Всепоглощающее проникновение информационных технологий трансформирует не только деятельность интернет-пользователя, но его окружающую действительность, среду жизнедеятельности, а также и многие атрибуты его личности. Контакт пользователя и виртуального пространства носит характер взаимодействия, взаимопроникновения и взаимоизменения двух систем.
Результатом данного процесса выступает виртуальная личность интернет-пользователя. Движущей силой ее формирования является виртуализация и совокупность мотивов, которые совместно образуют мотивационный механизм формирования виртуальной личности интернет-пользователя.
Цель статьи заключается в выявлении и анализе закономерностей в мотивационном механизме формирования виртуальной личности. В качестве эмпирических методов применялись авторские опросники, а также методики на определение мотивационного профиля личности и выявление ведущих интернет-мотивов.
Полученные результаты дают возможность проанализировать внутреннюю структуру мотивационного механизма в процессе формирования виртуальной личности интернет-пользователя. Уровень виртуализации, а также сложность и разнообразие взаимодействия между личностью и виртуальным пространством тесно связаны с мотивами пользователя, которые можно разделить на универсальные и специфические.
Мотивационный механизм представляет собой структурно-функциональную совокупность универсальных мотивов, свойственных для всех пользователей и реализуемых как через возможности реального пространства, так и через виртуальное пространство, а также специфических мотивов, которые присущи только виртуальному пространству и могут быть реализованы только через его уникальные возможности.
Результаты исследования позволили установить взаимосвязь уровня виртуализации личности интернет-пользователя и групп мотивов, как универсальных, так и специфических.
Полученные данные позволяют расширить дальнейший спектр исследования виртуальной личности интернет-пользователя.
Идентификаторы и классификаторы
Виртуальное пространство в современном мире играет ведущую роль во всех сферах общественной жизни. Виртуальное пространство постепенно трансформировалось из средства для удовлетворения социальных потребностей, в реальность для существования и жизнедеятельности, где спектр удовлетворяемых потребностей в значительной степени расширился и разнообразился. Цель представленного исследования заключается в выявлении и анализе закономерностей в мотивационном механизме формирования виртуальной личности.
Список литературы
1. Абдалина Л.В., Зыков К.А. Цифровая девиация как феномен современного мира // Гаудеамус. 2022. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-deviatsiya-kak-fenomen-sovremennogo-mira.
2. Белинская Е.П., Франтова Д.К. Активность в виртуальном взаимодействии как фактор конструирования идентичности пользователями социальных сетей: межпоколенные различия // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2017. № 3 (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnost-v-virtualnom-vzaimodeystvii-kak-faktor-konstruirovaniya-identichnosti-polzovatelyami-sotsialnyh-setey-mezhpokolennye. EDN: VWSFBZ
3. Емелин В.А. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе // Национальный психологический журнал. 2016. № 3(23). С. 86-97. EDN: YLPEPF
4. Зябрина А.В., Максютова З.Г. Категория виртуальной реальности в социально-философском дискурсе // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2015. № 1(27). С. 15-21.
5. Исаева А.Н. “Бестелесность” личности в условиях виртуальной культуры // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18, № 3. С. 491-505. EDN: FNJSSZ
6. Конева А.В., Лисенкова А.А. Матрица идентичности в цифровую эпоху: социальные вызовы преодоления анонимности // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019. № 35. С. 14-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/matritsa-identichnosti-v-tsifrovuyu-epohu-sotsialnye-vyzovy-preodoleniya-anonimnosti. EDN: RENCRV
7. Коптева Н.В. Невоплощенность в Интернете как предиктор смыслоутраты (на примере студенчества) // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 4. С. 50-64. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nevoploschennost-v-internete-kak-prediktor-smysloutraty-na-primere-studenchestva. EDN: WPGGDV
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 352 с. EDN: ZJUELZ
9. Лисенкова А.А. Идентификационные стратегии и практики в пространстве социальных сетей // Российский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 1. С. 35-41. EDN: MYEXUY
10. Лобовикова Е.А. Бытие человека в виртуальной культуре: имманентное и трансцендентное // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2018. № 7(145). С. 32-33. EDN: XUOLSP
11. Лучинкина А.И. Особенности формирования виртуальной личности интернет-пользователя // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 47-2. C. 280-286. EDN: UHUSFT
12. Мансурова Г.Р. Особенности Я-концепции личности, проявляющиеся в интернет-коммуникации // Ученый XXI века. 2022. № 5-1 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ya-kontseptsii-lichnosti-proyavlyayuschiesya-v-internet-kommunikatsii.
