Введение. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития инновационного потенциала научно-педагогических работников (НПР), выступающих в качестве главного драйвера развития современного высшего образования в условиях реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». С учетом этого обстоятельства в статье раскрываются: понятие инновационного потенциала НПР; необходимость его создания и реализации; методологические подходы к его исследованию. Цель исследования - рассмотреть методологические подходы для исследования инновационного потенциала НПР.
Материалы и методы. В исследовании применен метод анализа научной литературы по вопросу изучения инновационного потенциала НПР вузов. Результаты. Основные результаты, полученные в ходе исследования: 1. На фоне рассмотренных трактовок понятия инновационного потенциала НПР предложено его авторское понимание. 2. Сформулированы и раскрыты четыре основных методологических подхода к изучению инновационного потенциала НПР - системный, институциональный, ресурсный, общностный. Показано, что системный подход позволяет выделить структурные элементы и функции инновационного потенциала НПР как открытой и динамичной социальной системы, взаимодействующей с системой высшего образования. Выявлено, что институциональный подход дает возможность проанализировать нормативные рамки существования и реализации инновационного потенциала НПР. Определено, что с позиций ресурсного подхода возникает возможность проанализировать имеющиеся у НПР виды ресурсов, являющихся структурным компонентом инновационного потенциала. Установлено, что общностный подход позволяет рассмотреть НПР как социальную общность, реализующую свой инновационный потенциал на разных уровнях.
Обсуждение. В статье обсуждаются возможности применения методологических подходов к исследованию инновационного потенциала социальной общности НПР; на основе представленных подходов обсуждается необходимость разработки стратегии управления процессом становления и развития инновационного потенциала НПР.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время одним из возможных путей развития высшего образования являютсяинновации – новшества, направленные на обновление содержания образования, организацию и управление учебным процессом, повышение его качества, внедрение инновационных технологий обучения, воспитания и оценки. Реализация приоритетных направлений государственной политики, внедрение инноваций определяется как грамотной инновационной стратегией университетов, так и профессиональной, и жизненной позицией научно-педагогических работников (далее – НПР). Эта социальная общность обладает способностью генерировать, внедрять и реализовывать инновационный потенциал в различных сферах вузовской жизни.
Список литературы
1. Morad, S., Ragonis, N., & Barak, M. (2021). An integrative conceptual model of innovation and innovative thinking based on a synthesis of a literature review. Thinking Skills and Creativity, (40), Article 100824. DOI: 10.1016/j.tsc.2021.100824 EDN: EPCVLQ
2. Danks, S., Rao, J., & Allen, J. M. (2017). Measuring culture of innovation: A validation study of the innovation quotient instrument (Part one): Culture of innovation. Performance Improvement Quarterly, 29(4), 427-454. DOI: 10.1002/piq.21236
3. Halász, G. (2018). Measuring innovation in education: The outcomes of a national education sector innovation survey. European Journal of Education, 53(4), 557-573. DOI: 10.1111/ejed.12299
4. Fix, G. M., Rikkerink, M., Ritzen, H. T. M., Pieters, J. M., & Kuiper, W. A. (2020). Learning within sustainable educational innovation: An analysis of teachers’ perceptions and leadership practice. Journal of Educational Change, 22(1), 131-145. DOI: 10.1007/s10833-020-09410-2 EDN: XXOIEV
5. Jaskyte, K., Hunter, A., & Mell, A. C. (2023). Predictors of interdisciplinary team innovation in higher education institutions. Innovative Higher Education, 49(1), 113-132. DOI: 10.1007/s10755-023-09676-3 EDN: FRRUXA
6. Pryor, K. N., & Steinberg, L. J. (2023). Fostering an interdisciplinary campus community: Faculty hiring committee-work as successful interdisciplinary collaboration. Innovative Higher Education, 48(5), 813-835. DOI: 10.1007/s10755-023-09655-8 EDN: EFGWWB
7. Sun, J. C., & Turner, H. A. (2022). The complementarity investment in university-industry collaboration. Innovative Higher Education, 48(3), 539-556. DOI: 10.1007/s10755-022-09641-6 EDN: KVWUNC
8. Шляхто И. В. Методика и результаты исследования факторов, отражающих инновационный потенциал региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. 2007. Т. 1, № 1. С. 149-156. EDN: MUMNMP
