Российского государственного архива древних актов, охарактеризован состав населения Тетюшского уезда и города Тетюши в частности. Описание приводится по трем категориям: служилые люди, посадское и слободское население, духовенство. Отдельно повествуется о помещичьем землевладении и вотчинном хозяйстве Тетюшского Покровского монастыря. Исходя из полученных статистических данных, сделан вывод о том, что преобладающим населением в Тетюшах в середине XVII столетия являлись служилые люди, большинством из которых были представители рати, т. е. Тетюши, основанные в 1571 г. в качестве военной заставы на укрепленных засечных чертах, по-прежнему выполняли роль крепости.
Идентификаторы и классификаторы
Город Тетюши имеет древнюю историю, берущую свое начало с азелинской культуры (III-IV вв.). Археологические изыскания, проводившиеся в городе в середине XX – начале XXI вв., прослеживают последовательное хозяйственное освоение этой территории вплоть до 30-х гг. XV столетия.
Список литературы
1. Абдуллин Х. М., Мустафина Д. А., Ситдиков А. Г. Формирование базы данных исторических источников второй половины XVI - первой половины XIX века для геоинформационной системы Казанского края // Ученые записки Казанского университета, 2013. - Т. 155. - Кн. 3. - Ч. 1. - С. 66-78. EDN: PJNHOZ
Abdullin Kh. M., Mustafina D. A., Sitdikov A. G. Formirovaniye bazy dannykh istoticheskikh istochnikov vtoroy poloviny XVI - pervoy poloviny XIX veka dlya geoinformatsionnoy sistemy Kazanskogo kraya [Formation of a database of historical sources of the second half of the 16th - first half of the 19th century for the geographic information system of the Kazan region]. IN: Uchenyye zapiski Kazanskogo universiteta, 2013, vol. 155, book 3, Ch. 1, pp. 66-78.
2. Голикова Н. Б. Очерки по истории городов России конца XVII - начала XVIII вв. - М.: Издательство МГУ, 1982. - 215 с.
Golikova N. B. Ocherki po istorii gorodov Rossii kontsa XVII - nachala XVIII vv. [Essays on the history of Russian cities of the late 17th - early 18th centuries]. Мoscow: publishing house of Moscow state university, 1982, 215 p.
3. Димитриев В. Д. Чебоксары. Очерки истории города конца XIII-XVII веков. - Чебоксары: ЧГИГН, 2003. - 178 с. EDN: QOSBHD
Dimitriev V. D. Ocherki istotii goroda kontsa XIII-XVII vekov [Cheboksary. Essays on the history of the city of the late 13th-17th centuries]. Cheboksary: Chuvash state institute of humanities, 2003, 178 p.
4. Ермолаев И. П. Среднее Поволжье во II половине XVI-XVII вв. (Управление Казанским краем). - Казань: Издательство Казанского университета, 1982. - 223 с. EDN: RGYAST
Ermolaev I.P. Sredneye Povolzhye vo 2 polovine XVI-XVII vv. (Upravleniye Kazanskim krayem) [Middle Volga region in the 2nd half of the 16th-17th centuries (Management of the Kazan region)]. Кazan: Kazan university publishing house, 1982, 223 p. EDN: RGYAST
5. Крепости городов Поволжья и Приуралья в конце XVII - начале XVIII века / Отв. ред. В. Д. Кочетков; сост. В. Д. Кочетков, М. В. Хацкевич, А. А. Чибис. - Чебоксары: Новое Время, 2022. - 204 с.
Kreposti gorodov Povolzhya I Priuralya v kontse XVII - nachale XVIII veka [Fortresses of the cities of the Volga region and the Urals at the end of the XVII - beginning of the XVIII century]. Cheboksary: New time publ., 2022, 204 p.
6. Мустафина Д. А. Крепостные сооружения в городах Казанского края в конце XVII в. // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2006. - № 2. - С. 28-43.
