Введение. Актуальность вопросов организации оперативно-розыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений, определяется тем, что появление новых форм и методов осуществления преступной деятельности, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, ставит перед необходимостью пересмотра прежних и выработки новых подходов к вопросам использования потенциала оперативно-розыскной деятельности для сдерживания и контроля преступности.
Целью работы является формирование теоретических положений, расширяющих научные представления о формах осуществления органами внутренних дел оперативно-розыскного контроля за лицами, склонными к совершению преступлений, а также предложений по совершенствованию правовых основ данной деятельности. Методы. Методологическую основу работы составил диалектический метод познания явлений и процессов реальной действительности, предполагающий их изучение в постоянном развитии, тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
При подготовке статьи также использовались общенаучные методы познания: теоретические (обобщение, системно-структурный, научная абстракция); формально-логические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия); эмпирические (сравнение, описание). Из частнонаучных методов познания применялись сравнительно-правовой, статистический, контент-анализ, формально-юридический.
Результаты. Автором определяются ключевые понятия в рассматриваемой сфере правоотношений (оперативно-розыскной контроль органов внутренних дел, специальное наблюдение, оперативно-профилактическое наблюдение), содержание и особенности которых раскрываются в тексте работы. Рассмотрены теоретико-правовые аспекты организационно-тактических форм оперативно-розыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений. Акцентируется внимание на важности дифференциации объектов контроля в зависимости от их социально-правового статуса и степени потенциальной общественной опасности, поскольку это определяет применяемый инструментарий - объем привлекаемых сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.
Заключение. Автор приходит к выводу о необходимости формирования научно обоснованной теоретической модели в виде проекта Концепции развития системы оперативно-розыскного контроля за лицами, склонными к совершению преступлений, которая с учетом возникновения качественно новых видов криминальных угроз имеет существенное значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Идентификаторы и классификаторы
Оперативно-розыскной контроль органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений (далее – ОРК ОВД), представляет собой мониторингово-предупредительный организационно-тактический комплекс оперативнорозыскных мероприятий (далее – ОРМ) и иных законных действий, осуществляемых оперативными подразделениями полиции в отношении лиц, состоящих на оперативном и профилактическом учетах, заключающийся в наблюдении за их образом жизни и поведением в целях предупреждения совершения ими преступлений, решения иных общих и частных задач оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД).
Список литературы
1. Бабушкин А. А. Оперативно-розыскной контроль за лицами, склонными к совершению преступлений // Труды ВНИИ МВД России. - М.: ВНИИ МВД России, 2020. Т. 1. Ч. 6. С. 3-15. EDN: RQERSW
2. Агапов П. В., Сухаренко А. Н. Актуальные проблемы борьбы с лидерами преступной среды России // Безопасность бизнеса. 2017. № 5. С. 33-39. EDN: ZGUDYV
3. Клейменов М. П., Клейменов И. М. Нераскрытая преступность: монография. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 208 с.
4. Касторский Г. Л. Криминологические особенности процесса преступной специализации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии: науч.-практ. журнал. 2022. № 4 (84). С. 86-89. EDN: KZZMNN
5. Омелин В. Н. Оперативно-розыскные мероприятия и оперативно-розыскные действия: критерии разграничения // Закон и право: научный журнал. 2018. № 11. С. 132-134.
6. Моргунов С. В. Криминологическая характеристика рецидивной преступности и ее профилактика в деятельности уголовного розыска: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Тюмень, 2011. - 26 с. EDN: QHMVSP
7. Кутуков С. А. Проблемы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы: анализ законодательства и практики // Юридический вестник Дагестанского государственного университета: науч. журнал. 2021. № 1. С. 107-111.
8. Воронин М. Ю. Реализация государственной политики в сфере профилактики преступлений // Научный портал МВД России. 2017. № 2. С. 85-88. EDN: ZGWQRX
9. Шергин А. П. Административно-деликтное право и законодательство (статьи, выступления, размышления): сб. науч. тр. - М.: ВНИИ МВД России, 2015. C. 255-269.
10. Огнева В. В., Киселев С. А. Проблемные аспекты государственного регулирования деятельности политического института иностранных агентов в современной России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2023. № 1. С. 36-45. EDN: DOAHGO
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассматриваются приоритетные направления работы правоохранительных органов, связанные с особенностями организации и осуществления контроля (надзора) за обеспечением безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса.
