В настоящей статье предложена оригинальная систематизация факторов, влияющих на стабильность государственной власти, основанная на политико-правовых учениях зарубежных авторов и историческом опыте. Основное содержание исследования посвящено подробному анализу внутригосударственных факторов, связанных с организацией государственной власти, и факторов, связанных с благосостоянием, обеспечением безопасности и равенства граждан. К первым отнесены «слабые» стороны таких форм правления, как республика и монархия, а также проблемы, связанные с правовым регулированием. Ко вторым - недостаточная материальная обеспеченность населения, незащищенность граждан и их собственности, отсутствие (несоблюдение) равенства при наделении правами, возложении обязанностей и привлечении к ответственности, установлении налогов. Автором осуществляется соотнесение теоретических положений с историческими фактами и с действующей нормативно-правовой базой. В ходе рассмотрения каждого из перечисленных факторов проводится анализ современного российского законодательства с целью выявления положений, предупреждающих и препятствующих появлению обозначенных рисков, дается обоснованная оценка их актуальности и значимости.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.18287/2542-047X-2024-10-4-93-101
- eLIBRARY ID
- 79707528
В политико-правовых учениях ряда мыслителей обращается внимание на обстоятельства и явления, так или иначе влияющие на стабильность государственной власти. Анализ выдвинутых идей и исторический опыт позволяют обозначить такие факторы, обобщить их и систематизировать. В зависимости от наличия или отсутствия связи с иными государствами факторы, влияющие на стабильность государственной власти, предлагается разделить на две группы: внутригосударственные и внешнеполитические. Обоснованность данного деления подтверждают слова Д. Истона: «Любая политическая система … подвергается влияниям многих разновидностей, воздействующим на это целое извне или изнутри» [1, с. 69]. В зависимости от содержательного наполнения среди внутригосударственных факторов можно выделить три подгруппы: факторы, связанные с организацией самой государственной власти; факторы, связанные с благосостоянием, обеспечением безопасности и равенства граждан; факторы, связанные с наличием, ограничением или запретом свободы слова и права на объединение. Первый фактор, основанный на структуре властеотношений, связан с деятельностью властвующих, второй – с фактическим положением подвластных, третий же касается обратной связи и возможности влияния подвластных на властвующих. Последний фактор был подробно проанализирован ранее, поэтому в настоящей статье будет оставлен без внимания [2, с. 93–95].
Список литературы
1. Дробышевский С. А. Из классических учений о политике и праве XX века: актуальные идеи Г. Еллинека и Д. Истона. Москва: Норма: ИНФРА-М, 2014. 112 с. URL: item.asp?id=28832358. EDN: YGYKEL
2. Тушко О. Ю. О влиянии свободы слова и права на объединение на стабильность государственной власти // Евразийский юридический журнал. 2024. № 6 (193). C. 93-95. DOI: 10.46320/2073-4506-2024-6-193-93-95 EDN: PSZGWV
3. Спиноза Б. Богословско-политический трактат. Москва: Академический проект, 2015. 486 с. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Spinoza_B-P_tr.pdf.
4. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. Москва: Типография тов-ва И. Д. Сытина, 1908. 957 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_002893779/?ysclid=m528ixypsk95666919.
5. Монтескьё Ш. Избранные произведения. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. 800 с. URL: https://djvu.online/file/y0AFRRd8WDtOn.
6. Дробышевский С. А. История политических и правовых учений: основные классические идеи. Москва: Юристъ, 2003. 412 с.
7. Гегель Г. Сочинения: в 14 т. Т. 7. Москва: Соцэкгиз, 1934. 384 с. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Страница:Гегель._Сочинения._Т._VII_(1934).djvu/2.
8. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Принципы политического права. Москва: Государственное социальноэкономическое издательство, 1938. 134 с. URL: https://djvu.online/file/xmyc60CoXGUwm.
9. Дробышевский С. А. Родство в политически организованном обществе и правовое регулирование // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2024. № 17 (6). С. 1203-1212. URL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/153030?show=full&ysclid=m52akmz7e3846026799. EDN: NSSEFK
10. Согрин В. В. История США. Москва: Международные отношения, 2020. 600 с.
11. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Москва: Мысль, 2001. 240 с. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Gobbs_Leviafan.pdf.
12. Федералист. Политические эссе Александра Гамильтона, Джеймса Мэдисона и Джона Джея. Москва: Издат. группа “Прогресс” - “Литера”, 1993. 568 с. URL: https://knigogid.ru/books/734518-federalist/toread?ysclid=m52b222kp7569368762.
13. Бирюков С. В. История политических и правовых учений XX века: учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 2011. 531 с. URL: item.asp?id=19854664. EDN: QSMMBF
14. Бентам И. Избр. соч. Санкт-Петербург, 1867. 745 с.
15. Локк Д. Сочинения: в 3 т. Т. 3. Москва: Мысль, 1988. 668 с. URL: https://djvu.online/file/kgjWOuEUhxuKG?ysclid=m52be3wkuq442151070.
16. Монтескьё Ш. О духе законов. Москва: РИПОЛ Классик, 2019. 690 с. URL: https://djvu.online/file/dYLX8tp53XVQo?ysclid=m52blkece4861237131.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье обсуждается ключевая проблема прокурорского надзора в России - неопределенность предмета и содержания надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве. Основная функция прокуратуры - надзор за соблюдением закона, но его границы и полномочия недостаточно четко определены в законодательстве. Это создает сложности в правоприменении и научных исследованиях, что в итоге сказывается на эффективности уголовного преследования и защиты прав граждан. Прокурорский надзор не должен вмешиваться в деятельность органов расследования, но должен контролировать законность их действий, особенно тех, которые затрагивают конституционные права. Целью данного исследования является юридический анализ действующего законодательства, регулирующего деятельность прокурора в досудебном производстве. Результаты анализа позволят определить предмет, содержание и структуру надзора прокурора за деятельностью органов предварительного расследования. Для решения проблемы предлагается пересмотреть законодательные нормы, уточнив предмет и содержание надзорных полномочий прокурора, и исключить из УПК функции, дублирующие задачи следствия, сохраняя за прокурором право отмены незаконных решений органов расследования. Предлагается исключить из ст. 37 УПК РФ указание на осуществление прокурором надзора и соответствующие этой функции полномочия и одновременно ввести в раздел VI главу 18.1 УПК РФ «Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве», включив в нее следующие статьи: «Статья 139.1 Предмет надзора за деятельностью органов предварительного расследования» и «Статья 139.2 Полномочия прокурора по надзору за деятельностью органов предварительного расследования».
Статья посвящена проблеме соблюдения права личности на неприкосновенность частной жизни при осмотре личных мобильных устройств в уголовном судопроизводстве, а также влиянию цифровых технологий на реализацию названного конституционного права. Целью исследования являлось обоснование тезиса о необходимости расширения гарантий защиты права на неприкосновенность частной жизни в уголовном процессе в связи с цифровизацией самой частной жизни. При проведении исследования использовались методы анализа, синтеза, сравнительно-правовой метод. Дан анализ понятия «частная жизнь» через призму нормативного регулирования, доктринального толкования и правоприменительной практики. Проведено сравнение понятия «частная жизнь» и англо-американской концепции privacy, а также рассматривается опыт ЕСПЧ и США, касающийся содержания права на частную жизнь. В результате исследования было сформулировано определение права на неприкосновенность частной жизни и предложены критерии отнесения сведений к частной жизни, а также обоснована необходимость распространения правового режима охраны на виртуальную частную жизнь. Полученные результаты могут быть применены в дальнейших исследованиях особенностей реализации принципов уголовного процесса, использования компьютерной информации в уголовном процессе, а также при исследовании других проблем по связанной тематике.
Несмотря на имеющиеся исследования, относящиеся к сфере философии международного права, вопрос о содержании и специфике последней в качестве самостоятельной дисциплины остается открытым. В статье предлагается разработка вопроса о предметно-методологических аспектах данной сферы знаний, ее системно-структурных особенностях по сравнению с иными научными направлениями, касающимися международных отношений. Утверждается тезис о том, что если общим объектом международноведческих наук, предопределяющим выбор общей методологии, является сумма отношений, составляющих международную жизнь, то предмет каждой отдельной дисциплины, в отличие от смежных, вырабатывается путем конкретизации методов отраслевого направления. В то же время по расширенной аналогии с тем, что философия права признается методологической наукой в отношении иных, специальных правовых дисциплин, философия международного права также может рассматриваться в качестве методологической лаборатории различных дисциплин, объединенных общим объектом международной жизни.