Mustafina D. A. Krepostnyye sooruzheniya v dorodakh Kazanskogo kraya v kontse XVII v. [Fortress buildings in the cities of the Kazan region at the end of the 17th century]. IN: Gasyrlar avazy - Eho vekov, 2006, no. 2, pp. 28-43.
7. Писцовая книга Казанского уезда 1602-1603 гг.: публикация текста / Сост. Р. Н. Степанов. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1978. - 240 с. EDN: ROJDAL
Pistsovaya kniga Kazanskogo uyezda 1602-1603 gg.: publikatsiya teksta [Scribe book of the Kazan district 1601-1603 years: publication of the text]. Кazan: Kazan university publishing house, 1978, 240 p.
8. Писцовая книга Казанского уезда 1647-1656 гг. Публикация текста / Сост. И. П. Ермолаев, Д. А. Мустафина. - М.: Издательство Института истории РАН, 2001. - 541 с. EDN: ROJDDD
Pistsovaya kniga Kazanskogo uyezda 1647-1656 gg. Publikatsiya teksta [Scribe book of the Kazan district 1647-1656 years. Publication of the text]. Мoscow: Publishing house of the Institute of history of the Russian Academy of sciences, 2001, 541 p.
9. Писцовое описание Казани и Казанского уезда 1565-1568 годов: публикация текста / Изд. подг. Д. А. Мустафиной. - Казань: “Фэн”, 2006. - 660 с. EDN: VWZSYJ
Pistsovoye opisaniye Kazani i Kazanskogo uyezda 1565-1568 godov [Scribe description of Kazan and Kazan district 1565-1568 years: publication of the text]. Каzan: “Fen” publ., 2006, 660 p.
10. Руденко К. А. Древние Тетюши. Археологическое исследование. - Казань: Заман, 2011. - 144 с. EDN: XGJSCL
Rudenko K. A. Drevniye Tetyushi. Arkheologicheskoye issledovaniye [Ancient Tetyushi. Archaeological research]. Каzan: Zaman publ., 2011, 144 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Обращение к вехам биографии Биляла Абдрахмановича Канеева интересно в плане освещения отдельных этапов развития краеведения в российских регионах, позволяющих более масштабно и полно воссоздать картину накопления и распространения исторических знаний о Нижнем Прикамье и городе Набережные Челны. Б. А. Канеев вплотную начал заниматься краеведением с 1987 г., с момента создания краеведческого общества в г. Набережные Челны. Стимулом для занятия краеведческой работой послужил, как это ни странно молодой город, судьба которого связана со Всесоюзной ударной комсомольской стройкой и строительством автомобильного завода КамАЗ. История жизни Б. А. Канеева - это история о том, как мальчишеское хобби, которым он будет увлечен на протяжении 60 лет, станет делом всей его жизни. Многолетняя краеведческая, исследовательская и просветительская деятельность Б. А. Канеева, бесспорно, заслуживает уважение и признание. В 2023 г. исполнилось 50 лет, как Б. А. Канеев принял судьбоносное решение и приехал в Набережные Челны на Всесоюзную ударную стройку, которая стала ключевым событием в жизни краеведа.
Статья посвящена обзору документов фондов отделов социального обеспечения Государственного казенного учреждения Астраханской области «Государственный архив Астраханской области». Основное внимание уделено информации, которая отложилась в архивных делах учреждений социального обеспечения, в первую очередь сведениям биографического и генеалогического характера периода Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн.
Статья освещает короткую, но насыщенную жизнь одного из первых командиров подводных лодок из татар - Рустема Ахметовича Ижбулатова. Сын генерала Хажиахмета Ижбулатова начал службу в Красном военном флоте с 20-летнего возраста. Несмотря на различные препятствия в служебной деятельности вызванные дворянским происхождением - Рустем Ижбулатов был одним из лучших командиров-подводников Черноморского флота. Обвиненный в участии в «военно-фашистском заговоре» был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу.
