Введение. Проблема инновационного развития Армении последние годы стала одной из актуальных с точки зрения как теории, так и практики ее применения. Статья посвящена анализу и оценке инновационного потенциала страны с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе. В условиях частичной блокады транспортных коммуникаций, заметного дефицита внутренних источников роста в виде природных ресурсов или накопленного капитала выводят акцент на развитии человеческого капитала в политике по достижению устойчивого экономического роста в Армении. Вместе с тем, в условиях высокой степени турбулентности глобальной экономики и с учетом геополитической нестабильности важным представляется акцент развития экономики Армении именно с точки зрения инновационного потенциала, что позволит стране, на наш взгляд, стать более устойчивой к внешним шокам и кризисам. Ключевая цель исследования заключается в анализе и оценке инновационного потенциала Армении, в том числе с точки зрения перспектив для экономического роста в долгосрочной перспективе.
Материалы и методы. Методологической базой исследования послужила совокупность положений современной экономической теории касательно инновационного потенциала экономики и критериев ее оценки. В работе использованы методы качественного и статистического анализа показателей, с последующим выявлением причинно-следственных связей, методы наблюдения и синтеза.
Результаты и выводы. Проведенное исследование позволило выделить ключевые теоретические подходы к проблеме инновационного развития экономики, в том числе и с точки зрения положительных и негативных последствий для экономического роста. В исследовании были детально рассмотрены теоретические предпосылки формирования инновационного потенциала страны, а также был проведен анализ инновационного развития экономики Армении согласно выделенным в работе критериям. Анализ и оценка критериев инновационного развития экономики были проведены с точки зрения перспектив для обеспечения устойчивого экономического роста в Армении в долгосрочной перспективе.
Результатом исследования стал вывод о том, что экономика Армении нуждается в существенных вливаниях в сферу научно-технического развития, с целью усилить позиции инновационного потенциала страны в долгосрочной перспективе. Вместе с тем, среди ключевых выводов статьи можно выделить рекомендации по развитию человеческого капитала, с учетом существующего в Армении потенциала.
Идентификаторы и классификаторы
В современном мире инновации и научно-технический прогресс национальной экономики становятся неотъемлемыми составляющими устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе. Инновации определяют развитиепроизводительных сил, способствуют росту благосостояния населения, повышают качество жизни, уровень образования.
Важность инноваций как основной движущей силы экономического прогресса и развития широко признана в научном сообществе. Большинство современных экспертов придерживаются того мнения, что эффективность инноваций имеет решающее значение для конкурентоспособности и национального прогресса.
Список литературы
1. Liezina, A. V., Andriushchenko, K. A., Rozhko, O. D., Datsii, O. I., Mishchenko, L. О., & Cherniaieva, O. O. (2020). Resource planning for risk diversification in the formation of a digital twin enterprise. Accounting, 6(7), 1337-1344. DOI: 10.5267/j.ac.2020.8.016 EDN: YMASQQ
2. Nitsenko, V., Kotenko, S., Hanzhurenko, I., & Ingram, K. L. R. (2020). Determination of weight coefficients for stochastic and fuzzy risks for multimodal transportation. Journal of Physics: Conference Series, 1529(2), Article 032007. DOI: 10.1088/1742-6596/1529/3/032007 EDN: FQKRUT
3. Nitsenko, V., Kotenko, S., Hanzhurenko, I., Mardani, A., Stashkevych, I., & Karakai, M. (2019). Mathematical modeling of multimodal transportation risks. In R. Ghazali, N. Nawi, M. Deris, & J. Abawajy (Eds.) Recent Advances on Soft Computing and Data Mining (pp. 439-447). Springer International Publishing. DOI: 10.1007/978-3-030-36056-6_41
4. Соколов А. П. Потенциал развития экономики регионов: методика стимулирования инновационной активности // Финансовый менеджмент. 2023. № 5-2. С. 139-148. DOI: 10.25806/fm5-22023139-148 EDN: PMJTYB
