскрытию исторического значения, места и роли православного христианства и Русской православной церкви в процессе культурно-национальной и цивилизационной идентичности и истории русского государства и общества. Обозначены имплицитные противоречия и внутренние конфликты феноменов «культура» и «цивилизация» в структуре современного идеологического, политического, социального и культурного поля.
Издательство
- Издательство
- АНО ДПО ИМИК
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- Санкт-Петербург, улица Фучика, 15
- Юр. адрес
- 191024, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, Невский пр-кт, д 154 литера а, помещ 13Н офис 1
- ФИО
- Коротаев Дмитрий Валентинович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@gup.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______