Исследование базируется на текстологической работе над двумя сочинениями: арабоязычным «Табсырат ал-муршидин мин ал-маша’их ал-халидийин» («Руководство наставников от шейхов халидийской [ветви]») М.-З. Камалова и рукописным сборником на старотатарском языке «Мәрсийәэ дамелла Мөхәммәд-Закир хәзрәт әл-Чистай» («Элегия на кончину дамеллы Мухаммад-Закира хазрата ал-Чистави»), составленным одним из учеников-муридов шейха, пожелавшим остаться неизвестным. Переведенные с арабского языка тексты из первоисточников были подвергнуты научно-сопоставительному и герменевтическому анализу. Наряду с важными вопросами этики и ритуальной практики значительное внимание в «Руководстве наставников…» уделено вопросу места и роли женщин в халидийской ветви накшбандийского тариката. В сопоставительном плане в статье речь идет и о других суфийских сообществах. Сочинения М.-З. Камалова послужили исходной теоретической отсылкой, ключом к пониманию этических установок в ритуальной практике суфийских сообществ Поволжья и Кавказа (вступление женщин в тарикат, общение с наставником, чтение дополнительных намазов, коллективных зикров и т. д.). На основе проделанной текстологической работы в рамках заявленной темы авторы впервые анализируют важные аспекты в этике суфийских сообществ; на основе полученных результатов и выводов исследования выявляют особенности освещения женской темы в суфийской научной литературе, определяют специфику этических норм поведения, гендерных взаимоотношений в ритуальной практике суфийских братств, действовавших в Волго-Уральском и Кавказском регионах. Результаты научного исследования прямо перекликаются с устоявшимися традициями в отношении места и роли женщины в обществе, сложившимися на протяжении столетий на мусульманском Востоке. В качестве основного в исследовании был использован герменевтический метод. Герменевтическая трактовка арабоязычного и арабографичного сочинений, которые легли в основу исследования, способствовала расшифровке суфийских терминов, глубокому проникновению в аллегорию и своеобразие этико-эстетических категорий в контексте общемусульманской культуры. Кроме того, при анализе был применен структурно-семиотический метод, благодаря которому удалось объединить структуру текстов с их семантикой, чтобы раскрыть смысловую составляющую.
В XVIII в. происходит начало и укрепление дипломатических отношений между Российской и Османской империями и становление российской дипломатической школы как таковой. В данной статье анализируется деятельность дипломатического представительства в Константинополе в этот период. Описывается нелегкая судьба представителей дипломатического корпуса и те риски, с которыми была связана посольская служба в столице Османской империи. Подробно рассматриваются взаимоотношения османских властей с российскими дипломатическими представителями. В основу статьи легли источники личного происхождения дипломатов, их письма и статейные записки. В них упоминаются как особенности вертикали султанской власти, так и вопросы, связанные с финансовой и внешней политикой государства. Отмечаются различные посольские обычаи, принятые в Османской империи. Описание задач и обязанностей входивших в работу российских представителей представлены в контексте происходивших между двумя государствами событий.
В статье рассматриваются культурное и природное наследие Измерского археологического комплекса и села Измери (Спасский район Республики Татарстан). Несмотря на огромное количество уникальных памятников археологии, до сих пор отсутствует их комплексное описание и обобщающий анализ на основе серьезного анализа природной среды. Цель статьи - на базе доступного комплекса источников, прежде всего археологических, с привлечением новых сведений, дать общий обзор Измерского археологического комплекса и природно-географических условий, которые благоприятствовали раннему освоению данной местности. Все это позволяет по-новому посмотреть на общие тенденции и отдельные детали исторического процесса. Территориальные рамки работы - современный Спасский район Республики Татарстан. В методологическом плане применялись междисциплинарный подход, а также историко-географический, историко-сравнительный, историко-статистический и проблемно-хронологический методы. В рамках статьи на основе историографических сведений и комплекса различных источников прослежены динамика и особенности объектов культурного наследия в селе Измери и его окрестностях, предпринята попытка объяснить их уникальность с учетом природно-географического фактора. Сделан вывод о том, что наличие на территории Измерского археологического комплекса почти 70 памятников археологии начиная с палеолита и заканчивая золотоордынской эпохой объясняется прежде всего богатейшими природными ресурсами микрорегиона. Здесь находилась граница между плодородными черноземными землями и низменной частью самой большой в Европе Волжско-Камской долины, недалеко от места слияния Волги и Камы. В долине были колоссальные природные богатства, в том числе заливные луга, озера, реки и так далее. Расцвет этой территории пришелся на эпоху средневековья. Уникальность археологического комплекса и разрушительная работа Куйбышевского водохранилища обусловливают необходимость проведения масштабных охранно-спасательных работ и других серьезных мер по спасению культурного наследия микрорегиона.