Топливно-энергетический комплекс является ключевым сектором экономики, поскольку обеспечивает энергией различные отрасли промышленности и бытовые потребности граждан. Поэтому безопасность и надлежащая организация контроля на объектах этого комплекса имеют стратегическое значение для общества.
Обобщены особенности организации и осуществления контроля (надзора) за обеспечением безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса, и определены приоритетные направления работы правоохранительных органов в данной сфере. В основе исследования лежит анализ существующих методов и подходов к контролю, а также выявление основных угроз и рисков, связанных с безопасностью в данной отрасли. В частности, раскрывается сущность работы правоохранительных органов, направленной на предотвращение и раскрытие террористических актов, которые могут угрожать безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, на борьбу с экономическими преступлениями, предупреждение аварий и катастроф, а также обеспечение личной безопасности персонала.
Рассмотрены вопросы организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса. Проведен анализ обобщенной практики государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности топливно-энергетического комплекса на примере Воронежской области в период с 2021 по 2023 год.
Вносятся предложения по конкретизации деятельности правоохранительных органов и сосредоточению усилий в указанных приоритетных направлениях работы для обеспечения безопасности на объектах топливно-энергетического комплекса. Анализ и реализация приведенных рекомендаций помогут снизить уровень рисков и повысить безопасность в данной отрасли, что окажет положительное влияние на экономику, экологию и общество в целом.
Введение. Анализируется современное состояние учета заведомо ложных сообщений об акте терроризма. Рассматриваются меры, направленные на объективизацию показательного состава, характеризующего состояние террористической преступности, ее структуры, динамики, уровня и тенденций развития на территории Российской Федерации.
Цель, задачи - анализ состояния учета заведомо ложных сообщений об акте терроризма. Подготовка предложений по совершенствованию статистического наблюдения по данному направлению.
Результаты. Проанализировано состояние учитываемости в системе уголовно-правовой статистики фактов заведомо ложных сообщений об акте терроризма, которое характеризуется непрерывающимся скачкообразным ростом данных социально опасных проявлений.
Выводы. Предлагается ввести и юридически закрепить такую единицу статистического учета, как «преступление, обладающее признаками терроризма», что предполагает организацию статистического наблюдения за состоянием заведомо ложных сообщений об акте терроризма.
Целью работы является формулирование предложений по совершенствованию нормативной правовой основы деятельности оперативных подразделений уполномоченных государственных органов по обеспечению особого правового режима военного положения.
Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, отмечается наличие существенной теоретико-правовой проблемы, влияющей на эффективность практической деятельности уполномоченных государственных органов на территории новых субъектов Российской Федерации, которая заключается в несбалансированности действующего российского законодательства, регулирующего вопросы оперативно-розыскного обеспечения военного положения.
В основной части анализируются соответствующие положения Федерального конституционного закона «О военном положении» и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» на предмет их соответствия и достаточности правового регулирования рассматриваемой сферы. Акцентируется внимание на том, что цели военного положения не конкурируют с целями и задачами оперативно-розыскной деятельности (защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, безопасности общества и государства от преступных посягательств) и не подменяют их, поэтому необходимо формирование комплексного законодательного регулирования оперативно-розыскного обеспечения военного положения, в том числе устанавливающего основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на максимальную реализацию разведывательно-поисковых возможностей оперативных подразделений в данных условиях.
В заключительной части изложены предложения по внесению изменений и дополнений в действующее российское законодательство, направленных на повышение эффективности деятельности оперативно-розыскных органов по решению задач режима военного положения.
Введение. С началом XXI столетия виток развития отечественной уголовно-правовой системы охарактеризовался расширением практики освобождения от уголовной ответственности. Правовые предпосылки для этого оформлялись в отечественных кодифицированных источниках начиная с Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1922 года, а свое окончательное закрепление получили в период действия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 года. Это продиктовано развитием альтернативных уголовному наказанию способов разрешения уголовных дел, которые отвечают требованиям взятого государством курса на гуманизацию уголовно-правовой политики, экономию процессуальных средств и издержек. Вместе с тем, несмотря на наличие в отечественном законодательстве возможностей применения таких процедур и их нормативной регламентации, широкого распространения среди правоприменителей они не получили.
Цель исследования. С учетом развития правоотношений следователя и защитника рассмотреть вопросы прекращения уголовного преследования, проанализировать правоприменительную практику и статистические данные, связанные с реализацией компромиссного разрешения уголовного дела путем совместных усилий сторон в досудебном и судебном производствах, сопоставить временные и числовые показатели. Получить выводы о влиянии исследуемых механизмов как на назначение уголовного судопроизводства в целом, так и на взаимодействие следователя и защитника в частности.