Shlyakhto, I. V. (2007). Methodology and results of the study of factors reflecting the innovative potential of the region. Scientific bulletins of Belgorod State University. Series: History. Political science. Economy. Computer science, 1(1), 149-156. EDN: MUMNMP
9. Serdyukov, P. (2017). Innovation in education: What works, what doesn’t, and what to do about it. Journal of Research in Innovative Teaching & Learning, 10(1), 4-33. DOI: 10.1108/jrit-10-2016-0007
10. Павлова А. В., Парфилова Р. Р. К вопросу о сущности и структуре регионального инновационного потенциала // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 3-1 (42). С. 435-444. EDN: SHNHCR
Pavlova, A. V., & Parfilova, R. R. (2014). To the question of essence and structure of regional innovative potential. European Journal of Social Sciences, (3-1), 435-444. EDN: SHNHCR
11. Власова О. В. Инновационный потенциал НПР вуза: понятие, структура, функции // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 5 (86). С. 21-29. DOI: 10.26105/SSPU.2023.86.5.002 EDN: AUHYDH
Vlasova, O. V. (2023). Innovative potential of scientific and pedagogical workers of the university: Concept, structure, functions. The Surgut State Pedagogical University Bulletin, (5), 21-29. DOI: 10.26105/SSPU.2023.86.5.002 EDN: AUHYDH
12. Почестнев А. А. Социология управления. Теоретико-прикладной словарь // Социологические исследования. 2015. № 10 (378). С. 164-166. EDN: UYLXDN
Pochesnev, A. A. (2015). Sociology of management and administration. Applied theoretical vocabulary. Sotsiologicheskie Issledovaniya, (10), 164-166. EDN: UYLXDN
13. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории: Монография. Санкт-Петербург: Наука, 2007. EDN: QOHQND
Luhmann, N. (2007). Social systems. Outline of general theory. Nauka. EDN: QOHQND
14. Бостонова П. З., Азимова А. А., Торобеков Б. Т. Системный анализ компонентов оценки качества высшего образования // Известия Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова. 2022. № 3 (63). С. 55-64. DOI: 10.56634/16948335_2022_3_55 EDN: YCNLVM
Bostonova, P. Z., Azimova, A. A., & Torobekov, B. T. (2022). System analysis of the components higher education quality assessment. Journal Kyrgyz State Technical University After Named I. Razzakov, (3), 55-64. DOI: 10.56634/16948335_2022_3_55
15. Клименко И. С. Управление качеством образования: опыт системного анализа и институционализации: Монография. Москва: “КДУ”, “Добросвет”, 2021. 253 с. DOI: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1193-1-2021-253 EDN: SISSMG
Klimenko, I. S. (2021). Education quality management: Experience of system analysis and institutionalization. “KDU”, “Dobrosvet”. DOI: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1193-1-2021-253
16. Ивахненко Е. Н. Отечественное образование как система и объект управления // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 8-9. С. 9-23. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-9-23 EDN: UYXKHA
Ivakhnenko, E. N. (2018). Domestic education as a system and object of management. Higher Education in Russia, 27(8-9), 9-23. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-8-9-9-23 EDN: UYXKHA
17. Лаптенок С. А. Системный подход и системный анализ в структуре современного высшего образования // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. 2017. № 1 (90). С. 46-48. EDN: YRJHTD
Laptenok, S. A. (2017). System approach and system analysis in modern higher education structure. Issues of Organization and Informatization of Healthcare, (1), 46-48. EDN: YRJHTD
18. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А. Социология высшего образования: Монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2019. 539 с. EDN: XRTKJM
Zborovsky, G. E., & Ambarova, P. A. (2019). Sociology of Higher Education. Humanitarian University. EDN: XRTKJM
19. Бордовская Н. В., Кошкина Е. А., Бочкина Н. А. Образовательные технологии в современной высшей школе (анализ отечественных и зарубежных исследований и практик) // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 6. С. 137-175. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-6-137-175 EDN: YBGQYZ
Bordovskaya, N. V., Koshkina, E. A., & Bochkina, N. A. (2020). Educational technologies in modern higher education institutions (analysis of Russian and foreign research and practice). Education and Science Journal, 22(6), 137-175. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-6-137-175 EDN: YBGQYZ
20. Бурдельная Ю. А. Институциональное многообразие высшего образования: концептуализация понятий // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 12. С. 154-161. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-12-15 EDN: VOATHN
Burdelnaya, Yu. A. (2015). Institutional diversity in higher education: Conceptualization of notions. Modern Research of Social Problems, (12), 154-161. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-12-15 EDN: VOATHN
