В статье рассматривается проблема совершенствования читательской грамотности обучающихся; обозначаются читательские дефициты, выявленные по итогам общероссийского исследования «Оценка по модели PISA»; определяются «проблемные зоны», связанные с недостаточным уровнем сформированности определенных читательских умений школьников, указываются некоторые возможные способы совершенствования читательской грамотности на уроках русского языка.
Идентификаторы и классификаторы
Одной из ключевых задач, стоящих сегодня перед системой общего образования, является задача формирования функциональной грамотности школьников.
Список литературы
1. Банк заданий. Читательская грамотность. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost /(дата обращения 01.03.2023).
2. Банк заданий. Читательская грамотность. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti /(дата обращения 01.03.2023).
3. Государственная образовательная платформа “Российская электронная школа” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fg.resh.edu.ru//(дата обращения 01.03.2023).
4. Мерзлякова, Н.В. Инновационные подходы к тексту как дидактической единице в контексте проблемы совершенствования читательской грамотности / Н.В. Мерзлякова // Современное образование: наука и практика. -Рязань, 2021. - №1 (16). - С. 18.
5. Мерзлякова, Н.В. Особенности инструментария для определения уровня читательской грамотности, используемого в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PROGRAMME FOR INTERNATIONAL STUDENT ASSESSMENT (PISA) / Н.В. Мерзлякова, Н.Н. Парамзина // Современное образование: наука и практика. - Рязань, 2022. - №1 (16). - С. 18.
6. Мерзлякова, Н.В. Некоторые аспекты совершенствования читательской грамотности обучающихся на уроках русского языка в 5-9 классах / Н.В. Мерзлякова, Н.Н. Парамзина // Слово. Словесность. Словесник: материалы всероссийской с международным участием науч.-практ. конф. преподавателей и студентов, 15 апр. 2021 г. / отв. ред. Ю.А. Южакова; Ряз. гос. ун-т имени С.А. Есенина. - Рязань, 2021. - Вып. 7. - С. 309-312. EDN: ZNULNZ
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/401433920/- (дата обращения 01.03.2023).
8. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. № 858 “Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и установления предельного срока использования исключенных учебников” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405490287/- (дата обращения 01.03.2023).
9. Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //fioco.ru/%D 1 %80%D0%B5%D0%B7%D 1 %83 %D0%BB%D 1 %8C%D 1 %82 %D0%B0%D 1 %82%D 1 %8B- %D0%BE%D0%B1 %D 1 %89%D0%B5%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %81 %D0 %B8%D0%B8%CC%86%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B8%CC%86-%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8-PISA-2021 (дата обращения 01.03.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются вопросы формирования читательской грамотности на уроках истории и обществознания в контексте подготовки обучающихся к выполнению соответствующих заданий ЕГЭ по данным предметам; приведены примеры работы с различными видами текстов, а также модели заданий, выполнение которых будет способствовать формированию читательской грамотности выпускников.
В статье исследуются вопросы участия российских подростков 15-летнего возраста в международном мониторинговом исследовании PISA, анализируются полученные результаты в области естественно-научной грамотности, сформулирован ряд выявленных проблем низких результатов российских школьников и предложены направления работы по совершенствованию преподавания предметов естественно-научного цикла, что составляет практическую значимость данной статьи.
В статье рассматриваются возможности развития читательской грамотности при работе с разными типами текстов на уроке иностранного языка на средней ступени обучения. Авторы анализируют задания, предлагаемые в школьных учебниках, дают методические рекомендации по повышению эффективности работы с текстом и предлагают подход к организации занятия, который предполагает реализацию лингвистического и коммуникативного потенциала письменного источника информации. Материалом для анализа послужили тексты из действующих школьных учебников, что делает исследование актуальным для работы практикующих учителей.
В статье рассматривается специфика организации подходов к развитию читательской грамотности обучающихся основной школы на уроках литературы: указаны основные виды читательских дефицитов школьников, обозначены читательские умения, развитие которых должно обеспечиваться посредством применения в образовательном пространстве определенных технологий, приемов обучения, кратко охарактеризованы некоторые стратегии чтения.
В статье рассматриваются понятие и основные характеристики гибких навыков (soft skills) как универсальных компетенций будущего, определяется их роль в профессиональном самоопределении и успешности в будущей профессиональной деятельности современных школьников, раскрываются условия и способы их развития у детей в семье, в школе и в дополнительном образовании.
В статье представлены особенности работы школы полного дня как образовательного учреждения, позволяющего наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности ребенка в условиях учебного сообщества, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Модель школы полного дня, описанная в статье, позволяет педагогам-практикам выстроить свою деятельность по объединению в единый функциональный комплекс системы общего и дополнительного образования, образовательную и оздоровительную деятельность в школе.
Директора школ оказывают сильное влияние на обучение и успеваемость обучающихся благодаря своей способности влиять на организационные характеристики школы, необходимые для качественного преподавания и обучения. В статье актуализируется проблема оценки профессиональных компетенций руководителей образовательных организаций региона в рамках процесса аттестации руководителей общеобразовательных организаций; освещается процесс тестирования руководителей и кандидатов на должности руководителей образовательных организаций.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ОГБУ ДПО РИРО
- Регион
- Россия, Рязань
- Почтовый адрес
- 390023, Рязанская обл., г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2А
- Юр. адрес
- 390023, Рязанская обл, г Рязань, ул Урицкого, д 2А
- ФИО
- Кашаев Андрей Анатольевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- riro@ryazan.gov.ru
- Контактный телефон
- +7 (491) 2444979
- Сайт
- https://rirorzn.ru