Автор прослеживает становление системы официально признаваемых и публично декларируемых ценностных ориентаций на протяжении XVI-XIX столетий в России. Данная система была окончательно сформирована на основе Стоглава, Домостроя, Устава благочиния, а также комплекса правовых норм, направленных на охрану традиционных ценностей, и включала в себя предписания уголовного и полицейского права. В структурном отношении она включала в себя предупредительные нормы и положения об ответственности за религиозные преступления, преступления против общественной нравственности, преступления в области половой морали, семейные преступления. Автор приходит к выводу, что существенным моментом эволюции этой соционормативной системы к концу XIX века стало признание ценности индивидуальной личности, ее прав и свобод, которое во многом предопределило дальнейшее развитие ценностных ориентаций общества и их уголовно-правовой охраны. Дело защиты и уголовно-правовой охраны традиционных ценностей и моральных норм было признано делом государственной важности.
В настоящей статье автором рассматриваются актуальные аспекты оперативно-розыскного выявления и документирования преступлений коррупционной направленности в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов, в частности при приемке товарно-материальных ценностей и проведении торгов. Кроме того, отдельное внимание уделяется выявлению экономических и коррупционно-экономических преступлений в рамках реализации государственных (муниципальных) контрактов. Тенденция увеличения количества регистрируемых исследуемых видов преступлений в расследуемой сфере актуализирует и подтверждает актуальность проблемы. Рассматриваются актуальные схемы совершения исследуемых видов преступлений, на основании которых анализируются особенности осуществления наиболее распространенных оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и документирования коррупционных преступлений, связанных с государственными (муниципальными) контрактами.
Категория «безопасность Российской Федерации» отражает представление об объекте посягательства при государственной измене в значении общественных отношений, обеспечивающих не только конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность Российской Федерации, но также экономическую, информационную, военную безопасность, традиционные нравственные ценности российского общества, - фактически весь спектр жизненно важных интересов российского общества. Если учитывать такое понимание объекта государственной измены и тот факт, что за подобное преступление может грозить наказание вплоть до пожизненного лишения свободы, совершение российским гражданином любых деяний в целях оказания помощи иностранному адресату в его деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, следует признать одним преступлением - государственной изменой в форме оказания иной помощи (ст. 275).
В статье обращается внимание на то, что в вопросах предупреждения совершения новых преступлений особое место отводится пробации как способу борьбы с рецидивной преступностью. У осужденного, оказавшегося в изоляции, происходят определенные изменения, нарушаются ранее сложившиеся социальные связи, а при освобождении нередко возникают серьезные проблемы с адаптацией к жизни и риски совершения повторных преступлений. Цель проводимого исследования заключается в разработке обоснованной системы противодействия рецидивной преступности в современной России с учетом опыта пробации отдельных зарубежных государств. В основу положен диалектико-мировоззренческий подход, определяющий общие принципы познания, позволивший изучить предупреждение современной рецидивной преступности, в том числе в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Китайской Народной Республике. Проверена научная гипотеза о том, что социальная адаптация и реабилитация осужденных как в период отбывания наказания, так и после освобождения оказывает положительное влияние на снижение уровня рецидивной преступности. По итогам проведенного исследования с учетом опыта отдельных зарубежных стран разработан механизм ресоциализационного воздействия на лиц, подвергшихся уголовной ответственности. Такой механизм способен усилить психолого-педагогический процесс в учреждениях уголовно-исполнительной системы и предотвратить совершение повторных преступлений.