Методологическую основу составили: различные общенаучные приемы и способы познания: моделирование, анализ, синтез, формально-логический подход, частнонаучные методы, метод обобщения (статистический анализ, включающий описание и объяснение обобщенных фактов).
Выводы. Сделан вывод о качественных составляющих детерминантов, влияющих на невысокую популярность института, связанного с возмещением вреда, причиненного преступлением, в рамках предварительного расследования. Кроме этого, аргументирована авторская позиция о необходимости в ближайшее время предложить компромиссные пути реформирования и популяризации института прекращения уголовного преследования путем внутреннего согласования правовых норм и правоприменительной деятельности органов дознания, следствия, адвокатского сообщества, прокуратуры, суда.
Введение. С момента законодательного закрепления квалифицирующего признака, предусмотренного пунктом «в» части 1 статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающего ответственность за хулиганство, совершенное на различных видах транспорта, прошло более семи лет. Вместе с тем практика применения отмеченной новеллы уголовного закона не позволила в полной мере сформировать унифицированные и четко сформулированные критерии, позволяющие однообразно квалифицировать хулиганство, совершенное на транспорте. Введенный квалифицирующий признак до настоящего времени не получил должного толкования и со стороны Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Цель исследования заключается в научном осмыслении критериев для определения подходов к отождествлению транспортного средства как места совершения преступления, являющегося квалифицирующим признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного пунктом «в» части 1 статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Задача исследования состоит в установлении концептуальных признаков, позволяющих отнести различные виды транспортных средств к пассажирскому транспорту общего пользования, и условий, при которых хулиганство подлежит квалификации по пункту «в» части 1 статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Методологическая основа исследования объединяет в себе общенаучные (диалектический, формально-логический и системно-структурный) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы познания, применяя которые проведен анализ широкого спектра правовых норм в сфере транспорта и организации пассажирских перевозок и выявлены специфические черты транспортного средства как места совершения хулиганства.
Выводы. Предпринята попытка формирования понятийно-терминологического аппарата и возможных подходов к определению специфики места и обстоятельств хулиганства, совершенного на железнодорожном, морском, внутреннем водном и воздушном транспорте. Отдельно затронута проблематика определения места совершения хулиганства в транспортных средствах, обозначенных в диспозиции исследуемого состава преступления как иной транспорт общего пользования. Приведены критерии для исключения отдельных помещений в пассажирском транспортном средстве, при совершении хулиганства в которых квалификация действий лица по пункту «в» части 1 статьи 213 Уголовного кодекса Российской Федерации представляется необоснованной.
Предмет исследования. Рассматриваются проблемы, возникающие на практике при квалификации преступлений, выражающихся в управлении транспортным средством лицом, лишенным права управления транспортными средствами и подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость.
Методика и содержание исследования. На основе системного анализа положений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также литературных источников и материалов судебной практики раскрываются проблемы, связанные с толкованием и применением норм уголовного права, регламентирующих основания и условия уголовной ответственности за указанные преступления.
Результаты исследования. Сформулированы рекомендации по квалификации указанных преступлений, а также предложения по совершенствованию уголовного законодательства.
Предметом настоящего исследования являются нормы гражданского, уголовно-процессуального, административного законодательства, предусматривающие обязательства по хранению вещей в силу закона с участием органов внутренних дел Российской Федерации в целях устранения пробелов и коллизий правового регулирования.
Задачи: охарактеризовать правоотношение по хранению вещей с участием органов внутренних дел Российской Федерации при исполнении ими правоохранительной функции как правоотношение, возникающее в силу закона, обладающее особенностями, связанными с особым правовым регулированием и реализацией в ряде случаев властных полномочий органов внутренних дел Российской Федерации.
Методы: совокупность методов научного познания, в частности сравнительно-правовой метод, методы системности и анализа. Результаты исследования: рассмотрены проблемы, связанные с отсутствием должного правового регулирования в гражданском законодательстве правоотношений по хранению вещей в силу закона, выявлена противоречивость ведомственного нормативного регулирования обязательств по хранению вещей, проанализирована судебная практика.
Область применения результатов: сформулированные выводы могут быть использованы в правотворческой, правоприменительной деятельности и в учебном процессе. Новизна исследования заключается в выявлении коллизии и пробелов нормативных актов, регулирующих вопросы хранения вещей, и предложении путей их решения.
