В статье приводятся результаты сопоставления печатной версии ежемесячного научно-популярного журнала «Дилетант» и его интернет-сайта. Целью работы является определение предпочтительных способов аттракции в традиционных печатных СМИ и в цифровой среде. Выявлено, что печатная версия журнала «Дилетант» привлекает читателя в первую очередь главной темой номера, которая представлена на обложке не только анонсом, но и уникальным креолизованным текстом. Семантика фронтального медиатекста «Дилетанта», как правило, интригует читателя отдельными аспектами главной темы номера. Цветовые акценты на страницах номера привлекают внимание читателя не только к блоку тематических материалов, но и к другим публикациям и постоянным рубрикам. При сравнении печатной версии журнала с интернет-версией выявлены существенные различия в использовании аттрактивных средств. Сайт журнала является менее ярким, чем печатная версия, использует минимум анимации и не содержит видео- и аудиоматериалов. Аттрактивную функцию выполняют иллюстрации и подзаголовки, как и в печатной версии. Специфической формой привлечения внимания пользователей сайта является интерактивность, а именно навигация и тесты, другие формы интерактивности, такие как комментарии, форум, лайки, не используются. В совокупности ограниченное использование средств привлечения внимания выделяет сайт «Дилетанта» среди других интернет-ресурсов и не позволяет ему конкурировать с печатной версией журнала.
Идентификаторы и классификаторы
В условиях быстрой коммуникации и жесткой конкуренции как перед традиционными, так и перед мультимедийными средствами массовой информации стоит непростая задача – им необходимо привлечь внимание аудитории, которая за ограниченное время просматривает большое количество сообщений на разные темы. Известно, что люди чаще обращают внимание на легкочитаемые тексты с ярким визуалом [Поварницына 2015; Титлова, Моисеева 2019; Liu et al. 2022]; визуальные акценты активно используются изданиями для привлечения аудитории. Каждая обложка приглашает читателя купить конкретный номер на основании опубликованной истории и позиции, которую редакторы выражают по этому поводу [Tseronis 2021: 374]. Е. А. Зверева считает иллюстрирование ключевым средством визуализации: «грамотно поданная иллюстрация позволяет одновременно увеличить информационный поток и адаптировать его под медиапотребителя» [Зверева 2018: 23].
Список литературы
1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Academia, 2003. 122 c. EDN: YWOTPL
2. Буряковская В. А. Глянцевый журнал как феномен массовой культуры: речевое и прагматическое представление. Политическая лингвистика. 2012. № 1. С. 169-172. EDN: OWUZZD
3. Ермолаева Е. Н., Потапова Н. В. Лингвовизуальная прагматика выносных элементов англоязычных интернет-медиатекстов. Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021. Т. 20. № 6. С. 247-262. DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-6-247-262 EDN: RJPLOQ
4. Зверева Е. А. Деэстетизация как тенденция иллюстрирования журнальных изданий. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2018. № 2. С. 23-31. EDN: XOXUAP
5. Зверева Е. А., Бирюкова В. В. Влияние процессов глобализации на функционирование глянцевых журналов. Культура в фокусе научных парадигм. 2018. № 7. С. 160-165. EDN: XZAOBN
6. Иссерс О. С. Дискурсивные практики нашего времени. М.: Ленанд, 2021. 272 с.