13. Матвеева С.Е., Сунгурова Н.Л. Регуляторно-личностные особенности юношей и девушек, предпочитающих разные стратегии сетевого поведения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulyatorno-lichnostnye-osobennosti-yunoshey-i-devushek-predpochitayuschih-raznye-strategii-setevogo-povedeniya. EDN: KSWOSS
14. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Материалы симпозиума “Проблемы личности”. М.: Институт философии АН СССР, 1970. С. 63-73.
15. Перегудина В.А. Опыт исследования идентичности личности активных интернет-пользователей // Вестник Самарского гос. техн. ун-та. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-issledovaniya-identichnosti-lichnosti-aktivnyh-internet-polzovateley.
16. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М.: МГУ, 1990. 159 с.
17. Расина Э.О. Индекс виртуализации личности интернет-пользователя социальных сервисов: апробация психометрической методики // СибСкрипт. 2023. Т. 25, № 2 (96). С. 228-239. EDN: KVJCBU
18. Рыльская Е.А., Погорелов Д.Н. Идентичность личности в виртуальном пространстве социальных сетей и реальная идентичность: сравнительные характеристики // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 1 (118). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-lichnosti-v-virtualnom-prostranstve-sotsialnyh-setey-i-realnaya-identichnost-sravnitelnye-harakteristiki. EDN: NWOKAP
19. Рябикина З.И. Возможные изменения субъектной позиции личности в связи с нарастающей виртуализацией ее бытия // Человек. Сообщество. Управление. 2013. № 2. С.76-90. EDN: RUAZDJ
20. Самойлова Е.О. Виртуальный нарратив в контексте современного хронотопа // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12. № 1. С. 37-41. EDN: YIXOAP
21. Смирнов С.Н. Диалектика отражения и взаимодействия в эволюции материи. М.: Наука, 1974. 384 с.
22. Солдатова Е.Л., Погорелов Д.Н. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы // Образование и наука. 2018. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-virtualnoy-identichnosti-sovremennoe-sostoyanie-problemy. EDN: XPCVOP
23. Соловьева Л.Н. Цифровая идентичность как феномен информационной современности // Общество: философия, история, культура. 2020. № 12(80). С. 53-56. EDN: KJUDBK
24. Трубицына Л.В., Феоктистова Е.А. Мотивация пребывания человека в социальных сетях // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-prebyvaniya-cheloveka-v-sotsialnyh-setyah.
25. Юдеева Т.В. Особенности реагирования подростков на мнение сверстников в интернет-пространстве // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. Т. 8 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-reagirovaniya-podrostkov-na-mnenie-sverstnikov-v-internet-prostranstve. EDN: QKOVYB
26. Юрченко Е.К. Интернет как коммуникационное пространство для идентификации личности // Идеи и идеалы 2023. № 1-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-kak-kommunikatsionnoe-prostranstvo-dlya-identifikatsii-lichnosti. EDN: BHOSBQ
27. Gabriel I. Artificial intelligence, values, and alignment // Minds and Machines. 2020. № 30. Р. 411-437. EDN: AHPFWJ
28. Gao W., Wei, J., Li, Y., Wang, D. and Fang, L. Motivations for social network site use and users’ well-being: mediation of perceived social support, positive self-presentation and honest self-presentation // Aslib Journal of Information Management. 2023. Vol. 75. № 1. P. 171-191. EDN: PLIEFL
29. Xie L. User’s Motivation in Sharing Information on Social Media. BCP Business & Management. 2023. № 43. P. 153-158. EDN: VUKVPP
30. Yingjia Hu. Research on the commercial value of TikTok in China // Academic Journal of Business & Management. 2020. № 2(7). P. 57-64.