Выводы. Сделан вывод о существовании гражданско-правовых обязательств по хранению вещей с участием органов внутренних дел Российской Федерации как в рамках гражданско-правовых отношений, так и в рамках уголовно-процессуальных и административно-правовых отношений. При этом основанием возникновения обязательств по хранению вещей с участием органов внутренних дел Российской Федерации в указанных правоотношениях является указание в законе в отличие от гражданских правоотношений, в которых гражданско-правовые обязательства возникают на основе гражданско-правового договора. Вопросы защиты имущественных прав собственника и иного законного владельца вещи в указанных правоотношениях законодателем должным образом не урегулированы. Законодатель не уделяет должного внимания межотраслевым связям института хранения.
Введение. Рассматриваются вопросы оптимизации установленного порядка отбора кандидатов на службу в органы внутренних дел и/или учебу в образовательных организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в современном социально-политическом контексте с учетом имеющихся кадровых проблем, специфики прохождения службы в органах внутренних дел и необходимости защиты личного состава от угроз со стороны организованной преступности и иных негативно настроенных по отношению к представителям власти лиц.
Методология. Аналитический характер работы предопределил использование таких методов, как анализ действующих нормативных правовых актов, в том числе и подзаконного характера, материалов практической деятельности органов внутренних дел. Использованы общенаучные и частнонаучные методы познания; применялся структурно-логический метод, а также методы аналогии, обобщения, синтеза. Выводы. Проведенный анализ позволил сформулировать комплекс конкретных предложений, нацеленных на воспрепятствование поступлению на службу в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели и представляющих угрозу собственной безопасности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Введение. Актуальность проблемы противодействия преступлениям, связанным с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком, определяется тем, что данная противоправная деятельность наносит ущерб и финансовому рынку страны, и ее экономической безопасности. Низкие показатели выявления и пресечения таких преступлений актуализируют тему анализа полномочий регуляторных органов и органов внутренних дел, а также оценки сложности межведомственного взаимодействия и неэффективности методических разработок, направленных на противодействие преступлениям в сфере финансовых рынков. Эти обстоятельства диктуют необходимость углубленного изучения анализируемой сферы, что позволит скорректировать практику противодействия.
Методы. На основе статистики Банка России анализируются данные о результатах деятельности по выявлению преступлений, связанных с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком, за период действия Федерального закона от 27 июня 2010 г. № 224-ФЗ.
Результаты. На основе анализа эмпирического материала произведен обзор подходов к государственному регулированию противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Обосновано деструктивное влияние неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком на экономическую безопасность. Показано, что такие действия наносят значительный урон стабильности и привлекательности финансовых рынков, способствуя их криминализации и теневизации. Выявлено несоответствие между широтой распространения таких практик и низкой эффективностью организационно-правового регулирования и методического обеспечения борьбы с ними.
Обсуждение и заключение. Определены и систематизированы проблемные и перспективные вопросы деятельности по противодействию преступлениям, связанным с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком. В числе предложенных мер повышения эффективности системы противодействия - разработка специализированных методик анализа и углубление взаимодействия между регуляторными органами и органами внутренних дел.
Введение. Рассматриваются предпосылки создания, этапы формирования, правовые и организационные основы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». На основании имеющихся нормативных источников, а также эмпирических данных, полученных из территориальных органов внутренних дел, формулируются и анализируются проблемы функционирования правоохранительного сегмента комплекса, а также вносятся предложения, направленные на совершенствование деятельности органов государственной власти и органов внутренних дел в рассматриваемой сфере.
Методологическая основа. Исследование проведено с использованием таких методов, как формально-юридический, анализ, системный подход, статистический, экспертных оценок и другие. Проведено комплексное изучение основных нормативных актов и материалов правоприменительной практики по теме исследования, а также имеющихся статистических данных. Системный подход позволил выделить основные направления дальнейшего совершенствования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Цель исследования: выявить современное состояние и проблемы функционирования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и отдельных его структурных элементов, а также влияние правоохранительного сегмента комплекса на результативность деятельности органов внутренних дел.
Выводы. На основе анализа текущего состояния нормативного правового регулирования и показателей эффективности практического применения органами внутренних дел технических и программных средств комплекса автор приходит к выводу о необходимости принятия ряда дополнительных нормативных правовых актов и мер организационного характера, направленных на повышение эффективности в рассматриваемой сфере.
