Статья посвящена описанию способов реализации категории оценки в поликодовых медиатекстах «зеленой повестки» в современном англоязычном медиадискурсе. Актуальность исследования обусловлена интересом лингвистов к исследованию языка современного медиадискурса в целом и в частности к тому, как реализуется в нем категория оценки, и какими способами она выражается. Установлено, что оценка актуализируется посредством специфического отбора лингвистических средств эксплицитного и имплицитного типов: оценочной лексики, метафоры, метонимии, риторических вопросов, цитации. Обнаружено, что в поликодовых медиатекстах оценка реализуется не только на вербальном уровне в рамках лексики, морфологии и синтаксиса, но и на уровне изображения; частный смысл, заложенный в текст, дополняется и усиливается визуальным компонентом и наоборот.
Идентификаторы и классификаторы
В настоящее время современные СМИ все больше обращаются к разным возможностям предоставления информации для своих читателей и зрителей, задействуя при этом как вербальные, так и визуальные средства передачи сообщения.
Список литературы
1. Александрова Т.А. Оценка как языковая категория: когнитивный подход // Язык науки и профессиональная коммуникация. - 2022, № 2 (7). - С. 5-13. EDN: QGVOWJ
2. Бессонова О.Л., Трофимова Е.В. Оценочные композиты как средство актуализации стереотипов англоязычного лингвокультурного сообщества // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2022, № 4 (167). - С. 207-214. EDN: PYCYIK
3. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки - URSS, 2020. - 278 с.
4. Гордиенко Е.В. Категория оценки в современном британском и американском медиадискурсе // Studia Germanica, Romanica et Comparatistica. - 2019, Т. 15, № 3 (45). - С. 91-101. EDN: QQTGON
5. Катасонов В.Ю. Экологические фейки // Изборский клуб. - 2022, №1 (99). - С. 88.
6. Кобенко Ю.В., Матюхина М.В. Особенности функционирования эмоционально-оценочной лексики английских трансгуманистических блогов с тегом “Anti-aging” [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. - 2020, № 4. - С. 206-217. Режим доступа: www.tverlingua.ru. EDN: QQVAFI
7. Комиссарова Н.Г. Оценочность в дискурсе СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018, № 2-1 (80). - С. 83-87. EDN: YODNHP
8. Литвяк О.В. Выражение категории оценочности в британских медиатекстах // Современное педагогическое образование. - 2021. - № 12. - С. 209-212. EDN: FCGCYW
9. Миронова Н.И. Поликодовые тексты анонсов нативной рекламы: навязанная оценка [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. - 2020, № 4. - С. 298-307. Режим доступа: www.tverlingua.ru. EDN: YCQSUX
10. Омельяненко В.А. Поликодовые тексты в аспекте теории мультимодальности // Коммуникативные исследования. - 2018, № 3(17). - С. 66-78. EDN: VGKPOO
11. Радионова С.Г. Экологический переворот: как “зеленая повестка” влияет на экономику [Электронный ресурс]. - 2021. Режим доступа: https://www.forbes.ru/society/438189-ekologiceskij-perevorot-kak-zelenaa-povestka-vliaet-na-ekonomiku (дата обращения: 20.04.2023).
12. Скороходова Е.Ю. Креолизованный текст в современных СМИ как формирование оценки события и эмоции у читателей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2020, Т. 13, № 3. - С. 242-245. EDN: URAEME
13. Сонин А.Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления // Вопросы языкознания. - 2005, № 6. - С. 115-123. EDN: HSIROZ
14. Строева Ю.Ю. Средства выражения гиперболизации положительной оценки в англоязычных текстах рекламы продуктов питания // Вестник Международного института рынка. - 2019, № 1. - С. 139-143. EDN: SBHFZW
15. Телия В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц. - М.: Наука, 1986. - 143 с.
16. Чернявская В.Е. Визуальность в социокультурной проекции // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. - 2021, № 2 (28). - С. 96-109. EDN: EZXRNF
17. Шаховский В.И. Обоснование лингвистичеcкой теории эмоций // Вопросы психолингвистики. - 2019, № 1 (39). - С. 22-37. EDN: SKQDYO
18. Шкуматов П.М. Война за климат // Изборский клуб. - 2022, №2-3 (100-101). - С. 5-13.
19. Are the climate goals dead or alive? // The Economist. 13.11.2021.
20. As catastrophes loom, a whiff of innovation // The New York Times. Vol. CLXXI…No. 59,274. 16.12.2021.
21. Energy deficient. Will the climate crisis force America to reconsider nuclear power? // The Economist. 13.11.2021.
22. Rishi Sunak fiddles while the planet burns // The Guardian. Available at: https://www.theguardian.com/commentisfree/picture/2022/oct/29/rishi-sunak-fiddles-while-the-planet-burns-cartoon (date of access: 20.04.2023).