Sokolov, A. P. (2023). The potential of regional economic development: Methods of stimulating innovation activity. Financial Management, (5-2), 139-148. DOI: 10.25806/fm5-22023139-148 EDN: PMJTYB
5. Качанова Е. А., Чевтаева Н. Г., Ударцев Н. С. Глобальные вызовы для социальноэкономического развития России: анализ и оценка // Проблемы теории и практики управления. 2022. № 3. С. 183-198. EDN: TBKVAQ
Kachanova, E. A., Chevtaeva, N. G., & Udartsev, N. S. (2022). Global challenges for Russia’s socio - economic development: Analysis and evaluation. Problems of Management Theory and Practice, (3), 183-198. EDN: TBKVAQ
6. Победин А. А. Пересмотр современных классификаций санкций в свете санкционного режима в отношении России // R-Economy. 2022. Т. 8, № 3. С. 196-207. DOI: 10.15826/recon.2022.8.3.016 EDN: HRNREA
Pobedin, A. A. (2022). Reconsidering contemporary classifications of sanctions in the light of the Russia sanctions regime. R-Economy, 8(3), 196-207. DOI: 10.15826/recon.2022.8.3.016 EDN: HRNREA
7. Федулов Д. В., Победин А. А. Инновации и их влияние на экономический рост // Экономические науки. 2022. № 208. С. 203-207. DOI: 10.14451/1.208.203 EDN: TLAZOC
Fedulov, D. V., & Pobedin, A. A. (2022). Innovations and their impact on economic growth. Economic Sciences, (208), 203-207. DOI: 10.14451/1.208.203 EDN: TLAZOC
8. Shvindina, H., Taraniuk, L., Kotenko, S., Awujola, A., Taraniuk, K., & Hongzhou, Q. (2022). Cross-country analysis of competitiveness towards innovation potential assessment for industrials. Journal of Eastern European and Central Asian Research, 9(2), 165-182. DOI: 10.15549/jeecar.v9i2.711 EDN: DXHYMS
9. Ерыгин Ю. В., Ерыгина Л. В., Шумаков Ф. П. Инновационный потенциал: значение для экономики, виды и подходы к оценке // Финансовая экономика. 2023. № 1. С. 196-198. EDN: EUBBQO
Erygin, Yu. V., Erygina, L. V., & Shumakov, F. P. (2023). Innovative potential: Economic significance, types and approaches to assessment. Financial Economics, (1), 196-198. EDN: EUBBQO
10. Глазунова В. В. Инновационный потенциал экономики: подходы к оценке и формирование // Микроэкономика. 2023. № 3. С. 12-23. DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.12-23 EDN: WYCLCK
Glazunova, V. V. (2023). Innovative potential of the economy: Approaches to assessment and formation. Microeconomics, (3), 12-23. DOI: 10.33917/mic-3.110.2023.12-23 EDN: WYCLCK
11. Liefner, I., & Jessberger, S. (2016). The use of the analytical hierarchy process as a method of comparing innovation across regions: The examples of the equipment manufacturing industries of Shanghai and Xiamen, China. Environment and Planning A: Economy and Space, 48(6), 1188-1208. DOI: 10.1177/0308518x16636886
12. Aghion, P., Bloom, N., Blundell, R., Griffith, R., & Howitt, P. (2005). Competition and innovation: An inverted-U relationship. The Quarterly Journal of Economics, 120(2), 701-728. DOI: 10.1093/qje/120.2.701
13. Новоскольцева Ю. Ю., Качанова Е. А. Инновационно - инвестиционный проект: проблемы оценки и анализа // Проблемы теории и практики управления. 2022. № 4. С. 114-127. EDN: DJSGXG
Novoskoltseva, Yu. Yu., & Kachanova, E. A. (2022). Innovation and investment project: Problems of evaluation and analysis. Problems of Management Theory and Practice, (4), 114-127. EDN: DJSGXG
14. Maâlej, A. (2022). The role of entrepreneurship and innovation in the environmental and economic dimensions of growth. Insights into Regional Development, 4(2), 85-95. DOI: 10.9770/ird.2022.4.2(7) EDN: HDLHIO
15. Chehabeddine, M. R., Grabowska, S., & Adekola, A. F. (2022). Building a model for securing regional development from ecological threats. Insights into Regional Development, 4(2), 22-40. DOI: 10.9770/IRD.2022.4.2(2) EDN: PHWAUA
16. Васюта Е. А., Подольская Т. В. Тренды инновационного развития экономик стран мира и приоритетные направления для России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. № 1. С. 61-67. DOI: 10.22394/2079-1690-2023-1-1-61-67 EDN: UYPRFR
Vasyuta, E. A., & Podolskaya, T. V. (2023). Trends of foreign economies’ innovative development and priority directions for Russia. State and Municipal Management. Scholar Notes, (1), 61-67. DOI: 10.22394/2079-1690-2023-1-1-61-67 EDN: UYPRFR