В статье дан обзор личного архива Миркасыма Абдулахатовича Усманова в части документов, непосредственно связанных с археографическими аспектами его деятельности. Ценность этих документов вытекает из нескольких факторов. Будучи одним из инициаторов и основателей археографических экспедиций, М. А. Усманов как никто другой мог аккумулировать у себя документы, всесторонне освещающие историю татарской археографии во второй половине ХХ столетия. Во-вторых, в частных архивах ученых, как правило, сохраняются разнообразные документы личного происхождения (записные книжки, личная переписка с заинтересованными персонами, фотографии и пр. свидетельства), редко хранящиеся в официальных книго- и архивохранилищах. В-третьих, будучи выдающимся источниковедом М. А. Усманов понимал важность и ценность самых разнообразных документов. Отдельные документы и свидетельства (подчас, казалось бы, даже самые незначительные) составляют в совокупности единый источниковедческий комплекс, без которого, как правило, всесторонняя и всеобъемлющая история невозможна. Публикация приурочена к двум юбилеям: 90-летию М. А. Усманова (1934-2010) и 60-летию Археографической экспедиции Научной библиотеки Казанского университета (1963-1990). В целом, в течение 25 лет персональная судьба ученого и судьба татарской археографии были неразрывно связаны, что зафиксировано в многочисленных документах, сохранившихся в личном архиве ученого. В данной статье будет дан обзор различных документов и свидетельств из личного архива ученого, имеющих отношение к истории восточной археографии в Казанском университете и даже шире, в Российской Федерации.
Небольшая глава Основной редакции Есиповской летописи, посвященная вступлению султана Али в Сибир (Искер) и захвату вскоре этого города беком Сейдяком, до настоящего времени не подвергалась специальному анализу. Предположительно восходящая к свидетельствам служилых татар (йомышлы) Тобольска либо местных казаков и стрельцов русского происхождения, эта глава во многом риторична. Впоследствии она часто подвергалась правке, главным образом стилистической. Лишь Погодинский летописец содержит оригинальные данные о количестве сыновей Кучума, убитых по воле Сейдяка, не отличающиеся, однако, достоверностью. В Распространенной редакции Есиповской летописи встречается указание на «иностранных» «агарянских людей», благодаря которым бек из династии Тайбугидов овладел Сибиром, но оно не обнаруживает зависимости от какого-то нового источника и, поскольку об «агарянах» часто идет речь в этой разновидности «Сказания» Саввы Есипова, отражает лишь художественную манеру анонимного книжника XVII в. Возможно, тобольские летописцы, говоря о победе Сейдяка над Али в 1585 г., имели в виду, что наследник Бекбулата, причем, не исключено, по договоренности с Кучумом, заставил ханского сына оставить Сибир.
