В статье анализируются процессы универсализации и локализации евразийского социокультурного пространства, факторы, определяющие транзитивное состояние культуры и социальности локальных сообществ. Процессы социально-экономической модернизации оказывают доминирующее влияние на формирование социокультурных смыслов и побуждений, формируемых в ходе эволюции и меняющих конструкцию жизнедеятельности локальных сообществ. В процессе взаимодействия и взаимовлияния локальности и глобальности образуется система социокультурных маркеров, архетипов, генерирующих нормы поведения, цели, основания, ценности, детерминируя противостояние традиции и новаций, процессы интеграции и дезинтеграции. Прогрессирующая унификация социокультурной среды становится превалирующей тенденцией развития локальных сообществ, отражаясь на эволюции социокультуры, программируя разрыв с традиционными нормами и смыслами и доминирование инноваций в социокультурном пространстве.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.25205/2541-7517-2024-22-1-70-81
Мировоззренческим представлением итогов трансформации социокультуры служит интегрированное сопряжение традиций и инноваций, определяющих тенденции социокультурного развития. Формирующиеся модели включают направления, установки, смыслы и мотивации, оказывающие влияние на реформирование социокультурной среды, становление актуальной структуры социокультурных отношений. В том смысле, что модернизация породила дезинтеграцию традиционных производственно-экономических практик, зачастую являвшихся основой жизнедеятельности локальных сообществ, соответственно, деформировалось целевое и смысловое содержание, мотивация, побуждающие и регламентирующие систему жизнедеятельности, обостряя проблему социокультурной интеграции / дезинтеграции.
Список литературы
1. Агаджанова Э. Р., Салахова В. Б. Ценности и смыслы в контексте модусов человеческого существования: Иметь или быть // Симбир. науч. вестн. 2018. № 3 (33). С. 12-16.
2. Ахиезер А. С. Россия; критика исторического опыта: В 2 т. Новосибирск: Сиб. хронограф, 1997. Т. 1.
3. Бакланов И. С., Авдеев Е. А. Взаимодействие глобального и локального: проблемы национальной и культурной идентификации // Гуманит., соц.-экон. и обществ. науки. 2014. № 3. С. 17-19.
4. Буланов В. В. Ценностно-смысловые взаимосвязи и культура // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Философия. 2013. Вып. 4. С. 77-82.
5. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация изменяет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004.
6. Гусейнов А. И. Соционормативная сфера культуры // Вопр. филос. 2008. № 8. С. 39-50.
7. Келасьев О. В. Социальный конфликт как целостное образование // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер.: Социология. 2015. № 3. С. 93-101.
8. Кравец А. С. Философская теория смысла: моногр. Воронеж: Изд. дом Воронеж. гос. ун-та, 2022.
9. Лапин Н. И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации // Социол. исслед. 2011. № 9. С. 3-18.
10. Лоткин И. В., Стебляк В. В. Трансформация социокультурной среды в условиях мирового кризиса // Культура и цивилизация. 2020. Т. 10. № 3. С. 135-141.
11. Марков А. П. Русская цивилизация в глобальном мире: вызовы, угрозы, ресурсы преображения. СПб.: СПбГУП, 2017.
12. Савицкий П. Н. Географические и геополитические основы евразийства // Основы евразийства / Под ред. А.Г Дугина. М.: Арктогея центр, 2002а. С. 297-304.
13. Савицкий П. Н. Евразийство // Основы евразийства / Под ред. А.Г Дугина. М.: Арктогея центр, 2002б. С. 266-280.
14. Трубецкой Н. С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Классика геополитики, XX век / Сост. К. Королев. М.: АСТ, 2003.
15. Шестопал Е. Б., Селезнева А. В. Социокультурные угрозы и риски в современной России // Социол. исслед. 2018. № 10. С. 90-99.
16. Шмаков В. С. Институционализация процессов социокультурного развития локальных сообществ // Сиб. филос. журн. 2023а. Т. 21. № 2. С. 47-57.
17. Шмаков В. С. Тенденции трансформации социокультурного пространства Евразии // Respublica Literaria. 2023б.Т. 4. № 3. С. 149-161.
18. Blagojevic B. Causes of Ethnic Conflict: a Conceptual Framework // Journal of Global Change and Governance. 2009. Vol. 3. No. 1. P. 1-25.
19. Gills B. G. The Return of Crisis in the Era of Globalization: One Crisis, or Many? // Globalizations. 2010. V. 7. No. 1-2. P. 3-8.
20. Global Modernity and Social Contestation / Eds. B.M. Bringel, J.M. Domingues. L.: Sage, 2015.
21. Rothman J. Resolving Identity-Based Conflict: In Nations, Organizations, and Communities. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1997.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Ключевой момент когерентистской концепции обоснования эмпирического знания Лоуренса Бонжура – когерентистская концепция наблюдения, которая а) постулирует существование особого класса когнитивно спонтанных убеждений, с которыми должны быть когерентны убеждения системы для того, чтобы считаться обоснованными; б) их достоверность определяется изнутри системы как следствие обобщения на множестве событий, когда убеждение появляется и оно с большой вероятностью истинно, и с большой вероятностью оно появится в ситуации, в которой оно будет истинным; и в) субъект обладает способностью рефлексивно схватывать в первом приближении содержание своей собственной системы убеждений. Среди основных источников вдохновения, которыми пользуется Л. Бонжур, можно обнаружить концепции «языкового перехода» У. Селларса и «истины-достаточности» У. Алстона. Большая часть материала посвящена аргументации в пользу построения решающего аргумента в пользу когнитивно спонтанных убеждений. Рецензия представляет собой детальный анализ второй части книги Л. Бонжура «Структура эмпирического знания» (гл. 5–6), посвященной разработке оснований когерентистской теории обоснования эмпирического знания.