17. Носова К. Н. Роль инноваций в развитии экономики региона (на примере Владимирской области) // Наука Красноярья. 2023. Т. 12, № 1-3. С. 101-105. EDN: QYKTTM
Nosova, K. N. (2023). Role of innovations in the development of the regional economy (by the example of the Vladimir region). Krasnoyarsk Science, 12(1-3), 101-105. EDN: QYKTTM
18. Кабалинская Н. А. Внедрение инноваций в инфраструктурных отраслях экономики регионов на примере цифровизации транспортной инфраструктуры г. Москвы // Вестник РАЕН. 2023. Т. 23, № 2. С. 96-102. DOI: 10.52531/1682-1696-2023-23-2-96-102 EDN: APTTFH
Kabalinskaya, N. A. (2023). Introduction of innovations in the infrastructure sectors of the economy of the regions on the example of digitalization of the transport infrastructure of Moscow. Bulletin of RANS, 23(2), 96-102. DOI: 10.52531/1682-1696-2023-23-2-96-102
19. Лопатова Н. Использование инструментов инвестиционной политики для стимулирования инновационного развития экономики в условиях цифровизации // Наука и инновации. 2023. № 10 (248). С. 40-43. DOI: 10.29235/1818-9857-2023-10-40-43 EDN: IPUAHE
Lopatova, N. (2023). Using investment policy instruments to stimulate innovative development of the economy in the context of digitalization. Science and Innovations, (10), 40-43. DOI: 10.29235/1818-9857-2023-10-40-43 EDN: IPUAHE
20. Митина Н. Н., Сун Я. Трансформация и модернизация обрабатывающей промышленности Китая // Инновации и инвестиции. 2022. № 9. С. 31-37. EDN: AAHPEO
Mitina, N. N., & Sun, Y. (2022). Transformation and modernization of China’s manufacturing industry. Innovation and Investment, (9), 31-37. EDN: AAHPEO
21. Ли Ш., Яненко М. Б. Проблемы и вызовы инноваций в маркетинге и рекламе реального сектора экономики Китайской Народной Республики в условиях цифровой трансформации // Бизнес. Образование. Право. 2023. № 2 (63). С. 223-227. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.63.672 EDN: CLOYIN
Lee, Sh., & Yanenko, M. B. (2023). Problems and challenges of innovations in marketing and advertising of the real sector of the People’s Republic of China economy in the conditions of digital transformation. Business. Education. Right, (2), 223-227. DOI: 10.25683/VOLBI.2023.63.672 EDN: CLOYIN
22. Янь М. Ц., Шкарина В. С. Инновационный потенциал развития экономики региона: проблемы и перспективы // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2023. № 6. С. 56-65. DOI: 10.25198/2077-7175-2023-6-56 EDN: REKBJH
Yan, M. Ts., & Shkarina, V. S. (2023). Innovative potential of regional economic development: Problems and prospects. Intellect. Innovations. Investments, (6), 56-65. DOI: 10.25198/2077-7175-2023-6-56 EDN: REKBJH
23. Arif, U., & Ahmad, E. (2020). A framework for analyzing the impact of fiscal decentralization on macroeconomic performance, governance and economic growth. Singapore Economic Review, 65(1), 3-39. DOI: 10.1142/S0217590818500194 EDN: KAZFAY
24. Mohamed, M. M. A., Liu, P., & Nie, G. (2021). Are technological innovation and foreign direct investment a way to boost economic growth? An Egyptian case study using the autoregressive distributed lag (ARDL) model. Sustainability, 13(6), Article 3265. DOI: 10.3390/su13063265 EDN: FLATMR
25. Freel, M. S., & Robson, P. J. A. (2004). Small firm innovation, growth and performance. Evidence from Scotland and Northern England. International Small Business Journal, 22(6), 561-575. DOI: 10.1177/0266242604047410 EDN: JMSWMB
26. Coad, A., Nightingale, P., Stilgoe, J., & Vezzani, A. (2020). Editorial: The dark side of innovation. Industry and Innovation, 28(1), 102-112. DOI: 10.1080/13662716.2020.1818555 EDN: QEXRWC
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В современном мире образовательные организации сталкиваются с возрастающей конкуренцией в сфере образования, исследований и инноваций, что приводит к необходимости улучшения своего положения и достижения устойчивого развития и развитию реализации «третьей миссии», подразумевающей взаимодействие с микросредой. Ограниченность ресурсов в широком смысле слова приводит к необходимости ранжирования различных групп заинтересованных сторон в целях удовлетворения запросов так, чтобы они поддерживали стратегию развития образовательной организации.