Выпуск

ВЕСТНИК ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Другие статьи выпуска
Данная проблема работы определена современной ситуацией увеличения заболеваемости среди лиц молодого возраста сахарным диабетом 1 типа (инсулинозависимый СД 1 типа).
В работе представлено исследование особенностей отношения к болезни молодых женщин, которые имеют разный стаж заболевания. Исследование отношения к болезни у молодых женщин с диагнозом СД было проведено в контексте дисфункциональных когнитивных искажений и стратегий совладания со стрессом.;
В рамках проведенного исследования определено состояние молодых женщин с диагнозом сахарный диабет I типа, проведено сравнение с женщинами в молодости без установленных хронических заболеваний. Так показано что у молодых женщин без хронических соматических заболеваний, проявляются адаптивные варианты отношения к болезни, в то время как у молодых женщин с диагнозом сахарный диабет 1 типа более выражены дезадаптивные типы отношения к собственному заболеванию.
По результатам исследования обнаружен чувственный компонент отношения к болезни при СД 1, который характеризуется дискомфортными физиологическими симптомами, что ведет к нарушению нормального функционирования человека, и к особенностям эмоционального компонента, которые проявляются в виде развития тревожной и депрессивной симптоматики. Мотивационный компонент отношения к болезни у женщин с диагнозом СД 1 типа характеризуется использованием стратегий совладающего поведения: избегание, поиск социальной поддержки, положительное переосмысление, принятие ответственности и самоконтроль.
Статья посвящена исследованию вопроса истории становления студенчества и трансформации психосоциальных характеристик молодежи. Методом обзора литературы выявлены основные исторические этапы становления студенчества, сопровождающиеся изменениями на психологическом и социальном уровне в жизни студентов. Изучены результаты исследований личностных характеристик студенческой молодежи и выделены элементы, составляющие психологический портрет современного студента. Основные положения статьи позволяют определить потенциальные мишени дальнейшего исследования с целью создания целостной картины психологического портрета современного студента.
В современной науке формирование эмпатической культуры личности в социономных профессиях рассматривается как неотъемлемый компонент профессионализма и гуманистической направленности профессиональной деятельности. Статья посвящена анализу социально-психологических детерминант, способствующих развитию эмпатической культуры в таких областях, как педагогика, медицина и социальная работа. В качестве теоретико-методологической базы использованы результаты исследований отечественных и зарубежных авторов. На этой основе выделяются структурно-содержательные аспекты эмпатии, раскрываются механизмы и условия её формирования, а также подчеркивается взаимосвязь эмпатии с профессиональной компетентностью. Данная работа представляет собой попытку систематизировать существующие подходы к пониманию эмпатической культуры, показать её важность для социономных специальностей и определить возможные перспективы дальнейших исследований в этой области.
Цель: рассмотреть основные социально-психологические детерминанты формирования эмпатической культуры личности, показать их взаимосвязь, а также проиллюстрировать, каким образом различные профессиональные контексты (педагогика, медицина, социальная работа) влияют на процесс развития эмпатических навыков.
Результаты исследования. Компаративисткий анализ отечественных и зарубежных исследований даёт основание утверждать, что формирование эмпатической культуры личности в социономных профессиях определяется рядом взаимосвязанных социально-психологических детерминант. Во-первых, немаловажным фактором является профессионально-этическая среда, которая определяет нормативные и гуманистические ценности профессии. Во-вторых, существенную роль играет индивидуальное отношение специалиста к проблеме эмоций и переживаний другого человека: отсутствие достаточной личностной готовности к эмпатии ограничивает эффекты любых обучающих программ. Кроме того, важнейшей детерминантой оказывается организационная культура, где поддерживаются или, напротив, игнорируются эмпатические практики, а также возможность специалистов получать обратную связь от коллег и профессионального сообщества.
