В статье предпринимается попытка разработки типологии современных петербургских СМИ, направленных на установление диалогических отношений между разными группами мигрантов и принимающим обществом. Авторы приходят к выводу, что, помимо аудитории, легитимности, при типологизации «мигрантских» СМИ, актуализируются дискурсивные характеристики: информационная эксклюзивность, специфика речевой формы, оригинальность презентации интермедиальности. Популярность мигрантского издания обеспечивается системностью текстовой презентации всех перечисленных характеристик.
Идентификаторы и классификаторы
“Мигрантская” линия научных исследований с течением времени не только не теряет своей злободневности, но и неуклонно расширяется: актуальные политические события, изменения в экономическом укладе, культурном и социальном поле — всё это накладывает отпечаток и на миграционные процессы.
Список литературы
1. Администрация Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] // Администрация Санкт-Петербурга. Режим доступа: https://www.gov.spb.ru.
2. Алексеев А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988-1997) //Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. - 1999, №. 3. - С. 10-12.
3. Ачкасов В.А. Интеграция трудовых мигрантов в принимающее сообщество: роль СМИ // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2011, Т. 7, №. 4. - С. 41-51. EDN: ONIEKF
4. Барышева Ю.С. Социокультурная адаптация мигрантов в условиях современного российского мегаполиса (на примере Москвы) //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007, №. 5. - С. 67-69. EDN: IJQQWD
5. Бауэр Е.С. СМИ как инструмент культурной адаптации трудовых мигрантов: постановка проблемы //Медиалингвистика. - 2022. - С. 711-714.
6. Блохин И.Н., Салем А.Р.М. Этнические медиа в формировании адаптивных практик иммигрантов в российском мегаполисе (на примере Санкт-Петербурга) //Медиаскоп. - 2020, №. 1. - С. 2-2. EDN: VHYLAH
7. Важная информация для иностранных граждан / БФ “ПСП-фонд”. - СПб., 2017. - 2 с.
8. Завалишин А.Ю., Костюрина Н.Ю. Образ полиэтнического Петербурга в современных СМИ //Социология и право. - 2021, №. 2. - С. 6-12. EDN: JHYVCG
9. Журналистика сферы досуга. Под общей редакцией Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой.- СПб., 2012. - 304 с.
10. Комитет по культуре Санкт-Петербурга. - ООО “ПТС-медиа”. - 2014, Вып. 2. - 136 с.
11. Коньков В.И. Медиаречь: содержание понятия и принципы анализа // Мир русского слова. - 2016, №. 3. - С. 58-63. EDN: XAKRWR
12. Корконосенко С. Г. и др. Основы журналистики. - 2020.
13. Медиалогия: Мониторинг СМИисоцсетей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mlg.ru.
14. Мукомель В. и др. Интеграция мигрантов: вызовы, политика, социальные практики //Мир России. Социология. Этнология. - 2011, Т. 20, №. 1. - С. 34-50. EDN: NUEKPH
15. Осипова Е.Д. Трансформация социальных практик: концепция П. Бергера и Т. Лукмана в условиях кризисного общества //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2015, №. 2. - С. 69-79. EDN: TPTDET
16. Романов А.А., Романова Л.А. Функционально-семантическое представление как регулятивный конструкт ментальной репрезентации туннельной локализации языкового знака // Организационная психолингвистика. - 2018, №. 1. - С. 5-5. EDN: XWLSPJ
17. Цветова Н.С. Коммуникативный потенциал современной российской этножурналистики [Электронный ресурс] // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. - 2014, №. 2. - С. 78-85. EDN: SIKYPT
18. Цветова Н.С., Громова Л.П. Зарубежная российская газета: феноменология периодического издания //Международный обзор менеджмента и маркетинга. - 2015, Т. 6, №. 1. - С. 36-43. EDN: WRDAYD
19. Насреддин в России: нерегулярное сатирическое издание. 2015. No 3. URL: https://cdn-static-garagemca.gcdn.co/storage/tinymce_asset/2/5/2528/file-b266 f42b -e217-44dd-8845-0a852fd3be1d.pdf (дата обращения 01.03.2023).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Международная междисциплинарная научная конференция «Лингвистика первой четверти 21 века: тенденции, итоги и перспективы» (12-13 октября 2023 г., г. Тверь).
В статье рассматриваются возможности применения методологии Я -модели коммуникации в теоретическом обосновании «нишевых» медиаканалов.
