Рассматриваются философские основания постчеловеческой коммуникативистики – нового раздела науки о коммуникациях, нацеленного на изучение природы и строения технобиоматериальных взаимодействий, коммуникаций материальных и цифровых актантов, характерные для них механизмы и тенденции взаимовлияния сил и процессов (как человеческих, так и нечеловеческих), приводящих к обмену действиями, аффектами, эмоциями и смыслами, циркуляции энергийных сил и интенсивностей, материальному становлению и дискурсивному разнообразию, и, тем самым, к материальным изменениям – умножению возможного через реализацию конкретных его инвариантов. Анализируется ряд изменений, обусловливающих необходимость институализации постчеловеческой коммуникативистики: новое понимание «человеческого субъекта» (отказ от идеи картезианской субъектности); пересмотр понимания информации (информация как «формация» / процессуальная генерация, а не фиксированный набор данных); расширение специфики понимания процессов взаимодействия и коммуникации (от обмена информацией между субъектами к процессуальным становлениям и циркуляции аффектов между телами / объектами). Рассматривается ряд философских, научно-исследовательских и прикладных теоретических идей, повлиявших на формирование концептосферы постчеловеческой коммуникативистики.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.25205/2541-7517-2024-22-1-52-69
Постчеловеческие концепции языка, мышления и коммуникации указывают на реляционность – «встроенность» всех человеческих проявлений в энергетические процессы во всем мире. Они близки теории «агентного реализма» философа К. Барад [Barad, 2007], в свою очередь опирающейся на интуиции физика Нильса Бора, и выводят исследования коммуникации с микроуровня личностных и социальных аспектов обмена информацией на макроуровень коммуникации как жизнестроительства через рассмотрение множественности «материально-дискурсивных конфигураций» и инвариантов материализации возможного реального. В этом существенной степени проявляется эвристическая ценность постчеловеческой коммуникативистики как нового раздела научного знания.
Список литературы
1. Баркова Э. В. Брак человека с роботом как проблема коммуникативистики // Коммуникативные стратегии информационного общества: Тр. XI Междунар. науч.-теор. конф. СПб.: Политех-Пресс, 2019. С. 50-52.
2. Бейтсон Г. Разум и природа: неизбежное единство / Пер. с англ. и предисл. Д. Я. Федотова. М.: URSS, 2016.
3. Брайдотти Р. Постчеловек / Пер. с англ. Д. Хамис. М.: Ин-т Гайдара, 2021.
4. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2017.
5. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманит. специальностям. М.: Книж. дом «Университет», 2000.
6. Гваттари Ф. Язык, сознание и общество (О производстве субъективности) // Логос. Кн. 1. Л.: ЛГУ, 1991. С. 152-160.
7. Делёз Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Тысяча плато / Пер. Я. И. Свирского. М.: Астрель, 2010.
8. Делёз Ж. Логика смысла. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
9. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? / Пер. с фр. и послесловие С. Зенкина. М.: Акад. Проект, 2009.
10. Дуков Е. В. Социально-культурные проблемы Сети // Наука телевидения. 2013. № 10. С. 97-108.
11. Дуков Е. В. Сеть: публика и искусство. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2016.
12. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации: Англорусский словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2004.
13. Корбут А. М. «Простите, я никак не могу понять»: способы реагирования на непонимание во взаимодействии человека и робота // Laboratorium: Журн. социал. исслед. 2018. Т. 10. № 3. C. 57-78.
14. Кравченко А. В. Коммуникация и язык: некоторые соображения о предметной области коммуникативистики // Совр. коммуникативистика. 2013. № 2. С. 4-9.
15. Кравченко А. В., Паюнена М. В. Практика в плену теории: почему так трудно научиться иностранному языку в школе// Вестн. Том. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2018. № 56. С. 65-91.
16. Латур Б. Нового Времени не было. Эссе по симметричной антропологии / Пер. с фр. Д. Я. Калугина. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006.
17. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / Пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко. М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2014.
18. Луман Н. Общество как социальная система / Пер. с нем. А. Антоновского. М.: Логос, 2004.
19. Массуми Б. Автономия аффекта // Филос. журн. 2020. Т. 13. № 3. С. 110‒133.
20. Рыбальченко О. В. Коммуникативистика и управление внутрикорпоративными конфликтами. Краснодар: КубГАУ, 2019.
21. Фотиева И. В. Научный статус коммуникативистики: проблемы гибридных дисциплин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3-1. С. 289-291.