Материалы и методы. Выбран ряд зарубежных и отечественных источников, представляющих развитие теории стейкхолдер-менеджмента в отношении образовательных организаций, показаны отдельные тезисы, идеи и предложения. С опорой на имеющиеся научные разработки теории и практики стейкхолдер-менеджмента и управления «третьей миссией» образовательной организации в статье представлена авторская методика ранжирования стейкхолдеров образовательной организации, нацеленная на включение аксиологических основ взаимодействия в поле параметров при анализе стейкхолдеров образовательной организации с адаптацией «теории градов» Тевено и Болтански.
Результаты. Представлена апробация авторской методики ранжирования на примере конкретной образовательной организации, в результате которой изучены баланс и интенсивность связей заинтересованных сторон в системе взаимоотношений и выявлено преобладание проектных и репутационных ценностных начал взаимодействия в группах стейкхолдеров образовательной организации, сформировано распределение по квадрантам - стратегическим портфелям для дальнейшего формирования предложений и построения программ развития взаимоотношений с учетом лидирующих ценностей.
Обсуждение. Взаимодействие с учетом ценностных ориентиров и «единиц обмена» заинтересованных сторон может определить стратегию для удовлетворения потребностей и ожиданий заинтересованных лиц. В контексте образовательных учреждений развитие стейкхолдерского взаимодействия несет потенциал конкурентного преимущества и может выступать в роли инструмента формирования и поддержки стратегических решений организации в условиях локальных и глобальных ограничений, в особенности при ориентации на поиск нефинансовых вариантов взаимодействия и удовлетворения потребностей.
Введение. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью развития инновационного потенциала научно-педагогических работников (НПР), выступающих в качестве главного драйвера развития современного высшего образования в условиях реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». С учетом этого обстоятельства в статье раскрываются: понятие инновационного потенциала НПР; необходимость его создания и реализации; методологические подходы к его исследованию. Цель исследования - рассмотреть методологические подходы для исследования инновационного потенциала НПР.
Материалы и методы. В исследовании применен метод анализа научной литературы по вопросу изучения инновационного потенциала НПР вузов. Результаты. Основные результаты, полученные в ходе исследования: 1. На фоне рассмотренных трактовок понятия инновационного потенциала НПР предложено его авторское понимание. 2. Сформулированы и раскрыты четыре основных методологических подхода к изучению инновационного потенциала НПР - системный, институциональный, ресурсный, общностный. Показано, что системный подход позволяет выделить структурные элементы и функции инновационного потенциала НПР как открытой и динамичной социальной системы, взаимодействующей с системой высшего образования. Выявлено, что институциональный подход дает возможность проанализировать нормативные рамки существования и реализации инновационного потенциала НПР. Определено, что с позиций ресурсного подхода возникает возможность проанализировать имеющиеся у НПР виды ресурсов, являющихся структурным компонентом инновационного потенциала. Установлено, что общностный подход позволяет рассмотреть НПР как социальную общность, реализующую свой инновационный потенциал на разных уровнях.
Обсуждение. В статье обсуждаются возможности применения методологических подходов к исследованию инновационного потенциала социальной общности НПР; на основе представленных подходов обсуждается необходимость разработки стратегии управления процессом становления и развития инновационного потенциала НПР.
Введение. При высоких показателях бедности населения Республики Тыва актуальным является анализ социального оптимизма населения региона. Цель представленной статьи - социологическое изучение данного вопроса путем анализа ожиданий респондентами улучшения материального положения, готовности к изменениям и фактической их реализации, опоры на собственный потенциал в решении жизненных задач.
Материалы и методы. Статья основана на результатах социологического исследования социально-экономического положения населения Республики Тыва, проведенного Тувинским институтом гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва в 2023 г. В исследовании был использован метод социологического анализа количественного характера - опрос путем личного интервью.
Результаты. Исследование показало достаточно низкий уровень депрессивных настроений среди населения Республики Тыва. В ожиданиях улучшения своего материального положения более оптимистичны женщины, молодые люди, лица с высшим образованием и обучающаяся в вузах молодежь, а также сельское население. Низкий уровень пессимизма наблюдался среди экономически благополучных респондентов, и, соответственно, уровень негативной оценки своих материальных перспектив был выше среди наименее обеспеченных респондентов. Такая ситуация также была выявлена в ходе анализа готовности респондентов к изменениям и их фактических действий, направленных на улучшение своего материального положения. В решении жизненных задач большая часть опрошенных полагаются на себя.
