Настоящее исследование посвящено разработке авторского метода матрица когнитивных фильтров, который используется для моделирования процесса инферирования смысла лингвокреатем в мультимодальном онлайн-дискурсе. Цель - разработать концепции взаимодействия когнитивных механизмов, принимающих участие в порождении смыслов мультимодальных лингвокреатем при взаимовлиянии составляющих их разнокодовых элементов, а также выявить степень влияния компонентов различных модальностей и основных когнитивных механизмов на успешность процесса декодирования подобных феноменов в процессе виртуальной коммуникации в современном англоязычном цифровом интернет-дискурсе. Выявлены ключевые когнитивные механизмы порождения смысла креативных мультимодальных элементов: «баннерная слепота», оценочная категоризация и концептуализация, (де)компрессия информации и профилирование, концептуальная метафора, концептуальная метафтонимия и концептуальная интеграция. Мономодальные вербальные и мультимодальные лингвокреатемы (более 18000 единиц), составившие материал исследования, отбирались методом сплошной выборки из англоязычных интернет-ресурсов, визуальных и вербальных корпусов. Теоретический анализ показал, что этот метод может быть использован для моделирования общей когнитивной резонансности лингвокреатемы. Он позволяет получать данные о вероятностном прогнозировании уровня возможного когнитивного резонанса и диссонанса (положительного либо отрицательного) во время коммуникативного акта. Полученные во время проведения практического лингвокогнитивного эксперимента среди англоязычных респондентов эмпирические данные подтвердили теоретические результаты исследования. В лингвокогнитивном эксперименте приняли участие 335 англоговорящих респондентов из 11 стран. Респондентам были предложены несколько креативных мультимодальных элементов для поэтапного анализа процесса инферирования их общих смыслов при помощи матрицы когнитивных фильтров. Результаты показали, что метод матрицы когнитивных фильтров обладает высокой эффективностью для констатирования факта возникновения у адресата когнитивного резонанса или ментального напряжения (положительного либо отрицательного когнитивного диссонанса). Также метод может использоваться для получения дополнительных данных о реакциях адресата на лингвокреативные дискурсивные элементы.
Идентификаторы и классификаторы
Лингвокреативность как речевая коммуникативная стратегия в ранних исследованиях традиционно считалась характерной чертой поэзии. Однако на сегодняшний день в рамках когнитивнодискурсивной парадигмы изучаются самые различные типы мономодальных и мультимодальных дискурсов, являющихся областью реализации креативного потенциала как системы языка, так и языковой личности [Fauconnier 1985; Fauconnier, Turner 1998; Forceville 2008; 2009; Golubkova, Taymour 2021; Karabulatova et al. 2021; Zhang et al. 2023]. Языковое творчество как определенное нарушение узуса характерно, как правило, для коммуникантов с лингвокреативным типом мышления (или гибким интеллектом), который отличается оригинальностью, спонтанной гибкостью, оперативностью, дивергентностью и ассоциативностью мышления, способностью к переосмыслению, развитым чувством юмора.
Список литературы
1. Калинин О. И. Воздействующая сила метафоры: аспект восприятия. Когнитивные исследования языка. 2023. № 2. C. 102-108. EDN: DHEZCR
2. Таймур М. П. Матрица когнитивных фильтров как инструмент анализа лингвокреатем в современном англоязычном дискурсе. Дискурс и язык в эпоху “больших данных”: Вариативность, креативность, эксперимент, ред. И. В. Зыкова. М.: Р.Валент, 2023. С. 328-336. EDN: BXCLFA
3. Black M. Models and Metaphors. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1962, 276.
4. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge: Cambridge University Press, 2006, 304.
5. Boldyrev N. N. The interpretive dominant in the cognitive theory of language. EpSBS European Proceedings of Social AND Behavioural Sciences: Proc. Philological Readings, Orenburg, 19-20 Sep 2019. Orenburg: OSU, 2020. DOI: 10.15405/epsbs.2020.04.02.1 EDN: JYNWTQ
6. Fauconnier G. Mental Spaces. Cambridge: MIT Press, 1985, 258.
7. Fauconnier G., Turner M. B. Conceptual integration networks. Cognitive science, 1998, 22(2): 133-187. DOI: 10.1207/s15516709cog2202_1
8. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Stanford: Stanford University Press, 1957, 291.