В современной философии осмысляется как статус понятия вещи в себе, так и история его возникновения и трансформации. В данной статье рассматривается концептуальный сдвиг, который произошел с понятием «вещь в себе» в философии XIX века, поскольку это понятие до сих пор остается важным в контексте отношения к возможности познания реальности и статусу самой реальности. Рассматривается переосмысление вещи в себе в философии Шопенгауэра, Ницше, а также неокантианства марбургской школы (Когена, Кассирера, Наторпа). Сравнительный анализ работ всех рассматриваемых авторов позволяет сказать, что преимущественная ориентация у всех указанных авторов – на специфическую элиминацию понятия вещи в себе. Вещь в себе вне кантовской философии претерпевала изменения, связанные либо с попыткой избавиться от нее, либо определить ее таким образом, чтобы она не образовывала противоречивого для трансцендентальной философии трансцендентного полюса.
В статье рассматривается, как появляются новые объекты исследования в алгоритмической эстетике – танц-перформанс и арт-практика. Появление цифровых коммуникативных практик способствует созданию новых способов формализации партитуры танца, которые на сегодняшний день имеют разные технологические решения, в том числе и алгоритмические. Классическая эстетика не способна описать технологическую модернизацию художественного творчества, поэтому автор статьи предлагает рассматривать танц-перформанс и арт-практику в рамках алгоритмической эстетики.
Рассматриваются философские основания постчеловеческой коммуникативистики – нового раздела науки о коммуникациях, нацеленного на изучение природы и строения технобиоматериальных взаимодействий, коммуникаций материальных и цифровых актантов, характерные для них механизмы и тенденции взаимовлияния сил и процессов (как человеческих, так и нечеловеческих), приводящих к обмену действиями, аффектами, эмоциями и смыслами, циркуляции энергийных сил и интенсивностей, материальному становлению и дискурсивному разнообразию, и, тем самым, к материальным изменениям – умножению возможного через реализацию конкретных его инвариантов. Анализируется ряд изменений, обусловливающих необходимость институализации постчеловеческой коммуникативистики: новое понимание «человеческого субъекта» (отказ от идеи картезианской субъектности); пересмотр понимания информации (информация как «формация» / процессуальная генерация, а не фиксированный набор данных); расширение специфики понимания процессов взаимодействия и коммуникации (от обмена информацией между субъектами к процессуальным становлениям и циркуляции аффектов между телами / объектами). Рассматривается ряд философских, научно-исследовательских и прикладных теоретических идей, повлиявших на формирование концептосферы постчеловеческой коммуникативистики.
Многие современные исследователи предлагают отвергнуть веберовский подход, связывающий формирование современного капитализма с протестантизмом, как полностью ложный. В частности они при этом указывают на ложность периодизации: капитализм возник, по их мнению, не в эпоху Реформации, а гораздо раньше. В статье обосновывается тезис, что попытка опровержения веберовского тезиса через указание на неверность его периодизации представляется неубедительной. Рациональный капитализм действительно возник после Реформации и именно там, где она достигла успеха, что дает определенные основания для гипотезы о связи Реформации и формирования рационального капитализма. Конечно, само по себе это не доказывает истинности веберовской гипотезы, но во всяком случае мы не можем считать ее заведомо неверной.
Парадокс «Логико-философского трактата» в статье выражен следующим образом: согласно завершающим тезисам Трактата, мы должны признать его предложения бессмысленными, но в то же время, несмотря на заключение о бессмысленности всего сказанного в Трактате, мы должны сохранить приверженность идеям, выраженным в теле Трактата, поскольку именно на основании этих идей мы признаем его предложения бессмысленными. Парадокс рассматривается с точки зрения двух конфликтующих интерпретаций – метафизического и решительного прочтений «Логико-философского трактата». Сторонники решительного прочтения настаивают на том, что обсуждаемый парадокс является следствием метафизической интерпретации Трактата и может и должен быть элиминирован. В статье показывается, что данный парадокс обнаруживается в каждом из рассмотренных прочтений.
В статье рассматривается тезис об эпистемической зависимости, проблематизирующий современные представления о природе знания, его исторические и методологические предпосылки, а также следствия для понимания эпистемической рациональности. Показаны как нежелательные следствия его некритического принятия (такие как возможный разрыв между знанием и пониманием), так и возможность его трактовки в более общем социальном контексте – как конфликта эпистемических интересов. Отмечена важность этого феномена для анализа коллективного знания и коллективной рациональности.
В статье на элементарных примерах показано, что оценка риска зависит как от вероятности будущих событий, так и от их результатов. Показаны и проанализированы различные подходы к интеграции вероятностей и численных оценок возможных исходов. Обоснован субъективный характер риска. Предложено междисциплинарное определение риска, не связанное с какой-либо наукой либо группой наук. В основе определения лежит представление о том, что риск является следствием решений, принятых субъектом, который и оценивает их последствия. Поставлен вопрос об ответственности за решения в условиях риска.
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/