22. Харауэй Д. Манифест киборгов: наука, технология и социалистический феминизм 1980-х // Гендерная теория и искусство. Антология: 1970-2000. М.: Росс. полит. энцикл., 2005. C. 322-377.
23. Шалина И. В. Современная коммуникативистика: учеб.-метод. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. федер. ун-та, 2016.
24. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике / Пер. В. Ф. Писаренко. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. С. 333-369.
25. Яковлев И. П. О коммуникологии как науке о коммуникационных процессах // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1999. № 3. С. 212-214
26. Barad K. Meeting the universe halfway: Quantum physics and the entanglement of matter and meaning. L.: Duke University Press, 2007.
27. Blackman L. The body: the key concepts. N. Y.: Bloomsbury, 2009.
28. Blackman L., Venn C. Affect // Body and Society. 2010. Vol. 16. No. 7. P. 7-28.
29. Brennan T. The transmission of affect. Ithaca, N.Y.: Cornell University Press, 2004.
30. Cobley P. Cultural implications of biosemiotics. Dordrecht: Springer, 2016.
31. Deleuze G., Parnet C. Dialogues / Trans. H. Tomlinson, B. Habberjam. L.: The Athlone Press, 1987.
32. Clark A. Natural-born cyborgs: minds, technologies, and the future of human intelligence. N. Y.: Oxford University Press, 2003.
33. Clough P. The new empiricism: affect and sociological method // European Journal of Social Theory. 2009. Vol. 12. No. 1. P. 43-61.
34. Hayles N. How we became Posthuman. Chicago: The University of Chicago Press, 1999.
35. Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the flesh: The embodied mind and its challenge to western thought. N.Y.: Basic Books, 1999.
36. Lazzarato M. Signs and machines: Capitalism and the production of subjectivity. Cambridge, MA: MIT Press, 2014.
37. Manning E. The politics of touch: sense, movement, sovereignty. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2007.
38. Massumi B. Parables for the virtual: movement, affect, sensation. Durham, NC: Duke University Press, 2002.
39. Pepperell R. The posthuman condition: Consciousness beyond the brain. Bristol: Intellect, 2003.
40. Stiegler B. Technics and time / La technique et le temps, 1: La faute d’Epiméthée; translated by Richard Beardsworth and George Collins. Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1998.
41. Thrift N. Non-representational theory: Space, Politics, Affect. L.: Routledge, 2007.
42. Ulmer G. Heuretics: the logic of invention. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1994.
43. Varela E., Thompson F., Rosch E. The embodied mind: Cognitive science and human experience. Cambridge, MA: MIT Press, 1991.
44. Venn C. Individuation, relationality, affect: Rethinking the human in relation to the living // Body and Society. 2010. Vol. 16. No. 1. P. 129-161.
45. Voskuhl A. Humans, machines, and conversations: An ethnographic study of the making of automatic speech recognition technologies // Social Studies of Science. 2004. Vol. 34. No. 3. C. 93-421.
46. Wolfe C. What is Posthumanism? Minneapolis: University of Minnesota Press, 2010.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Ключевой момент когерентистской концепции обоснования эмпирического знания Лоуренса Бонжура – когерентистская концепция наблюдения, которая а) постулирует существование особого класса когнитивно спонтанных убеждений, с которыми должны быть когерентны убеждения системы для того, чтобы считаться обоснованными; б) их достоверность определяется изнутри системы как следствие обобщения на множестве событий, когда убеждение появляется и оно с большой вероятностью истинно, и с большой вероятностью оно появится в ситуации, в которой оно будет истинным; и в) субъект обладает способностью рефлексивно схватывать в первом приближении содержание своей собственной системы убеждений. Среди основных источников вдохновения, которыми пользуется Л. Бонжур, можно обнаружить концепции «языкового перехода» У. Селларса и «истины-достаточности» У. Алстона. Большая часть материала посвящена аргументации в пользу построения решающего аргумента в пользу когнитивно спонтанных убеждений. Рецензия представляет собой детальный анализ второй части книги Л. Бонжура «Структура эмпирического знания» (гл. 5–6), посвященной разработке оснований когерентистской теории обоснования эмпирического знания.