Обсуждение и выводы. Ожидание позитивных изменений в материальном положении имеет зависимость от достигнутого уровня образования, материальной обеспеченности, имеющегося ресурсного потенциала опрошенных, а также от пола. Большая часть респондентов демонстрирует наличие необходимых экономических и культурных ресурсов, волевых качеств и мотивации для самостоятельного решения текущих социально-экономических проблем своей семьи и не ожидает помощи от институтов власти или других лиц. Эти факты указывают на то, что для населения Республики Тыва характерен достаточно высокий уровень социального оптимизма, готовности к самостоятельным действиям для изменения своего положения. С другой стороны, это может быть проявлением дефицита социального капитала в обществе и пессимизма относительно того, что внешние субъекты в лице органов власти будут решать вопросы улучшения жизни обычного человека.
Введение. В статье рассматриваются вопросы этноконфессионального взаимодействия мигрантов и местного населения, когда столкновение традиций и конфессиональных установок становится источником конфликтов, создает угрозу сохранения этноконфессионального мира в России.
Материалы и методы. Использовались эмпирические методы сбора и анализа фактологического материала и социально-типологический подход. Многочисленные примеры рассмотрены методом кейс-анализа. Для анализа различных типов конфликтного взаимодействия мигрантов с местным населением был использован метод кейса.
Результаты. Разнообразие межэтнических и межконфессиональных отношений позволило выделить следующие типы конфликтного взаимодействия мигрантов и местного населения на территории России: межэтнические, межконфессиональные и внутриконфессиональные конфликты. Особенно остро межэтнические конфликты мигрантов и местного населения развиваются в детско-юношеской среде. Приводятся примеры каждого типа конфликтов в разных регионах России.
Обсуждение. За многие века сосуществования народы России научились мирному сосуществованию, основанному на уважительном отношении к национальным и конфессиональным обычаям соседей. Вместе с тем, необходимо отметить явные противоречия между православным автохтонным населением и мигрантами различных вероисповеданий. В этом случае конфликт начинает приобретать черты межрелигиозного столкновения. Этому способствуют и члены этнических диаспор, превращающихся в отдельную влиятельную структуру. Особенно остро этноконфессиональный конфликт развивается не только среди представителей разных конфессий, но и в рамках одного вероисповедания, когда на одной территории сталкиваются мигранты и местное население с разными трактовками вероучения и разными национальными традициями.
Заключение. От органов государственного и муниципального управления требуется принятие серьезных превентивных мер, обеспечивающих бесконфликтное сосуществование народов на территории России. Для решения сложившегося социального конфликта между мигрантами и местным населением необходимо создание специального органа власти, который бы занимался решением проблемы в комплексе.
Введение. Статья посвящена проблеме выстраивания диалога ядерных и неядерных государств Ближнего Востока с целью достижения соглашения о функционировании безъядерной зоны в регионе в качестве меры по сохранению режима нераспространения ядерного оружия. Цель работы - определить пути создания безъядерной зоны на Ближнем Востоке в контексте геополитических реалий региона. Актуальность исследования обусловлена тем, что в связи с принятием текста Договора о запрещении ядерного оружия в 2017 г., предполагающего кардинальное изменение положения акторов в ядерной сфере, возникла необходимость определить перспективы режима нераспространения ядерного оружия. Установлено, что для сохранения указанного режима необходима его адаптация к современным реалиям международных отношений, что предполагает более активную роль, чем в биполярную эпоху, неядерных государств и решение не утрачивающей свое значение проблемы государств, фактически обладающих ядерным оружием, к числу которых на Ближнем Востоке относится Израиль.
Материалы и методы. Исследование осуществляется с применением таких методов, как структурно-функциональный (в рамках определения роли проблемы ближневосточного ядерного урегулирования в политических процессах, происходящих в рамках трансформации режима нераспространения ядерного оружия) и метод case-study (необходимый для изучения особенностей процесса создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия в контексте геополитических противоречий ядерных держав в регионе).
Результаты исследования заключаются в определении путей укрепления режима нераспространения ядерного оружия посредством создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, что предполагает решение вопроса о предоставлении гарантий государствам, фактически обладающим ядерным оружием. Установлено, что Россия как ведущая ядерная держава сможет добиться инициирования и реализации данных мер.
Обсуждение. Режим нераспространения ядерного оружия может быть укреплен благодаря налаживанию политического процесса достижения соглашения ядерных и неядерных держав на региональном уровне - при принятии плана действий по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия, что послужит основой для выстраивания подобного диалога для принятия и других мер по укреплению режима нераспространения ядерного оружия на универсальном уровне.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832