7. Кардапольцева В. Н., Салмин Л. Ю. Трансформации в дизайне визуальных коммуникаций и их последствия. Теория и практика мировой науки. 2018. № 5. С. 52-55. EDN: YAVLOX
8. Кравченко А. А. Признаки таблоидности на обложке научно-популярного журнала на примере издания “Дилетант”. Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения: 60-й Междунар. науч. форум. (Санкт-Петербург, 30 июня - 2 июля 2021 г.) СПб.: Медиапапир, 2021. Т. 1. С. 109-111. EDN: TWFYHO
9. Круглова Л. А. Российские печатные СМИ: специфика онлайн-версий. Медиаскоп. 2016. № 4. URL: http://www.mediascope.ru/2205 (дата обращения: 02.02.2024). EDN: YHCXDZ
10. Мыгаль М. С., Карпенко И. И. Журналистский гипертекст в системе массмедийной интернет-коммуникации. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 18. С. 201-208. EDN: QALHIH
11. Поварницына М. В. Специфика креолизованных текстов в массовой интернет-коммуникации. Universum: филология и искусствоведение. 2015. № 6. EDN: TWTVEJ
12. Полякова Е. В. Структурные особенности печатной и онлайн-версий газеты “Республика Башкортостан”. Вестник Башкирского университета. 2022. Т. 27. № 1. С. 197-200. DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2022.1.35 EDN: DQJKHJ
13. Проскурин Е. Г. Веб-сайт как полисемиотический гипертекст: к постановке проблемы. Мир науки, культуры, образования. 2010. № 3. С. 64-67. EDN: MVGUPF
14. Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления. Вопросы языкознания. 2005. № 6. C. 115-123. EDN: HSIROZ
15. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция. Оптимизация речевого воздействия, отв. ред. Р. Г. Котов. М.: Наука, 1990. С. 180-186.
16. Титлова А. С., Моисеева А. В. Воздействующий потенциал поликодового масс-медийного текста. Вестник Башкирского университета. 2019. Т. 24. № 4. С. 959-962. DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2019.4.32 EDN: RDAYJH
17. Цзоу Х. Теоретические аспекты изучения поликодового текста в современном языкознании. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 13. № 1. С. 295-298. DOI: 10.30853/filnauki.2020.1.58 EDN: BSBTEA
18. Шевченко В. Э. Теоретические основы визуальной коммуникации. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 20. С. 174-180. EDN: SCHMRX
19. Czachur W., Opiłowski R., Smykała M. Multimodal practices of empathy and fear in Polish refugee discourse: analysis of magazine covers. GEMA Online Journal of Language Studies, 2022, 22(3): 63-85. DOI: 10.17576/gema-2022-2203-04 EDN: RDWMAA
20. Liu H., Phothisane S., Kotchapakdee P. Changes in visual rhetorical features of new weekly magazine covers published from 1996 to 2001. Southern Semiotic Review, 2022, (16): 91-119.
21. Tseronis A. From visual rhetoric to multimodal argumentation: exploring the rhetorical and argumentative relevance of multimodal figures on the covers of The Economist. Visual Communication, 2021, 20(3): 374-396. DOI: 10.1177/14703572211005498 EDN: SIDKQA
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются вопросы экономии артикуляционных усилий и связанных с ними когнитивных затрат. Теоретической базой для исследования послужили работы западных исследователей, по утверждению которых многие фонетические изменения в языке могут начинаться с желания коммуникантов снизить артикуляционные усилия в процессе озвучивания речевых отрезков. Такое желание связано с необходимостью оптимизировать языковую систему. Коммуниканты стараются упростить сложные артикуляции, избавиться от звуков, требующих значительных мышечных усилий органов речевого аппарата, что приводит к изменениям в системе языка. В работе рассматриваются примеры повседневного употребления некоторых языковых единиц и то, как эти единицы упрощаются в связи с высокой частотой их употребления. Автор приходит к выводу, что частота употребления порождает небрежность артикуляции, причем эффективность коммуникации при этом сохраняется. Предложено решение, согласно которому причины упрощения артикуляций следует искать прежде всего на глубинном уровне порождения первичной семантической записи, иначе говоря, в когниции, а не в мышечной работе речевого аппарата. Если язык - инструмент, с помощью которого совершается сформированный продукт мыслительной деятельности, то и ответы на вопросы изменения в языке следует искать непосредственно в мышлении.