21. Панчишин С. М., Гринькевич О. С. Понятийный аппарат институционального анализа конкурентоспособности системы высшего образования // Экономика развития. 2017. № 1 (81). С. 50-58. EDN: YIBQHX
Panchishin, S. M., & Grinkevich, O. S. (2017). The conceptual apparatus for institutional analysis of the higher education system competitiveness. Economics of Development, (1), 50-58. EDN: YIBQHX
22. Молокова Е. Л. Теоретические подходы к понятию институциональной среды высшего образования в условиях интернациональных трансформаций // Европейский журнал социальных наук. 2016. № 3. С. 137-144. EDN: XALHNZ
Molokova, E. L. (2016). Theoretical approaches to the concept of the institutional environment of higher education in the conditions of the international transformations. European Journal of Social Sciences, (3), 137-144. EDN: XALHNZ
23. Опрятова О. В. Институциональные механизмы осуществления инноваций на региональном рынке образовательных услуг // Экономические и гуманитарные науки. 2021. № 9 (356). С. 3-12. DOI: 10.33979/2073-7424-2021-356-9-3-12 EDN: VWXAPR
Opryatova, O. V. (2021). Institutional mechanisms for implementing innovations in the regional market of educational services. Economic and Humanitarian Sciences, (9), 3-12. DOI: 10.33979/2073-7424-2021-356-9-3-12 EDN: VWXAPR
24. Рачипа А. В., Латышева А. Т., Самыгин С. И. Институционализация цифрового образования высшей школы: социологический анализ проблемы социализации молодежи // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. 2021. Т. 14, № 3. С. 52-60. DOI: 10.17213/2075-2067-2021-3-52-60 EDN: HEAFVZ
Rachipa, A. V., Latysheva, A. T., & Samygin, S. I. (2021). Institutionalization of digital education in higher education: A sociological analysis of the problems of socialization of youth. Bulletin of the South-Russian State Technical University (NPI). Series: Socio-Economic Sciences, 14(3), 52-60. DOI: 10.17213/2075-2067-2021-3-52-60 EDN: HEAFVZ
25. Теннис Ф. Общность и общество // Социологический журнал. 1998. № 3-4. С. 206-229. EDN: PZQJXL
Tennis, F. (1998). Gemeinschaft und Gesellschaft. Sociological Journal, (3-4), 206-229. EDN: PZQJXL
26. Зборовский Г. Е. Теория социальной общности: Монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. 300 с. EDN: QOKBWV
Zborovsky, G. E. (2009). Community theory. Humanitarian University. EDN: QOKBWV
27. Ядов В. А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования. 1990. № 2. С. 3-16. EDN: YJCRST
Yadov, V. A. (1990). Reflections on the subject of sociology. Sotsiologicheskie Issledovaniya, (2), 3-16. EDN: YJCRST
28. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации: Монография. Москва: Академический Проект, 2005. 528 с. EDN: TNIRKP
Giddens, A. (2005). The Structure of Society. Outline of the Theory of Structuration. Academic Project. EDN: TNIRKP
29. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А., Каташинских В. С., Кеммет Е. В. Ресурсность научно-педагогического сообщества университетов УрФО: опыт качественного исследования // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 5. С. 71-88. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-71-88 EDN: AJWHUY
Zborovsky, G. E., Ambarova, P. A., Katashinskikh, V. S., & Kemmet, E. V. (2023). Resource capacity of academic staff of Ural federal district universities: Qualitative research. Higher Education in Russia, 32(5), 71-88. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-71-88 EDN: AJWHUY
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В современном мире образовательные организации сталкиваются с возрастающей конкуренцией в сфере образования, исследований и инноваций, что приводит к необходимости улучшения своего положения и достижения устойчивого развития и развитию реализации «третьей миссии», подразумевающей взаимодействие с микросредой. Ограниченность ресурсов в широком смысле слова приводит к необходимости ранжирования различных групп заинтересованных сторон в целях удовлетворения запросов так, чтобы они поддерживали стратегию развития образовательной организации.
Материалы и методы. Выбран ряд зарубежных и отечественных источников, представляющих развитие теории стейкхолдер-менеджмента в отношении образовательных организаций, показаны отдельные тезисы, идеи и предложения. С опорой на имеющиеся научные разработки теории и практики стейкхолдер-менеджмента и управления «третьей миссией» образовательной организации в статье представлена авторская методика ранжирования стейкхолдеров образовательной организации, нацеленная на включение аксиологических основ взаимодействия в поле параметров при анализе стейкхолдеров образовательной организации с адаптацией «теории градов» Тевено и Болтански.