В статье проведен комплексный анализ законодательства в сфере обращения лекарственных средств, выявлены межотраслевые связи и обозначены направления совершенствования правовой регламентации отношений в фармацевтической отрасли. Авторами поднят ряд проблем, связанных с разработкой и унификацией применяемого понятийного аппарата, лицензированием исследуемой деятельности, договорным оформлением отдельных этапов движения лекарственных препаратов, внедрением новых технологий, способствующих развитию персонализированной медицины. В работе предложено построение модельных договоров, сопровождающих клинические исследования лекарственных препаратов, отражающих специфику подобных научных испытаний, выявлена потребность усиления информационной составляющей законодательства об обращении лекарственных средств с учетом расширения сферы применения цифровых технологий, рекомендованы новые подходы к регулированию процесса внедрения инноваций с учетом зарубежного опыта, подчеркнута роль локальных актов, опосредующих движение лекарственных препаратов внутри учреждения, определены преимущества создания надежной системы внутреннего контроля в рамках каждой отдельной организации, работающей с лекарствами, обоснована необходимость корректировки положений об ответственности участников складывающихся в данной сфере отношений.
В современном обществе большое значение уделяется его психологическому климату как совокупности психологического состояния индивидов. Его состояние оказывает влияние на экономические, политические, социальные и многие другие аспекты жизнедеятельности общества и государства. Поэтому формирование благоприятного психологического климата выступает одной из главнейших задач государства. Особое значение для его формирования имеет степень доступности психологических услуг для населения. Анализ проблемных аспектов именно в этой области выступил целью данного исследования. Для ее реализации продиагностированы: состояние правового регулирования оказания психологической помощи в Российской Федерации; психологический климат российского общества и трансформирующие его факторы; формы предоставления психологических услуг на безвозмездной основе; субъектный состав лиц, оказывающих психологическую помощь. По итогу сформулированы авторские предложения о редактировании законопроекта «Об оказании психологической помощи населению в Российской Федерации», предложения по формированию новой формы предоставления бесплатной психологической помощи населению - психологической клиники.
Статья посвящена комплексному исследованию вопросов, связанных с текущим состоянием и основными направлениями реформирования законодательства о бесплатной юридической помощи в России. Особое внимание уделяется деятельности участников государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи в ряде субъектов РФ. Исходя из статистических данных и практики реализации права граждан на бесплатную юридическую помощь в разных субъектах Российской Федерации, авторы выделяют специфические черты (особенности), характерные для предоставления бесплатной юридической помощи в различных регионах. Авторы также рассматривают государственные юридические бюро и адвокатов как основных субъектов оказания бесплатной юридической помощи, проанализированы роль и основные направления деятельности юридических клиник и негосударственных центров в этой сфере. Подчеркивается значимость нотариата как института гарантирования права на бесплатную юридическую помощь. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу о наличии ряда особенностей (порой весьма существенных) в различных субъектах РФ, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи. В работе пре
В данной статье рассматривается проблема практики выявления и разрешения российскими судами темпоральных и содержательных нормативных коллизий. При помощи метода мониторинга правоприменения автором было исследовано 178 судебных решений, принятых в 2017-2024 годах. Анализ указанных решений показывает, что чаще всего российские суды разрешают темпоральные и содержательные коллизии между федеральными законами, однако встречаются также конфликты подзаконных нормативных правовых актов и нетипичные правовые коллизии. Среди федеральных законов чаще всего в конфликт вступают нормы гражданского законодательства и законодательства о банкротстве, при этом, разрешая такие коллизии, суды рассматривают кодексы и иные законы как акты равной юридической силы, в большинстве случаев отдавая предпочтение последним как содержащим специальные нормы. Конфликты могут возникать не только между нормами разных правовых актов, но и внутри одного, при этом разрешаются такие коллизии судами как по правилу lex specialis derogat generali, так и по правилу lex posterior derogat priori. Исследование также показывает некоторые особенности применения в России правил разрешения темпоральных коллизий, в том числе представление судов о правиле lex posterior как форме непрямой отмены более раннего закона.
Издательство
- Издательство
- Самарский университет
- Регион
- Россия, Самара
- Почтовый адрес
- 443086, Самара, Московское шоссе, 34,
- Юр. адрес
- 443086, Самара, Московское шоссе, 34,
- ФИО
- Богатырев Владимир Дмитриевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@ssau.ru
- Контактный телефон
- +7 (846) 3351826
- Сайт
- https://www.ssau.ru/