Статья посвящена современной немецкоязычной рекламе косметической продукции, представленной на сайтах фирм-производителей. Являясь отражением современной жизни, реклама постоянно изменяется, в том числе на уровне языка, поэтому данная тема не перестает быть актуальной. Объектом рассмотрения стали наименования косметической продукции в немецкоязычных рекламных текстах, опубликованных на различных сайтах и интернет-каналах. В связи с быстрыми изменениями в мире и появлением новых товаров на рынке косметической продукции появляются разные ее наименования. Цель - выявить способы наименования, рассмотреть их особенности в виртуальной рекламе. Задачи исследования: отбор и анализ материала исследования, определение типичных моделей способов наименования, их описание. Номинации, появившиеся за последнее время в немецком языке для рекламирования косметических новинок, отличаются структурно-семантическим разнообразием. Отмечены как типичные для немецкого языка словообразовательные модели, так и специфические, свидетельствующие об изменении языка. Язык современных немецкоязычных косметических рекламных текстов подвержен процессу неологизации. Каждое такое новообразование имеет свои особенности, придает языку большую экспрессивность, а следовательно, привлекает внимание в большей степени. Среди способов наименования современной немецкой косметологической продукции присутствуют неологизмы, образованные как средствами немецкого языка, так и средствами английского языка, а также комбинированием основ из немецкого и английского языков.
Статья посвящена продвижению учебных заведений высшей школы юга России средствами новых медиа. Научная новизна исследования обусловлена тем, что данная проблема до сих пор остается малоизученной. Высокая актуальность следует из наблюдаемых сейчас процессов цифровизации вузов. В статье рассматривается медиаактивность десяти ключевых высших учебных заведений Южного федерального округа, выделенных на основе сопоставления локальных и федеральных рейтингов отечественных вузов. Цель - отобразить практику использования инструментов новых медиа учреждениями высшей школы в этом регионе Российской Федерации. С помощью методов контент-анализа, сравнительного анализа и типологизации исследуются такие цифровые коммуникационные площадки, как сайты вузов, видеохостинги, мессенджеры и соцсети. Университеты и институты, широко представленные в современном региональном инфополе и значительно опережающие своих конкурентов в использовании новых медиа, являются образовательными лидерами региона. Продемонстрированы слабые и сильные стороны коммуникативных стратегий образовательных учреждений, для их компаративного анализа используются как количественные, так и качественные показатели. Кратко рассматривается медиаактивность Южного федерального университета - главного вуза округа.
Работа выполнена в русле лингвистики реплицирования, предметом изучения которой является генезис ответной реплики в диалоге. Актуальность исследования связана с обращением к проблеме выявления условий реализации интенции комментирования в виртуальном диалоге. Цель - обосновать положение, согласно которому условием реализации интенции комментирования в виртуальном диалоге является попадание инициальной реплики в сферу модусной рефлексии носителя языка. Под условием реализации интенции реплицирования понимается позиция актуализации интенционального состояния носителя языка, принявшего решение прокомментировать то или иное событие. Модусная рефлексия - это проявление эмоционально-оценочного отношения носителя языка к исходному сообщению, в таком случае она предстает как разновидность метаязыковой деятельности. В качестве основного используется аналитико-описательный метод для анализ ответных реплик в виртуальном диалоге. Материалом послужили 164 интернет-комментария к новостной статье «Переходы в метро: гопники вместо цветов». Новизна исследования заключается в выделении модусных смыслов, определяющих условия реализации интенции комментирования в виртуальном диалоге. Выделены и охарактеризованы три условия реализации интенции комментирования в виртуальном диалоге: попадание инициальной реплики в зону модуса согласия, модуса несогласия и нейтрального модуса.