Результаты. Представлена апробация авторской методики ранжирования на примере конкретной образовательной организации, в результате которой изучены баланс и интенсивность связей заинтересованных сторон в системе взаимоотношений и выявлено преобладание проектных и репутационных ценностных начал взаимодействия в группах стейкхолдеров образовательной организации, сформировано распределение по квадрантам - стратегическим портфелям для дальнейшего формирования предложений и построения программ развития взаимоотношений с учетом лидирующих ценностей.
Обсуждение. Взаимодействие с учетом ценностных ориентиров и «единиц обмена» заинтересованных сторон может определить стратегию для удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных лиц. В контексте образовательных учреждений развитие стейкхолдерского взаимодействия несет потенциал конкурентного преимущества и может выступать в роли инструмента формирования и поддержки стратегических решений организации в условиях локальных и глобальных ограничений, в особенности при ориентации на поиск нефинансовых вариантов взаимодействия и удовлетворения потребностей.
Введение. При высоких показателях бедности населения Республики Тыва актуальным является анализ социального оптимизма населения региона. Цель представленной статьи - социологическое изучение данного вопроса путем анализа ожиданий респондентами улучшения материального положения, готовности к изменениям и фактической их реализации, опоры на собственный потенциал в решении жизненных задач.
Материалы и методы. Статья основана на результатах социологического исследования социально-экономического положения населения Республики Тыва, проведенного Тувинским институтом гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва в 2023 г. В исследовании был использован метод социологического анализа количественного характера - опрос путем личного интервью.
Результаты. Исследование показало достаточно низкий уровень депрессивных настроений среди населения Республики Тыва. В ожиданиях улучшения своего материального положения более оптимистичны женщины, молодые люди, лица с высшим образованием и обучающаяся в вузах молодежь, а также сельское население. Низкий уровень пессимизма наблюдался среди экономически благополучных респондентов, и, соответственно, уровень негативной оценки своих материальных перспектив был выше среди наименее обеспеченных респондентов. Такая ситуация также была выявлена в ходе анализа готовности респондентов к изменениям и их фактических действий, направленных на улучшение своего материального положения. В решении жизненных задач большая часть опрошенных полагаются на себя.
Обсуждение и выводы. Ожидание позитивных изменений в материальном положении имеет зависимость от достигнутого уровня образования, материальной обеспеченности, имеющегося ресурсного потенциала опрошенных, а также от пола. Большая часть респондентов демонстрирует наличие необходимых экономических и культурных ресурсов, волевых качеств и мотивации для самостоятельного решения текущих социально-экономических проблем своей семьи и не ожидает помощи от институтов власти или других лиц. Эти факты указывают на то, что для населения Республики Тыва характерен достаточно высокий уровень социального оптимизма, готовности к самостоятельным действиям для изменения своего положения. С другой стороны, это может быть проявлением дефицита социального капитала в обществе и пессимизма относительно того, что внешние субъекты в лице органов власти будут решать вопросы улучшения жизни обычного человека.
Введение. Проблема инновационного развития Армении последние годы стала одной из актуальных с точки зрения как теории, так и практики ее применения. Статья посвящена анализу и оценке инновационного потенциала страны с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе. В условиях частичной блокады транспортных коммуникаций, заметного дефицита внутренних источников роста в виде природных ресурсов или накопленного капитала выводят акцент на развитии человеческого капитала в политике по достижению устойчивого экономического роста в Армении. Вместе с тем, в условиях высокой степени турбулентности глобальной экономики и с учетом геополитической нестабильности важным представляется акцент развития экономики Армении именно с точки зрения инновационного потенциала, что позволит стране, на наш взгляд, стать более устойчивой к внешним шокам и кризисам. Ключевая цель исследования заключается в анализе и оценке инновационного потенциала Армении, в том числе с точки зрения перспектив для экономического роста в долгосрочной перспективе.
Материалы и методы. Методологической базой исследования послужила совокупность положений современной экономической теории касательно инновационного потенциала экономики и критериев ее оценки. В работе использованы методы качественного и статистического анализа показателей, с последующим выявлением причинно-следственных связей, методы наблюдения и синтеза.