9. Forceville C. Non-verbal and multimodal metaphor in a cognitivist framework: Agendas for research. Multimodal Metaphor, eds. Forceville C., Urios-Aparisi E. Berlin; NY: Mouton de Gruyter, 2009, 19-42. DOI: 10.1515/9783110197761.5.379
10. Forceville C. Pictorial and multimodal metaphor in commercials. Go Figure! New Directions in Advertising Rhetoric, eds. McQuarrie E. F., Phillips B. J. NY: Routledge, 2008, 272-310.
11. Gapanyuk Yu. E., Terekhov V. I., Ivlev V. Y., Kaganov Yu. T., Karabulatova I. S., Oseledchik M. B., Semenov D. V. Principles of creating hybrid intelligent information systems based on the granular-metagraph approach. Biologically Inspired Cognitive Architectures 2023: Proc. of the 14th Annual Meeting of the BICA Society, eds. Samsonovich A. V., Liu T. Cham: Springer Nature, 2024, 356-366. DOI: 10.1007/978-3-031-50381-8_37 EDN: DQZSNJ
12. Golubkova E. E., Taymour M. P. Mixed multimodal metaphors in advertising in English. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: Proc. Intern. Conf., Novosibirsk & Irkutsk, 1-3 Apr 2021. EPSPBS, 2021, 622-629. DOI: 10.15405/epsbs.2021.12.76 EDN: LQDBBI
13. Goosens L. Metaphtonymy: The interaction of metaphor and metonymy in expressions for linguistic action. Cognitive Linguistics, 1990, 1(3): 323-342. DOI: 10.1515/cogl.1990.1.3.323
14. Grady J. E. Primary metaphors as inputs to conceptual integration. Journal of Pragmatics, 2005, 37(10): 1595-1614. DOI: 10.1016/j.pragma.2004.03.012
15. Gurevich L. S. Expressive speech acts in political discourse: An integrative approach perspective. Journal of Advanced Research in Social Sciences, 2022, 5(2): 18-35. DOI: 10.33422/jarss.v5i2.783 EDN: MRIIBO
16. Karabulatova I. S., Lagutkina M. D., Borodina N. V., Streltsova M. A., Bakhus A. O. Formation of ethnosocial identity in the matrix of media discourse. Amazonia Investiga, 2021, 10(43): 234-247. EDN: NBJZRS
17. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Chicago: University of Chicago Press, 1980, 276.
18. Taymour M. P. Linguistic creativity in modern multimodal microtexts in English. Moscow: RuScience, 2023, pt. 1, 128. EDN: WKJCRB
19. Taymour M. P. Linguistic creativity: Cognitive dissonance vs cognitive resonance. Linguistic Existence of Human Being and Ethnos: Proc. Conf., Moscow, 11-14 May 2022. Moscow: INION RAS, 2022, 135-140. EDN: DPTKSP
20. Zhang L., Karabulatova I., Nurmukhametov A., Lagutkina M. Association strategies of speech behavior of communicators in coding discourse: An interdisciplinary approach towards understanding the role of cognitive and linguistic processes in communication. Journal of Psycholinguistic Research, 2023, 52: 1571-1587. DOI: 10.1007/s10936-023-09966-z EDN: CGIQTT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Эмотиконы являются ярким примером развития графической эмотиологии в виртуальном пространстве. Цель - исследовать проблему развития графической эмотиологии на примере использования эмотикона в виртуальной коммуникации. Актуальность подхода обусловлена междисциплинарным характером, что позволяет объединить лингвистику с точными и естественными науками, в том числе с вопросами развития эмоционального искусственного интеллекта. Многообразие форм эмотиконов требует их упорядочивания (классификации), что будет способствовать упрощению их восприятия и толкования, что, в свою очередь, подкрепляет актуальность нашего исследования. Приоритет коммуникационного взаимодействия в виртуальном пространстве актуализирует поиск средств передачи психоэмоциональных переживаний, в частности с помощью пиктографики эмоций, для более точного понимания эмотивного содержания в сообщении за счет использования ассоциативных связей между изображением конкретного психоэмоционального состояния и его восприятием носителем конкретной лингвокультуры. Несмотря на универсальный характер базовых эмоций и унификацию интерпретации эмотиконов носителями разных лингвокультур, обнаруживается ошибочность в декодировании из-за разницы восприятия экспрессии эмоции в том или ином эмотиконе в разных этноязыковых сообществах, что может служить маркером в определении коммуникантов на оси свой - чужой. Эмотиконы являются наглядным примером развития семантики графической эмотиологии. Интерпретация эмотиконов представляет собой интересную задачу в аспекте формализации графической эмотиологии как понимания детализации эмотивных состояний в виртуальной коммуникации с использованием новых способов передачи переживания эмоции. Результаты исследования показали, что эмотиконы представляют собой четко выверенный репертуар эмотивных состояний, апелляция к которым возможна в виртуальной коммуникации. В связи с этим авторы предлагают новое научное направление - графическую эмотиологию как разновидность лингвосемиотики. Метафоричность эмотикона как кодируемой эмоции с дополнительными оценочными оттенками раскрывается за счет принятых эмотивных норм речевого поведения в обществе в виде некоего унифицируемого изображения или комплекса знаков. Проведенные эксперименты показывают актуальность использования эмотиконов в условиях компрессии виртуальной коммуникации. Виртуальное общение между представителями разных этнолингвокультур способствует обогащению эмотиконов в лингвострановедческом аспекте, что развивает графическую эмотиологию в международном плане.