В статье рассматриваются теоретические аспекты проведения лингвистической экспертизы речевых актов оскорбления (по разным категориям дел). Автор приходит к выводу, что лингвист-эксперт должен опираться на принципы комплексного анализа текста с учетом знаний кодексов РФ (трудового, уголовно-исполнительного, гражданского, об административных правонарушениях и т. д.), доступности изложения экспертного заключения, научной обоснованности проводимой лингвистической экспертизы, персональной ответственности за результат экспертизы. Перед лингвистом-экспертом стоит задача установления факта оскорбления с точки зрения закона, а выводы лингвиста-эксперта должны быть логически выстроены, научно обоснованны, доступно изложены, в выводах должна присутствовать однозначность и отсутствовать размытость понятий.
В статье рассматриваются перформативные высказывания и их варианты в чувашском языке. Автор анализирует основные свойства перформативных формул и описывает их семантические и конструктивные особенности в данном языке.
В статье представлены результаты статистической обработки слов-реакций русских и китайских испытуемых и структурировано ассоциативное поле слова-стимула «сотрудничество». Путем сравнения пропорций каждой семантической зоны описываются сходства и различия содержания и структуры ассоциативного гештальта слова-стимула «сотрудничество», и выявляются этнокультурные особенности представлений у китайцев и русских.
В статье рассматривается отличие псевдозаимствованных онимов в немецком литературном языке от смежных явлений, представленных псевдоитальянскими топонимами Южного Тироля; выделяются словообразовательные классы данных единиц; приводятся критерии отбора псевдозаимствованных онимов в составе немецкого литературного языка.
В статье предложен обзор исследований, проводимых в научно-образовательном центре «Лаборатория коммуникативного поведения человека» при Ивановском государственном университете, указаны цели и задачи центра. Излагается проблематика исследований в области речевого общения, лингвокультурологии, невербальной коммуникации, гендерной лингвистики, выполненных членами центра. Намечены перспективы дальнейших изысканий в указанных ракурсах.
В статье представленная в трудах Г. И. Богина лингводидактическая модель формирования и развития языковой личности рассматривается как основа типологии интерактивных обучающих языковых игр и заданий. Уточняются сущностные характеристики обучающей языковой игры. Обосновывается классификация обучающих игровых заданий.
Настоящая статья посвящена анализу соответствий английских фразеологизмов, репрезентирующих природный код культуры, в русском языке. Актуальность данного исследования обусловлена повышенным интересом к изучению фразеологических единиц в ракурсе взаимоотношения языка и культуры, что позволяет установить и описать те способы и языковые средства, с помощью которых во фразеологические знаки воплощается культурно значимый смысл, придавая им тем самым и функцию знаков «языка» культуры. Исследование межъязыковых соответствий фразеологизмов раскрывает культурологические аспекты фразеологической номинации и позволяет реконструировать особенности социальной и культурной жизни, мировоззрения и ценностной картины мира лингвокультурного сообщества. Это способствует формированию соответствующих фоновых знаний, что имеет большое значение как в практике преподавания иностранного языка, так и в практике перевода.
В работе апробирован авторский термин «индекс менасивности» программных материалов участников политической гонки как инструмент их влияния на массового адресата. Эмпирический материал позволяет зафиксировать тенденцию менасивной индексации языковых практик: чем выше индекс менасивности предвыборной программы политика, тем эффективнее прагма-эмоциональное воздействие программы и реализованных в ней высказываний-угроз на избирателей. Полученные результаты закладывают методологическую базу политической менасологии как отдельного направления лингвистической прагматики.
Рассматривается дискурсивно обусловленное негативное влияние на психическое состояние общества. Наиболее подверженными объектами такого влияния являются акцентуированные личности, в поведении которых усиливаются элементы демонстративности и фобического отношения к реальности. Такое положение дел в определенной мере вызвано возросшим влиянием масс-медиа на сознание людей, с одной стороны, и переходом способов общения и хранения информации на качественно новый уровень, обусловленный возникновением всемирной электронной сети Интернет, с другой стороны. Наиболее ярко отклонения от психической нормы при всей условности ее границ прослеживаются в поведении истероидных и маниакально-фобических акцентуантов. Истероидные личности воздействуют своими поступками на массовое сознание, заражая в первую очередь телезрителей, которые начинают неосознанно подражать такому психопатическому поведению и меняют тем самым некоторые базовые ценностные установки культуры. Целенаправленное нагнетание страхов в средствах массовой информации, реализуемое путем сообщений о природных катаклизмах и криминализации общества, способствует возрастанию количества людей с депрессивной и маниакально-фобической акцентуацией.
Издательство
- Издательство
- ТГСХА
- Регион
- Россия, Тверь
- Почтовый адрес
- 170904, Тверская область, г. Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), 7
- Юр. адрес
- 170904, Тверская область, г. Тверь, ул. Маршала Василевского (Сахарово), 7
- ФИО
- Мигулев Павел Иванович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- mail@tvgsha.ru
- Контактный телефон
- +7 (482) 2531236