Актуальность работы обусловлена значимостью задач организации взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Росгвардии по вопросам, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере оборота оружия. Ввиду высокой потенциальной общественной опасности эти вопросы в соответствии с российским законодательством отнесены к видам лицензированной деятельности, то есть деятельности, на которую требуется лицензия и, следовательно, предусмотрен особый порядок административно-правового регулирования.
Постановка проблемы. Функция государственного контроля (надзора) за реализацией лицензионных требований в области оборота оружия относится к функциям с совпадающей (конкурирующей) компетенцией федеральных органов исполнительной власти, и в первую очередь Росгвардии и Министерства внутренних дел Российской Федерации. В связи с этим возникает необходимость обеспечить их эффективное взаимодействие.
Цель исследования состоит в научном осмыслении сложившейся практики административно-правового регулирования взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Росгвардии в области оборота оружия.
Методологической основой исследования выступают общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания. В их числе: метод анализа и синтеза, логический, комплексный, системно-структурный, функциональный, исторический, сравнительного правоведения, формально-юридический, классификации и некоторые другие.
Основные выводы проведенного исследования. Обеспечение лицензионных требований в области оборота оружия обусловливает необходимость детального и строгого разграничения полномочий между органами, исполняющими совпадающие (конкурирующие) полномочия в указанной области, и организации эффективного взаимодействия между ними. Существовавшие ранее проблемы правового регулирования организации взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и Росгвардии в области контроля за оборотом оружия в основном преодолены. Вместе с тем в этом процессе по-прежнему имеются недостаточно урегулированные моменты. В первую очередь это касается вопросов взаимодействия в розыске похищенного, утраченного оружия, выявления и пресечения попыток его нелегального приобретения.
В последние годы научное сообщество ведет активный поиск подходов к формированию доктринальных взглядов на проблему совершенствования теоретических воззрений на обеспечение национальной безопасности государства, выработки стратегических концептов для концентрации адресных усилий в этом направлении. В таких условиях, к примеру, исследователь С. Н. Сильвестров предлагает уделить пристальное внимание «формированию институтов управления глобальными рисками устойчивого развития» [1, c. 18–25].
Введение. В последнее время на официальной повестке полномочных органов, ответственных за формирование и реализацию государственной миграционной политики, вновь стали обсуждаться вопросы разработки и нормативного закрепления критериев отбора потенциальных иммигрантов в Российскую Федерацию. Речь идет о возможности внедрения в нашей стране по аналогии с отдельными зарубежными государствами балльной системы отбора мигрантов.
Цель исследования. Рассмотреть вопрос о целесообразности внедрения в отечественную иммиграционную практику аналога зарубежных балльных систем отбора потенциальных иммигрантов. Провести ретроспективный анализ документов стратегического планирования, а также нормативных правовых актов, определяющих требования к иностранным гражданам, желающим иммигрировать в Российскую Федерацию. Предложить авторскую модель балльной системы отбора потенциальных иммигрантов в Российскую Федерацию.
Выводы. В качестве перспективной модели реализации иммиграционной политики Российской Федерации предлагается рассматривать три программных направления: репатриация русскоязычного населения зарубежных государств в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; привлечение иностранных специалистов на основе конкурса по балльной системе в рамках государственной программы «Квалифицированная иммиграция в Российскую Федерацию»; привлечение иностранных трудящихся на основе трудовых контрактов в соответствии с потребностями региональных экономик Российской Федерации.
Введение. Исследуются актуальные проблемы в сфере профилактики семейного неблагополучия и формирования основ ответственного родительства.
Цель исследования. Провести анализ правовой регламентации профилактики семейного неблагополучия и формирования основ ответственного родительства на федеральном и региональном уровнях и практики ее применения.
Эмпирическую основу составляют положения нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, информационно-аналитические материалы, предоставленные территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.
Методология. Методологию исследования составляют формально-юридический метод и метод системного анализа правовых актов.
Выводы. На основе действующего законодательства и практики его применения делаются выводы о существующих правовых основах профилактики семейного неблагополучия и формирования основ «ответственного родительства» на федеральном и региональном уровнях, органах и учреждениях системы профилактики, механизме их взаимодействия в мероприятиях по профилактике семейного неблагополучия и формированию основ «ответственного родительства», которые нуждаются в достаточном финансировании органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Издательство
- Издательство
- ФГКУ "ВНИИ МВД РОССИИ"
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- Погорельский пер., 6
- Юр. адрес
- 123995, город Москва, Поварская ул., д.25
- ФИО
- Кожокарь Валерий Васильевич (НАЧАЛЬНИК)
- Контактный телефон
- +7 (495) 6913574