В работе нарратив рассматривается как средство самоидентификации; самопознания; возможность конструировать Я-концепцию, временную перспективу образа Я; отражение самовосприятия, самообъяснения и презентации личности в социальной сети ВКонтакте. Нарратив как интерпретационный процесс, разворачивающийся в истории нарратора, анализируется как способ наделения событий, эмоций, переживаний субъекта личностным смыслом. Цель - выявить специфику нарратива в виртуальной коммуникации в ходе изучения идентификационных процессов в социальных сетях на открытых личных страницах ВКонтакте. В личных историях, расположенных на страницах в социальных сетях, субъекты повествования демонстрируют ценности, убеждения, порой не до конца осознаваемые, проявляющиеся в элементах излагаемого текста и его модальности, позволяющие создать психологический портрет личности, определить триггеры, наличие напряженности, выявить механизмы идентификации творимых повествований, психологическую доминанту. Основой исследования является подход нарративной психологии, подчеркивающей конструктивную роль языка в формировании и структурировании самости. Человек понимает себя, мир и происходящие в нем события с помощью языка, устной, письменной речи. Анализируя систему значений и структурные элементы историй в социальной сети ВКонтакте, можно выявить матрицу идентификационных предпочтений субъекта рассказывания, которые позволяют создать базовую модель личностного конструкта. Наблюдение за тем, как человек интерпретирует свой опыт, позволяет раскрыть то, как работает его субъективность. Анализ нарратива помогает определить механизмы конструирования мира и то, как нарратор осмысляет его в категориях прошлого, настоящего, будущего времен. Изучение смыслообразования в нарративной психологии приближает к личности человека, временному аспекту человеческого опыта. Личностный опыт, облеченный в историю, раскрывает человека, оцельняет его жизнь, помогает работать со смыслом, осуществлять в слове жизненный проект, который, будучи оформленный в повествовательном конструкте, дает человеку возможность обнаруживать стратегии самоосуществления, адекватные настоящему психологическому ресурсному состоянию. В данном смысле не человек творит историю, а история формирует человека. В итоге, выявив средства создания субъективной языковой картины мира в историях на открытых личных страницах в социальной сети ВКонтакте, можно с высокой степенью вероятности с разными целями определить идентификационные основы нарраций авторов, психологические константы и доминанту личности.
В современных учебных изданиях и научно-исследовательских работах достаточно распространенным объектом изучения является девиантное поведение. В статье рассматриваются междисциплинарные подходы к обоснованию его причин, видов, последствий среди разных возрастных групп, но особое внимание уделяется молодежи. В настоящее время актуализируется новое направление исследования проблемы девиантного поведения - конструктивная девиация, появление которой безусловно является теоретически и практически обоснованным: происходит постепенное фрагментарное рассмотрение отдельных аспектов конструктивной девиации молодежи, что требует систематизации и оформления концептуальных подходов в изучении данного явления. Также в связи с общественно-политическими изменениями, актуализацией определенных социально значимых ценностей, распространением практик помогающего поведения накапливаются социальные ресурсы, развивается социальный, интеллектуальный, гражданский потенциал молодых людей. Рассмотрены социальные и политические основания конструктивной девиации среди молодежи посредством изучения пользовательского массива студентов-первокурсников, обучающихся на базе высшего образования. К указанным основаниям относятся институциональные условия реализации государственной молодежной политики, молодежные инициативы, развитие у студентов практик помогающего поведения, формирование условий гипернормальности, демонстрация значимых ценностей (патриотизм, альтруизм) и пр. Анализ и социологическое понимание причин конструктивной девиации молодежи позволяют обосновать актуальные для молодых людей мобилизационные вызовы и направления их социальной консолидации. Особое внимание уделяется проявлениям конструктивной девиации студенческой молодежи в цифровом пространстве.