Публикация основана на архивных документах, воспоминаниях и автобиографии Шамиля Хайрулловича Усманова (1898-1937) - революционера, участника гражданской войны, редактора газеты «Красная Армия» (1919-1921), политического деятеля, принимавшего активное участие в латинизации татарского языка и основании радиовещания в Татарстане, писателя и драматурга, чей жизненный и творческий путь, полный исторических событий, открытий, глобальных изменений, триумфа и падения, был оборван в разгар репрессий. В Государственном архиве Республики Татарстан хранится оригинал его пьесы «Запоздалый приказ» (1935 г.), напечатанный на яналифе. Вокруг данного произведения возникло множество противоречий (по истечении почти 90 лет пьеса даже не была полностью переведена на русский язык), и оно стало для автора роковым. Шамиль Усманов стал жертвой предубеждений и подозрений в период 1930-х гг., когда еще молодой Советский Союз был омрачен повсеместными политическими репрессиями. Материалы статьи позволяют погрузиться в подробности трагической судьбы Шамиля Усманова - человека, который не боялся быть первооткрывателем, и узнать о деталях жизни общества советского периода.
Трудовое воспитание детей и молодежи в СССР включало разнообразные формы и методы работы. Широкий размах приобрело Всесоюзное движение «Комсомол - сельской школе», инициированное ЦК ВЛКСМ и посвященное 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Комплекс мероприятий в рамках двухлетки был направлен на то, чтобы создать материальную базу для перехода сельских школ на всеобщее среднее образование. Достижение положительных результатов способствовало развитию движения в последующие годы. В публикации на основе архивных документов рассматривается процесс его проведения в районах Татарии в 1969-1975 гг.
Личность И. Сталина в истории России является спорной и неоднозначной, политические и социально-экономические преобразования в Советском Союзе 30-х гг. персонифицировались в образе вождя и характеризуются по праву как сталинский период правления страной, которые вызывают интерес в науке и имеют также противоречивую оценку. Анализируя советскую эпоху необходимо руководствоваться событиями, которые могли повлиять на ее политику. В данной статье рассмотрены различные мнения исследователей на причины сталинских репрессий в 1937-1938 гг., при этом охарактеризована советская политика и сложная общественно-политическая ситуация, которая сложилась к началу Великой Отечественной войны. Среди основных причин развязывания карательной кампании против мирных граждан страны можно назвать военную угрозу извне, ускоренное развитие экономики и становление нового строя. Массовые репрессии привели к невосполнимым людским потерям, но истинные причины, масштабы и последствия этого феномена не нашли однозначного и обоснованного ответа в современной историографии. При написании статьи автор руководствовался общенаучными методами: анализ, синтез, комплексность, сравнительный подход к изучаемому материалу и его обобщение, а также принципами историзма, объективности и научности. Такой подход не только предоставил возможность объективно рассмотреть историческое прошлое и выработать на этой основе некоторые положения, но и избежать идеологизации исследования. Статистический метод позволил установить причинно-следственную связь событий и их динамичность во времени. Использование автором аналитического метода позволило придать работе уровень теоретических обобщений.
Многие ключевые вопросы советской государственной политики в сфере свободы совести мусульманского населения не освещены в историографии из-за отсутствия тех или иных документов, исходивших из высших органов власти, прежде всего из Политбюро ЦК ВКП(б)-КПСС. Цель данной статьи - рассмотреть на основе ряда впервые вводимых в научный оборот архивных материалов и с применением историко-генетического, сравнительного, нарративного методов исследования религиозную политику Политбюро ЦК ВКП(б) в отношении мусульманского населения СССР во второй половине 1920-х гг., показать, как преломлялась эта политика на низовом уровне ее исполнителями, а также как ее воспринимали представители мусульманского мира в Татарстане. Впервые представлена секретная директива Политбюро ЦК ВКП(б) по борьбе с мусульманским религиозным движением, которая разрабатывалась в течение 1926-1928 гг. Это постановление положило начало тайной политике советского государства в отношении мусульманского населения СССР. В этой директиве содержатся тезисы, которые, с одной стороны, отражают реальную историческую ситуацию, показывающую прочность религиозного сознания мусульманских масс и их стремление сочетать преподавание светских предметов и обучение исламскому вероучению, с другой - содержат разного рода выдумки большевистских идеологов и пропагандистов в отношении ислама, мусульманских священнослужителей и их деятельности. Религиозная политика, основанная на установках большевистских идеологов и решениях высших партийных и государственных органов СССР, которая касалась регулирования различных аспектов деятельности религиозных объединений и права граждан верить или не верить, очень скоро противоречила советской Конституции 1918 г.