Результаты и выводы. Проведенное исследование позволило выделить ключевые теоретические подходы к проблеме инновационного развития экономики, в том числе и с точки зрения положительных и негативных последствий для экономического роста. В исследовании были детально рассмотрены теоретические предпосылки формирования инновационного потенциала страны, а также был проведен анализ инновационного развития экономики Армении согласно выделенным в работе критериям. Анализ и оценка критериев инновационного развития экономики были проведены с точки зрения перспектив для обеспечения устойчивого экономического роста в Армении в долгосрочной перспективе.
Результатом исследования стал вывод о том, что экономика Армении нуждается в существенных вливаниях в сферу научно-технического развития, с целью усилить позиции инновационного потенциала страны в долгосрочной перспективе. Вместе с тем, среди ключевых выводов статьи можно выделить рекомендации по развитию человеческого капитала, с учетом существующего в Армении потенциала.
Введение. В статье рассматриваются вопросы этноконфессионального взаимодействия мигрантов и местного населения, когда столкновение традиций и конфессиональных установок становится источником конфликтов, создает угрозу сохранения этноконфессионального мира в России.
Материалы и методы. Использовались эмпирические методы сбора и анализа фактологического материала и социально-типологический подход. Многочисленные примеры рассмотрены методом кейс-анализа. Для анализа различных типов конфликтного взаимодействия мигрантов с местным населением был использован метод кейса.
Результаты. Разнообразие межэтнических и межконфессиональных отношений позволило выделить следующие типы конфликтного взаимодействия мигрантов и местного населения на территории России: межэтнические, межконфессиональные и внутриконфессиональные конфликты. Особенно остро межэтнические конфликты мигрантов и местного населения развиваются в детско-юношеской среде. Приводятся примеры каждого типа конфликтов в разных регионах России.
Обсуждение. За многие века сосуществования народы России научились мирному сосуществованию, основанному на уважительном отношении к национальным и конфессиональным обычаям соседей. Вместе с тем, необходимо отметить явные противоречия между православным автохтонным населением и мигрантами различных вероисповеданий. В этом случае конфликт начинает приобретать черты межрелигиозного столкновения. Этому способствуют и члены этнических диаспор, превращающихся в отдельную влиятельную структуру. Особенно остро этноконфессиональный конфликт развивается не только среди представителей разных конфессий, но и в рамках одного вероисповедания, когда на одной территории сталкиваются мигранты и местное население с разными трактовками вероучения и разными национальными традициями.
Заключение. От органов государственного и муниципального управления требуется принятие серьезных превентивных мер, обеспечивающих бесконфликтное сосуществование народов на территории России. Для решения сложившегося социального конфликта между мигрантами и местным населением необходимо создание специального органа власти, который бы занимался решением проблемы в комплексе.
Введение. Статья посвящена проблеме выстраивания диалога ядерных и неядерных государств Ближнего Востока с целью достижения соглашения о функционировании безъядерной зоны в регионе в качестве меры по сохранению режима нераспространения ядерного оружия. Цель работы - определить пути создания безъядерной зоны на Ближнем Востоке в контексте геополитических реалий региона. Актуальность исследования обусловлена тем, что в связи с принятием текста Договора о запрещении ядерного оружия в 2017 г., предполагающего кардинальное изменение положения акторов в ядерной сфере, возникла необходимость определить перспективы режима нераспространения ядерного оружия. Установлено, что для сохранения указанного режима необходима его адаптация к современным реалиям международных отношений, что предполагает более активную роль, чем в биполярную эпоху, неядерных государств и решение не утрачивающей свое значение проблемы государств, фактически обладающих ядерным оружием, к числу которых на Ближнем Востоке относится Израиль.
Материалы и методы. Исследование осуществляется с применением таких методов, как структурно-функциональный (в рамках определения роли проблемы ближневосточного ядерного урегулирования в политических процессах, происходящих в рамках трансформации режима нераспространения ядерного оружия) и метод case-study (необходимый для изучения особенностей процесса создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия в контексте геополитических противоречий ядерных держав в регионе).
Результаты исследования заключаются в определении путей укрепления режима нераспространения ядерного оружия посредством создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, что предполагает решение вопроса о предоставлении гарантий государствам, фактически обладающим ядерным оружием. Установлено, что Россия как ведущая ядерная держава сможет добиться инициирования и реализации данных мер.
Обсуждение. Режим нераспространения ядерного оружия может быть укреплен благодаря налаживанию политического процесса достижения соглашения ядерных и неядерных держав на региональном уровне - при принятии плана действий по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, что послужит основой для выстраивания подобного диалога для принятия и других мер по укреплению режима нераспространения ядерного оружия на универсальном уровне.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832