В статье представлены результаты исследования влияния цифровизации и автоматизации медиа на формирование потребительского поведения студенческой молодежи и молодых специалистов в журналистской и блогерской деятельности. Определены соответствующие стратегические векторы целенаправленности социальной конструкции потребительского поведения молодых людей. Теоретическая база исследования - работы по социальной конструкции реальности (П. Бергера и Т. Лукмана) и по реальности массмедиа (Н. Лумана). Основные методы эмпирических исследований: 1) обзор литературы и вторичный анализ исследований по данной теме, в том числе исследований цифрового маркетинга и его влияния на поведение потребителей; 2) наблюдение за поведением студенческой молодежи и молодых специалистов в онлайн-среде и его анализ. Выявлены специфические особенности потребительского поведения современной молодежи: социальная мобильность; жизненные перемены, инновационность, эксперимент; быстрая внушаемость и доверчивость. В результате исследования установлено, что молодежь активно использует современные медиа, ее привлекает развлекательный контент (видео, музыка, подкасты, игры и др.) и обучающие платформы. Рассмотрен и типологизирован базовый инструментарий работы создателей контента в условиях автоматизации медиа: работа с фотодокументами (обработка фото, создание коллажей, фоторепортажи, фотогалереи, слайд-шоу, аудио-слайд-шоу, панорамные фотографии, интерактивные 3D-панорамы и др.); работа с графикой (карикатуры, комиксы, демотиваторы и интернет-мемы, облака тегов, интерактивная графика, инфографика, элементы картографии; тайм-линии (таймлайны) и др.); работа с аудио (подкасты, аудиоверсии текста, аудиоиллюстрации и др); работа с видео (видеоиллюстрация, видеосюжет, видеоистории, видеотрансляция, интерактивное видео и др.); мультимедийная публикация (интервью, репортаж, очерк, новостное сообщение и др.). Выявлено возрастание существенных угроз и рисков, связанных с принципиальным отсутствием общественного контроля в цифровом поле, так как итоговый контент формируется автоматизированными процессами с применением искусственного интеллекта.
В статье рассматривается понятие цифровой репутации применительно к органу исполнительной власти и выявляются технологические и коммуникативные приемы формирования позитивной репутации и управления ей. Цифровая репутация органа государственного управления - поликритериальная оценка его деятельности, формирующаяся в медиапространстве и отражающая мнение социально активной части населения. На основе анализа современной научной литературы проводится сравнение цифровой репутации с цифровым имиджем и подчеркивается нетождественность этих понятий. Определены дискурсивные факторы, которые формируют стереотипные представления о государственном управлении: неопределенно широкий круг адресатов, не являющихся специалистами в вопросах административной деятельности; непредсказуемость и динамичность оценок; провокативное речевое поведение части интернет-пользователей и др. Материал исследования - посты Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, размещенные в социальной сети ВКонтакте. Составлен рейтинг постов по коэффициенту вовлеченности пользователей (с помощью сервиса Popsters. ru). В результате дискурсивно-стилистического анализа постов с высоким коэффициентом вовлеченности выявлены эффективные инструменты управления цифровой репутацией органов власти: дистрибуция контента и его систематизация с помощью хэштегов; диалогическая и персонализированная подача информации; привлечение интерактивных форм коммуникации (голосование, опросы и проч.); своевременное реагирование на комментарии пользователей и др.
Сегодня создание учебных корпусов представляет большой интерес для многих лингвистов. В статье рассматривается значимость учебных корпусов в современной лингвистике и педагогике, их важность как инструмента для выявления типичных ошибок в речи на неродном языке, анализа проблем в освоении языка и создания эффективных методик обучения второму языку. В работе приводятся существующие обзоры на учебные корпусы, а также краткий обзор работ, посвященных классификации ошибок. Наше исследование посвящено созданию устного корпуса ошибок русскоязычных студентов, изучающих специализированный английский язык в сфере информационных технологий. Исследование проводится на материале 50 видеозаписей занятий, на которых студенты общаются с англоговорящими IT-специалистами и выполняют задания на английском языке в формате диалога. Цель создания корпуса - выявить основные трудности в использовании английского языка взрослыми, работающими в IT-сфере. В результате для разметки корпуса была разработана классификация самых частотных ошибок носителей русского языка в речи на английском языке и система тегов для них. Все ошибки делятся по уровню языка на морфологические, синтаксические, лексические и фонетические. Сделан вывод, что созданная в рамках работы классификация ошибок может быть использована для аннотации будущих учебных корпусов речи носителей русского языка на английском языке, а также для автоматизации тегирования ошибок.