В современной философии осмысляется как статус понятия вещи в себе, так и история его возникновения и трансформации. В данной статье рассматривается концептуальный сдвиг, который произошел с понятием «вещь в себе» в философии XIX века, поскольку это понятие до сих пор остается важным в контексте отношения к возможности познания реальности и статусу самой реальности. Рассматривается переосмысление вещи в себе в философии Шопенгауэра, Ницше, а также неокантианства марбургской школы (Когена, Кассирера, Наторпа). Сравнительный анализ работ всех рассматриваемых авторов позволяет сказать, что преимущественная ориентация у всех указанных авторов – на специфическую элиминацию понятия вещи в себе. Вещь в себе вне кантовской философии претерпевала изменения, связанные либо с попыткой избавиться от нее, либо определить ее таким образом, чтобы она не образовывала противоречивого для трансцендентальной философии трансцендентного полюса.
В статье рассматривается, как появляются новые объекты исследования в алгоритмической эстетике – танц-перформанс и арт-практика. Появление цифровых коммуникативных практик способствует созданию новых способов формализации партитуры танца, которые на сегодняшний день имеют разные технологические решения, в том числе и алгоритмические. Классическая эстетика не способна описать технологическую модернизацию художественного творчества, поэтому автор статьи предлагает рассматривать танц-перформанс и арт-практику в рамках алгоритмической эстетики.
В статье анализируются процессы универсализации и локализации евразийского социокультурного пространства, факторы, определяющие транзитивное состояние культуры и социальности локальных сообществ. Процессы социально-экономической модернизации оказывают доминирующее влияние на формирование социокультурных смыслов и побуждений, формируемых в ходе эволюции и меняющих конструкцию жизнедеятельности локальных сообществ. В процессе взаимодействия и взаимовлияния локальности и глобальности образуется система социокультурных маркеров, архетипов, генерирующих нормы поведения, цели, основания, ценности, детерминируя противостояние традиции и новаций, процессы интеграции и дезинтеграции. Прогрессирующая унификация социокультурной среды становится превалирующей тенденцией развития локальных сообществ, отражаясь на эволюции социокультуры, программируя разрыв с традиционными нормами и смыслами и доминирование инноваций в социокультурном пространстве.
Многие современные исследователи предлагают отвергнуть веберовский подход, связывающий формирование современного капитализма с протестантизмом, как полностью ложный. В частности они при этом указывают на ложность периодизации: капитализм возник, по их мнению, не в эпоху Реформации, а гораздо раньше. В статье обосновывается тезис, что попытка опровержения веберовского тезиса через указание на неверность его периодизации представляется неубедительной. Рациональный капитализм действительно возник после Реформации и именно там, где она достигла успеха, что дает определенные основания для гипотезы о связи Реформации и формирования рационального капитализма. Конечно, само по себе это не доказывает истинности веберовской гипотезы, но во всяком случае мы не можем считать ее заведомо неверной.
Парадокс «Логико-философского трактата» в статье выражен следующим образом: согласно завершающим тезисам Трактата, мы должны признать его предложения бессмысленными, но в то же время, несмотря на заключение о бессмысленности всего сказанного в Трактате, мы должны сохранить приверженность идеям, выраженным в теле Трактата, поскольку именно на основании этих идей мы признаем его предложения бессмысленными. Парадокс рассматривается с точки зрения двух конфликтующих интерпретаций – метафизического и решительного прочтений «Логико-философского трактата». Сторонники решительного прочтения настаивают на том, что обсуждаемый парадокс является следствием метафизической интерпретации Трактата и может и должен быть элиминирован. В статье показывается, что данный парадокс обнаруживается в каждом из рассмотренных прочтений.
В статье рассматривается тезис об эпистемической зависимости, проблематизирующий современные представления о природе знания, его исторические и методологические предпосылки, а также следствия для понимания эпистемической рациональности. Показаны как нежелательные следствия его некритического принятия (такие как возможный разрыв между знанием и пониманием), так и возможность его трактовки в более общем социальном контексте – как конфликта эпистемических интересов. Отмечена важность этого феномена для анализа коллективного знания и коллективной рациональности.
В статье на элементарных примерах показано, что оценка риска зависит как от вероятности будущих событий, так и от их результатов. Показаны и проанализированы различные подходы к интеграции вероятностей и численных оценок возможных исходов. Обоснован субъективный характер риска. Предложено междисциплинарное определение риска, не связанное с какой-либо наукой либо группой наук. В основе определения лежит представление о том, что риск является следствием решений, принятых субъектом, который и оценивает их последствия. Поставлен вопрос об ответственности за решения в условиях риска.
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/