Статья, подготовленная на основании архивных материалов и соответствующей литературы, имеет своей целью выявить роль и степень деятельности Г. С. Губайдуллина в составе Шариатской комиссии при Народном комиссариате юстиции Татарской Республики в начале 1920-х гг. Учреждение Шариатской комиссии было обусловлено желанием найти компромисс и точки соприкосновения между исламским правом и советскими законами того периода. Анализ работы учреждения показал, что этот видный общественный деятель и ученый являлся активным членом комиссии и ее плодотворным сотрудником. Как человек, знающий исламское право и исторически сложившийся быт татарского народа, он подготовил несколько соответствующих докладов и другие материалы по деятельности комиссии. Выступления касались исторически сложившихся норм права у татарского народа с раннего Средневековья по 1920-е гг., включая кыпчаков, волжских болгар, золотоордынского периода, татарских ханств и более поздних периодов. Как правило, ученый делал акцент на шариатском праве. Указанные материалы были впервые введены в научный оборот автором статьи из фондов Государственного архива Республики Татарстан в их первоначальном виде. Работа Шариатской комиссии фактически не привела к каким-то реальным изменениям в советском законодательстве, что надо считать явлением закономерным. Вместе с тем, несмотря на отсутствие ожидаемых результатов, нельзя отрицать роль комиссии в изучении и выявлении многовековых правовых норм татарского народа. Как сам факт учреждения этой комиссии, так и формы, итоги работы ее членов, получили в советской историографии неоднозначное толкование, как правило, отрицательное. На сегодняшний день ситуация меняется, доклады Г. С. Губайдуллина в составе этой комиссии, как и другие его труды имеют несомненную ценность. Само же учреждение и деятельность Шариатской комиссии можно считать неординарной и смелой инициативой властей Татарской Республики 1920-х гг.
История Первой мировой войны, одной из крупнейших трагедий ХХ в., изучена и изучается неравномерно. Она нередко остается словно в тени истории Второй мировой войны. Между тем, Первая мировая война не только стала крупным военным конфликтом, но кардинальным образом изменила ход исторического развития, по-настоящему перекроила политическую карту мира. Одной из недостаточно изученных страниц истории Первой мировой войны продолжает оставаться история плена, в том числе и изучение судьбы российских военнопленных на территории Германской империи. В статье представлена история одного из лагерей военнопленных, расположенного в г. Пуххайме: его создание, численность трудовая повинность, быт военнопленных, соблюдение международных конвенций по правам военнопленных. Особое внимание уделено мусульманским военнопленным, в свете общего стремления Германской империи к розыгрышу «исламской карты» в годы Первой мировой войны. В отличие от так называемых «пропагандистских» лагерей в Вюнсдорфе, в которых мусульманские военнопленные были даже провозглашены «гостями кайзера», в Пуххайме они не получали особых льгот. Тем не менее религиозная принадлежность военнопленных в лагере обязательно учитывалась. Это проявлялось во внимании администрации на соблюдение религиозных обрядов - особенно в дни праздников или при погребении скончавшихся в лагере военнопленных. В статье приведены фотографии, характеризующие внутреннюю жизнь в лагере, а также список российских солдат-мусульман, похороненных на так называемом «русском кладбище» в Пуххайме.
Издательство
- Издательство
- ГБУ ГА РТ
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- 422624, Республика Татарстан, Лаишевский р-н, с. Столбище, ул. Советская, д. 277
- Юр. адрес
- 422624, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН (ТАТАРСТАН), М.Р-Н ЛАИШЕВСКИЙ, С.П. СТОЛБИЩЕНСКОЕ, С СТОЛБИЩЕ, УЛ СОВЕТСКАЯ, ЗД. 277
- ФИО
- Горохов Сергей Николаевич (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- Sergey.Gorohov@tatar.ru
- Контактный телефон
- +7 (843) 2214860