Прагматика реактивности в политическом интернет-дискурсе является одним из наиболее интересных и наименее изученных аспектов современной виртуальной коммуникации. Цель - рассмотреть функционирование модели непрофессионального интернет-дискурса, воплощающегося в жанре политического интернет-комментария, в лингвопрагматическом аспекте. Представленные модели имеют частный характер и соотносятся с общей моделью, в основании которой лежат коммуникативные интенции авторов политических интернет-комментариев. Эмпирической базой исследования послужили отклики читателей новостного агентства РИА Новости. Принцип детерминации текстового целого ведущей макроинтенцией его автора, рассматриваемой как макроинтенция субъекта дискурса, позволяет установить, что жанр интернет-комментария, прежде всего, реактивный жанр. Поэтому указанные прагматические варианты типичных способов реагирования разработаны с учетом первоочередности коммуникативной роли адресата и, соответственно, реактивной макроинтенции, реализуемой в непрофессиональном интернет-дискурсе. В работе анализируются две реактивные модели непрофессионального дискурса: 1) реакция на политическое событие; 2) реакция на прагматический контекст. В результате методика лингвопрагматического анализа дискурса позволяет установить, что реактивные модели содержат следующие типы реакции: положительную, отрицательную и двоякую. При этом тексты интернет-комментариев включают и интерпретативную составляющую. Реализация реактивной интенции субъекта непрофессионального интернет-дискурса сочетается с намерением субъекта репрезентировать фрагмент личного опыта.
В настоящее время формируется особый подвид кинодискурса, который условно можно назвать любительским, так как его участники, не имея специального образования, обсуждают продукты киноиндустрии на основе своего жизненного опыта, представлений, системы ценностей. Однако он до сих пор не стал предметом специального изучения. Актуальность работы определяется ее включенностью в современную антропоцентрическую парадигму, где на передний план выходит человек и язык как главная и важнейшая его характеристика. Цель - выявить особенности любительского кинодискурса на примере отзывов на фильм режиссеров С. Макгехи и Д. Сигела «Развод в большом городе», снятый по роману американского писателя Г. Джеймса “What Maisie Knew”. Материалом послужили комментарии российских зрителей на киноплощадках в сети Интернет. Применены сравнительно-сопоставительный метод и метод дискурс-анализа. Выложенные в сети отклики на фильм «Развод в большом городе» отличает, прежде всего, искренность в оценке впечатлений от просмотра. Любительские рецензии, как правило, сосредоточены на действии, которое развивается в кинотексте. Языку пользователей сетей присуща повышенная эмоциональность, выражающаяся в использовании разговорных оборотов, в том числе незаконченных фраз, риторических вопросов, сленга.
Обсуждается проблема образа виртуального автора, репрезентированного в дискурсивном контенте сайта образовательной организации. Цель - смоделировать образ виртуального автора дискурсивного контента, выражающего коммуникативные интенции. Актуальность исследования определяется востребованностью сайта как инструмента современного коммуникативного процесса и необходимостью его разноаспектного изучения, предполагающего в том числе изучение образа виртуального автора, реализующего посредством сайта свои коммуникативные намерения. Материалом исследования послужили 50 заголовков новостей, опубликованных на официальном сайте Кузбасского института ФСИН России за период с 1 апреля 2022 г. по 1 апреля 2023 г. При исследовании языкового материала были использованы методы контент- и интент-анализа. Анализ заголовков новостного контента позволяет выявить единицы, образующие пропозициональную рамку, включающую а) участников событий (субъектов); б) предикаты, характеризующие участников и указывающие на тип события; в) место и время события. Выявлено, что виртуальным автором новостного контента является обобщенное лицо - образовательная организация (Кузбасский институт ФСИН России), выражающая коммуникативные интенции, направленные на информирование аудитории о деятельности образовательной организации и формирование ее положительного имиджа. Как субъект виртуальный автор сообщает новости об образовательной организации, реализуя коммуникативные интенции. При этом каждый субъект - член коллектива вуза: мы - вместе; мы - команда; мы - участники значимых мероприятий; мы имеем социально значимых партнеров; мы - лучшие; мы - вместе с городом, областью, страной. Интенция создания образа успешного вуза определяет такой подбор лексических единиц, используемых в качестве компонентов пропозициональной рамки, который позволяет эксплицитно выразить объективный модус, а имплицитно - субъективный модус.