Формирование коммуникативной компетентности на иностранных языках в современном электронно-цифровом обществе напрямую обусловлено достижениями компьютерной психолингвистики и нейролингводидактики, начиная от цифровой нейропедагогики, использующей естественный ландшафт для конструирования виртуальной окружающей среды с изменением речеповеденческого стандарта в условиях урбанистики и приоритета цифровой реальности. Цель - определить и обосновать методики использования цифровых образовательных ресурсов, поступательно формирующих коммуникативные компетенции путем погружения в виртуальную среду урбанистического общества. Гипотеза основана на понимании учащимися процесса обучения иностранным языкам с акцентуацией на специфике нейрокогнитивных связей при формировании коммуникативных компетенций с помощью компьютерно-опосредованных цифровых технологий дидактического характера на электронных образовательных ресурсах разного типа в ситуации сопоставления реального и виртуального урбанистического пространства. Материалом исследования стали разнообразные обучающие коммуникативные ситуации виртуальной урбанистики. Сам процесс обучения иностранному языку является объектом настоящего исследования: от аналоговых ситуаций реальной среды города до симуляционного моделирования виртуального урбанистического пространства. В работе уточнены понятия коммуникативная компетенция, виртуальная урбанистика, цифровые технологии с указанием параметров основных классификаций.
Интерес к инновационным технологическим стратегиям и современным цифровым инструментам обработки информации значительно возрос в связи с необходимостью управления большими массивами неструктурированных данных. Автоматизированная суммаризация - важный инструмент в различных областях, требующих эффективного анализа и обработки больших объемов текстовой информации. В статье представлен обзор актуальных парадигм и сервисов автоматизированной суммаризации на основе междисциплинарных исследований в области лингвистики, компьютерных технологий и искусственного интеллекта. Особое внимание уделено синтаксическим и лексическим приемам, используемым нейросетевыми моделями для сжатия текста. В качестве примера рассмотрены сервисы QuillBot, Summate. it, WordTune, SciSummary, Scholarcy и OpenAI ChatGPT. Выявлено, что современные модели автоматизированной суммаризации успешно применяют экстрактивные и абстрактивные методы для создания резюме разного качества и объема. Экстрактивный подход основан на выделении наиболее значимых предложений в исходном тексте. Абстрактивные алгоритмы создают новые формулировки, сохраняя основную мысль оригинального текста. Автоматизированные суммаризаторы эффективно используют приемы сжатия текста (устранение избыточной информации, упрощение сложных конструкций и обобщение данных), присущие человеку в процессе обработки текстовой информации. Эти технологии обеспечивают высокую точность и связность генерируемых резюме, хотя каждая модель имеет свои ограничения. Для достижения оптимальных результатов важно учитывать специфику задачи и выбирать подходящую модель суммаризации: экстрактивную - для краткости и точности; абстрактивную - для более глубокой смысловой обработки текстовых данных.
Проанализировано, как дизайн-мышление и обучение, основанное на компьютерных технологиях, могут помочь междисциплинарным командам, работающим над творческими проектами в учреждениях высшего образования. Предложено интегрировать дизайн-мышление и технологии, основанные на искусственном интеллекте, в образовательную методологию для улучшения коммуникации, вовлеченности, персонализированного обучения и интерактивности студентов. Результаты исследования решают одну из задач учебных заведений высшего образования, заключающуюся в понимании учащимися процесса обучения и развитии у них творческих способностей, критического мышления, навыков решения проблем. Образовательный проект разработан в сотрудничестве с кафедрой промышленного дизайна и учебным центром Сиань Цзяотун-Ливерпульского университета. Методология включает: обзор литературы по дизайн-мышлению, опросники по сбору данных от студентов школы дизайна в Сиань Цзяотун-Ливерпульском университете и эксперименты с помощниками по искусственному интеллекту. Интеграция динамических инструментов, таких как Articulate Rise 360 и искусственного интеллекта, позволила визуализировать концепции и сформировать интерактивный контент для студентов. Представлены два прототипа образовательного проекта, которые привносят новую модель мышления в методологию дизайн-мышления и внедряют экспериментальные интерактивные технологические функции. Этот подход позволяет преподавателям создать среду, способствующую развитию навыков учащихся, необходимых в XXI в.
Издательство
- Издательство
- КемГУ
- Регион
- Россия, Кемерово
- Почтовый адрес
- 650000, Кемерово, Красная, 6,
- Юр. адрес
- 650000, Кемерово, Красная, 6,
- ФИО
- Просеков Александр Юрьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@kemsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (384) 2581226