ISSN 2782-4799 · EISSN 2782-4802
Язык: ru

Статья: ОНЛАЙН-ПЕРЕПИСКА КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА "ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ") (2024)

Читать онлайн

В работе рассматриваются вопросы организации лингводидактической деятельности по формированию и развитию коммуникативно-речевой компетенции (ее текстовой составляющей) студентов-иностранцев в рамках курса «Письменная речь». Необходимость обращения к данной проблематике была продиктована логикой проекта «Лингводидактический потенциал онлайн-переписки», в ходе реализации которого обнаружилось проблемное поле в речевом поведении иностранного студента, состоящего в переписке с носителем русского языка; это поле связано с текстовой организацией писем. Выдвижение на передний план фигуры студента-иностранца повлекло за собой обращение к его речемыслительной деятельности и, соответственно, к когнитивным инструментам организации учебного письменно-речевого материала, прежде всего к фрейму. Посредством фреймового анализа была создана лингводидактическая жанровая фреймовая модель, реализуемая на стадиях фрейминга и рефрейминга. С одной стороны, в ходе фрейминга происходит овладение актуальным коммуникативно-речевым материалом, образующим содержание предметно-ситуативного фрейма как составной части жанрового фрейма. Дальнейшее развитие сформированного смыслового пространства осуществляется по линии расширения. С другой стороны, в ходе фрейминга усвоению подлежат текстовые нормы, положенные в основу текстового фрейма, второй составляющей жанрового фрейма. На стадии рефрейминга решается задача развития текстовой компетенции путем содержательных (связанных с реализацией линии осложнения) и стилевых преобразований исходных смыслов. Предлагаются различные виды трансформационных операций, производимых как на уровне слова и предложения, так и на уровне всего текста. Особое внимание уделяется стилевым трансформациям, направленным на развитие навыков выражения смысла разнообразными в стилевом отношении языковыми средствами.

Ключевые фразы: онлайн-переписка, текстовая деятельность, когнитивная лингводидактика, фрейм, жанровый фрейм, фрейминг, рефрейминг, линия расширения, линия осложнения
Автор (ы): Сологуб Ольга Павловна
Журнал: ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
316.472.47. Социальные резервы. Социальные ресурсы (в данной социальной сети)
Для цитирования:
СОЛОГУБ О. П. ОНЛАЙН-ПЕРЕПИСКА КАК ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КУРСА "ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ") // ВИРТУАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ. 2024. Т. 3 № 1 (9)
Текстовый фрагмент статьи