Телевидение - глобальное явление, однако в каждой стране его история имеет свои особенности. Предпринята попытка хронологического анализа развития телевидения в Германии при условии сопоставления параллельных процессов в Западной и Восточной Германии - в ФРГ и ГДР. Автор придерживается системного взгляда на феномен телевидения, который предполагает рассмотрение как технических, так и социальных аспектов этого явления. Прослеживается путь телевидения от технического новшества, доступного лишь немногим, до средства массовой информации, выполняющего интегративную функцию с точки зрения формирования и трансляции актуального дискурса. Предмет - немецкое телевидение как в годы раздела страны на две независимые республики, так и после создания единого государства. Цель - выяснить специфику телевидения в Германии и соотнести универсальные мировые тенденции данного средства массовой информации с национальным контекстом конкретной страны, история которой в ХХ в. представляет собой уникальное переплетение, казалось бы, несовместимых явлений широкого диапазона - от диктатуры до демократии. Все эти явления неизбежно отразились не только на содержании телепередач, но и на восприятии телевидения населением, на жанровом своеобразии и социальных функциях телевещания. В результате выделены и охарактеризованы 5 этапов в развитии немецкого телевидения. I этап (конец XIX в. - 1945 г.): технические открытия, попытки их практической реализации и начало регулярного телевещания в период национал-социализма. II этап (конец 1940-х - 1950-е гг.): восстановление телевещания, начало параллельного развития телевидения в ФРГ и ГДР. III этап (1960-1970-е гг.): прояснение институциональных рамок и социальных функций телевидения. IV этап (1980-е - середина 1990-х гг.): появление новых технологий телевещания и коммерческих телеканалов, распад «восточного блока» и объединение Германии. V этап (1990-е гг. - наши дни): цифровизация телевидения.
В работе рассматриваются вопросы организации лингводидактической деятельности по формированию и развитию коммуникативно-речевой компетенции (ее текстовой составляющей) студентов-иностранцев в рамках курса «Письменная речь». Необходимость обращения к данной проблематике была продиктована логикой проекта «Лингводидактический потенциал онлайн-переписки», в ходе реализации которого обнаружилось проблемное поле в речевом поведении иностранного студента, состоящего в переписке с носителем русского языка; это поле связано с текстовой организацией писем. Выдвижение на передний план фигуры студента-иностранца повлекло за собой обращение к его речемыслительной деятельности и, соответственно, к когнитивным инструментам организации учебного письменно-речевого материала, прежде всего к фрейму. Посредством фреймового анализа была создана лингводидактическая жанровая фреймовая модель, реализуемая на стадиях фрейминга и рефрейминга. С одной стороны, в ходе фрейминга происходит овладение актуальным коммуникативно-речевым материалом, образующим содержание предметно-ситуативного фрейма как составной части жанрового фрейма. Дальнейшее развитие сформированного смыслового пространства осуществляется по линии расширения. С другой стороны, в ходе фрейминга усвоению подлежат текстовые нормы, положенные в основу текстового фрейма, второй составляющей жанрового фрейма. На стадии рефрейминга решается задача развития текстовой компетенции путем содержательных (связанных с реализацией линии осложнения) и стилевых преобразований исходных смыслов. Предлагаются различные виды трансформационных операций, производимых как на уровне слова и предложения, так и на уровне всего текста. Особое внимание уделяется стилевым трансформациям, направленным на развитие навыков выражения смысла разнообразными в стилевом отношении языковыми средствами.
Издательство
- Издательство
- КемГУ
- Регион
- Россия, Кемерово
- Почтовый адрес
- 650000, Кемерово, Красная, 6,
- Юр. адрес
- 650000, Кемерово, Красная, 6,
- ФИО
- Просеков Александр Юрьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@kemsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (384) 2581226