23. Together we’re saving 99 million tonnes of CO2 each year // The Economist. 13.11.2021.
24. Byessonova, O. (2018) Evaluative designations of person in non-cognate languages // In: Uberman, A. and Dick-Bursztyn, M. (eds). Language in the New Millennium: Applied-linguistc and Cognitive-linguistic Considerations, Berlin, Peter Lang, pp. 77-93.
25. Oxford Learner’s Dictionaries. [Electronic resource]. Access mode: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/ (accessed: 19.07.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Международная научно-практическая конференция «Роль и значение судебно-экспертной деятельности и судебной экспертологии в обеспечении национальной безопасности» (19-20 октября 2023 года).
IV Международная научно-практическая конференция «Дискурсология и медиакритика средств массовой информации» (5-7 октября 2023 года).
Статья посвящена проблеме структуры авторитетности новостного сообщения. Рассматриваются существующие подходы, сложившиеся в лингвистике, философии и педагогике. Предлагается уровнево-компонентная структура авторитетности новостного сообщения, учитывающая все значимые факторы её конструирования. Компоненты структуры иллюстрируются примерами из новостных сообщений русскоязычных изданий.
В статье рассматриваются некоторые фундаментальные монографии, и прежде всего «Глобальный индекс экстремизма», которые были выпущены издательско-полиграфическим центром Северо-Западного института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Эти научные труды посвящены вопросам национальной безопасности и борьбе с проявлениями в обществе экстремизма. Авторы монографий выявляют наиболее узловые, проблемные зоны экстремизма как разрушительного явления. Большое внимание уделяется текстовым факторам осуществления деструктивной политики, поскольку наиболее опасные радикальные идеологемы транслируются с использованием лексического материала, прежде всего через медийные системы.
Статья посвящена изучению структурно-семантических и лингвокультурологических особенностей диминутивных наименований лица по возрасту в англоязычной картине мира. На основе отобранного эмпирического материала осуществлена его семантическая классификация, выявлена гендерная и культурная специфика, установлены разноуровневые средства выражения диминутивной семантики. В основе понимания возраста в англоязычной картине мира лежит линейная концепция времени, приоритет которой определяется ее культурной значимостью для носителей английского языка. В статье выявлены наименования лица следующих возрастных групп: детство, молодость, взрослость, старость. Указанные диминутивные словоформы по возрасту представлены в английском языке асимметрично. Преобладание диминутивных обозначений ребенка обусловлено рядом факторов, ключевым из которых выступает значение «малый размер / ребенок» как ядерное значение категории диминутивности. Семантическая структура рассматриваемых наименований лица не ограничивается компонентом возраста и включает семы пола, внешности, поведения и другие, что способствует определению границ референтной группы. Диминутивные наименования лица по возрасту имеют уменьшительное, ласкательное, уничижительное, уменьшительно-ласкательное и уменьшительно-уничижительное значение, которое может выражаться на морфологическом, синтаксическом и лексико-семантическом уровне.
В статье рассматриваются теоретические аспекты проведения лингвистической экспертизы текстов по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации. Авторы приходят к выводу, что содержательный объем понятия «лингвистическая экспертиза по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации» может включать в себя рассматриваемые в экспертизе диагностические признаки унижения чести и достоинства, умаления деловой репутации. Выводы эксперта-лингвиста должны быть научно обоснованны и логически выстроены. Основные принципы лингвистической экспертизы делам о защите чести, достоинства и деловой репутации сводятся к следующим: комплексный анализ текста, научная обоснованность проводимой лингвистической экспертизы, персональная ответственность за результат экспертизы, доступность изложения экспертного заключения, компетентность в сфере своей деятельности.
В статье рассматриваются возможности применения искусственного интеллекта и нейросетей в задаче организации и управления современными информационно-коммуникативными медиасистемами.
В статье рассматриваются особенности и направления исследования кинодискурса в российских и зарубежных публикациях последних лет. Кинодискурс понимается как мультимодальный лингвосемиотический коммуникативный феномен культуры, способный отражать, накапливать и транслировать во времени социальный, политический, идеологический контекст периода создания фильма, конструировать национальную и гендерную идентичность. Исходя из потенциала кинодискурса конструировать гендер, наибольшее освещение в статье получили вопросы истории гендерных исследований и гендерной асимметрии в кинодискурсе.
Статья посвящена меганарративному исследованию имитационных приёмов мимикрии в дипломатической практике на материале международного дипломатического документа. Цель работы состоит в выявлении роли меганарративной цепи текстов, обрамляющих документ и вскрывающих закулисные приёмы мимикрии. На разных уровнях меганарратива установлены виды, приёмы и функции мимикрирования участников, маскирующих свои цели в конвенциональном языке дипломатии. Выявлены дипломатические ходы, скрывающие несовместимость позиций сторон и создающие видимость единства и согласия при подписании компромиссного документа.
Издательство
- Издательство
- ТГСХА
- Регион
- Россия, Тверь
- Почтовый адрес
- 170904, Тверская область, г. Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), 7
- Юр. адрес
- 170904, Тверская область, г. Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), 7
- ФИО
- Мигулев Павел Иванович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@tvgsha.ru
- Контактный телефон
- +7 (482) 2531236