Авторами статьи сделан анализ существующих теоретических основ и; психолого-педагогических подходов по изучению особенностей стиля детско-родительских отношений у матерей, воспитывающих ребенка старшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья.
Результаты исследования дало возможность рассмотреть существенные отличия стиля детско-родительских отношений, который проявляется у матерей, воспитывающих старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, выявленный стиль детско-родительских отношений позволяет понять смысложизненные ориентации матерей.
По результатам проведенного исследования предложен психологический практикум для матерей старших дошкольников с особыми возможностями здоровья с занятиями, включающими модульную программу, состоящую из двух модулей: просветительский модуль с лекциями для родителей и практический модуль с тренинговыми упражнениями и ролевыми играми.
Статья посвящена обзору зарубежных психологических исследований прекрастинации. Проблема прекрастинации находится в фокусе внимания психологической науки в период последнего десятилетия и является мало изученной. Прекрастинация трактуется в качестве тенденции выполнить задачу как можно скорее, даже если это приводит к необоснованному выбору и требует от человека дополнительных физических ресурсов. Приведены краткие описания экспериментов, направленных на изучение прекрастинации.
Формирование у молодежи компетенций, направленных на развитие патриотизма и гражданской позиции, - одна из главных задач современного российского образования.
Цель статьи - обобщить опыт реализации курса «Личность в системе социально-политических отношений», в частности, использования современных цифровых методов и искусственного интеллекта при формировании у студентов гражданско-патриотических компетенций.
Задачи:
1.; Постановка проблемы гражданско-патриотического воспитания современных студентов.
2.; Анализ курса «Личность в системе социально-политических отношений».
3.; Апробация различных цифровых образовательных технологий и творческих заданий для формирования ценностно-смысловой сферы студентов.
4.; Рассмотрение полученных результатов.
Авторы статьи приводят конкретные примеры реализации учебного курса «Личность в системе социально-политических отношений», при изучении которого развивается ценностно-смысловая сфера у будущих социальных педагогов. Акцент делается на разнообразии творческих заданий и результаты их выполнения учащимися.
В статье представлена технология творческого конкурса с использованием художественной литературы в процессе саморазвития педагога, апробированная в ходе практической реализации.
Цель статьи - показать возможности и значение творческого конкурса в саморазвитии педагогов образовательной организации. Актуальность работы исходит из высоких требований к современному педагогу, необходимости раскрытия его потенциала.
Представленная технология способствует мотивации обучающихся педагогического вуза к саморазвитию в профессиональной деятельности.
Предложены этапы проведения творческого конкурса, форма работы «педагогический арт-бук» и алгоритм ее выполнения, которые способствуют развитию умений педагога в воспитательной деятельности.
Авторами разработаны критерии качества творческой работы педагога в соответствии с показателями его личностного и профессионального саморазвития. Привлечение художественно-эстетического опыта педагога в выполнении конкурсной работы оказывает положительное влияние на процесс обучения.
Здоровье населения является одной из важных составляющих стабильности и безопасности государства. Одним из факторов укрепления здоровья является ЗОЖ и оптимальный уровень физической нагрузки.
В связи со сказанным возрастает необходимость привлечения населения к занятиям физической культурой, и важным является исследование мотивации взрослых лиц, занимающихся физической культурой.
Цель данной работы – исследовать особенности мотивационной сферы взрослых лиц, которые занимаются физической культурой.
Использовались следующие методики: тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева, методика диагностики направленности личности Б. Басса, методика способности самоуправления Н. М. Пейсахова.
Полученные результаты показали, что мотивационная сфера взрослых лиц, занимающихся физической культурой, имеет сложную структуру, характеризуется высокими показателями осмысленности жизни, уверенностью в необходимости контролировать свою жизнь, удовлетворенностью жизнью в настоящем и своими достижениями в реализации жизненных планов; направленностью на себя; ориентировкой в ситуации, рациональным анализом, способностью к самоуправлению.
В статье рассматриваются вопросы применения в образовательной практике психолого-педагогических технологий, которые на современном этапе решают задачи поддержки и профессионального самоопределения студентов педагогических специальностей. Целью исследования является анализ и разработка методических инструментов использования коуч-технологий в развитии soft skills студентов педагогических специальностей. Выделены сущность и особенности коучинга и смежных понятий: фасилитация, тьюторское сопровождение, наставничество. Раскрыты потенциальные возможности использования инструментов коучинга для развития компетенций soft skills обучающихся. Изложена специфика интеграции основных принципов коуч-технологий в учебном процессе высшей школы.
В статье освещаются теоретические подходы к решению проблемы сознания в современной когнитивной науке.
Показано, что в настоящее время наибольшее внимание уделяется поиску нейрональных коррелятов сознания. Вместе с тем одним из важнейших понятий в объяснительных конструкциях когнитивистов является «информация».
В частности, количество интегрированной информации в теории Д. Тонони выступает мерой сложности сознания как субъективного опыта. Во многом эту позицию разделяет Д. Чалмерс, защищающий идею информационного панпсихизма. Наконец, сравнительно новым направлением в поле когнитивных исследований является «воплощенное познание».
Можно предположить, что интеграция результатов научных поисков приведет к появлению теории, которая будет обладать куда большим объяснительным потенциалом по сравнению с ныне существующими.
Данная статья посвящена изучению актуального феномена современной психологии - «самостоятельности».
Целью исследования являлось выявление психологических личностных качеств подростков с высоким и низким уровнями развития самостоятельности. Выборку составили 60 обучающихся в возрасте от 14 до 16 лет, из них 30 юношей и 30 девушек. Данные были получены при помощи методики «Опросник автономии» О. А. Карабановой и Н. Н. Поскребышевой, «Тест определения самооценки» С. А. Будасси, математико-статистического анализа (U Манн-Уитни, t-критерий Стьюдента) показал достоверные различия компонентов автономии испытуемых с высоким и низким уровнями развития самостоятельности, установлена прямая взаимосвязь шкал «общая автономия» и «когнитивная автономия» с самооценкой подростков.
Полученные результаты могут быть применены для составления индивидуальных образовательных маршрутов в психолого-педагогическом сопровождении личностного самоопределения обучающихся.
Статья посвящена проблеме развития личностного потенциала старших дошкольников в системе «детский сад - школа - техникум - предприятие». Одним из инновационных и эффективных форматов профориентационной работы, предоставляющим возможности изучения особенностей профессий родителей дошкольников в творческой совместной деятельности, выступает марафон предприимчивости, участниками которого являются воспитанники, родители и педагоги.
Цель статьи заключается в презентации опыта работы детского сада в качестве базового учреждения - Кузбасского регионального института развития профессионального образования им. А. М. Тулеева (КРИРПО) по использованию современных профориентационных форматов, направленных на развитие личностного потенциала старших дошкольников средствами марафона предприимчивости.
Результаты проведенного исследования показали значимость и эффективность использования данного формата профориентационной работы с дошкольниками, а также подтвердили повышение уровня результативности работы по ранней профориентации воспитанников.
Издательство
- Издательство
- АлтГУ
- Регион
- Россия, Барнаул
- Почтовый адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- Юр. адрес
- 656049, Алтайский край, город Барнаул, проспект Ленина, дом 61
- ФИО
- Бочаров Сергей Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@asu.ru
- Контактный телефон
- +7 (385) 2291291
- Сайт
- https://www.asu.ru/