В работе подробно отражается жизненный путь выдающего психолога Алексея Александровича Бодалёва, его становление как личности и профессионала. Статья приурочена к знаменательному поводу - 100-летнему юбилею ученого. Алексей Александрович Бодалёв - лидер отечественной психологии, создавший свою научную школу и прошедший путь от ассистента до академика. Рассматриваются разные периоды жизни талантливого ученого - сарапульский, ленинградский, московский. Отмечается вклад ученого в развитие отечественной психологии, в организацию вузовской науки, научные достижения, обсуждается их значение для психологии. Особое внимание уделяется личности ученого, его отношению к людям, подрастающему поколению, молодой научной смене.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.33910/1992-6464-2024-212-137-145
- eLIBRARY ID
- 69160726
13 октября 2023 года — 100 лет со дня рождения выдающегося отечественного психолога, организатора науки, академика Алексея Александровича Бодалёва. Алексей Александрович, заслуженный деятель науки Российской Федерации, внес весомый вклад в развитие психологии и высшего образования в нашей стране, занимал ключевые психологические посты в 1972–1976 годах — декан факультета психологии Ленинградского государственного университета, в 1979– 1986 годах — декан факультета психологии Московского государственного университета. А. А. Бодалёв был академиком — секретарем Отделения психологии и возрастной физиологии АПН СССР (1976–1986), действительным членом АПН СССР с 1978 года, вицепрезидентом АПН СССР (1986–1989), в Ассамблее международной ассоциации психологических наук представлял отечественную психологию (1980–1988). Он работал в президиуме АПН и одновременно возглавлял лабораторию НИИ ОПП АПН СССР.
Список литературы
1. Барцалкина, В. В. (1996) Путь к психологии и жизнь в психологии (интервью с академиком РАО и АПСН Бодалёвым Алексеем Александровичем). Мир психологии, № 3 (8), с. 100-119.
2. Бодалев, А. А. (1965) Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 123 с.
3. Бодалев, А. А. (1970) Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 136 с.
4. Бодалев, А. А. (1983) Личность и общение: Избранные труды. M.: Педагогика, 272 с. EDN: ZIZTUS
5. Бодалев, А. А. (1986) Общение и развитие психики: Сборник научных трудов. М.: Академия педагогических наук СССР, 176 с.
6. Бодалев, А. А. (1988) Психология о личности. М.: Изд-во Московского университета, 188 с. EDN: MUOADE
7. Бодалев, А. А. (1993) Акмеология как учебная и научная дисциплина. М.: РАУ, 110 с.
8. Бодалев, А. А. (1994) Психология межличностного общения. Рязань: Изд-во Рязанской высшей школы МВД РФ, 89 с.
9. Бодалев, А. А. (1998) Вершина в развитии взрослого человека: Характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 168 с. EDN: YZFHHE
10. Бодалев, А. А. (2002) Психология общения: Избранные психологические труды. М.; Воронеж: Изд-во Московского психолого-социального института; МОДЭК, 256 с.
11. Бодалев, А. А. (2005а) Самое трудное для ленинградцев-блокадников время - осень и зима 1941- 1942 гг. - как оно вспоминается сейчас? Мир психологии, № 2 (42), с. 5-10. EDN: RQLXGW
12. Бодалев, А. А. (2005b) В. Н. Мясищев и мое становление как психолога и как человека. Мир психологии, № 3 (43), с. 155-160. EDN: JVVIKR
13. Бодалев, А. А., Рудчевич, Л. А. (2003) Как становятся великими или выдающимися. М: Изд-во Института психотерапии, 287 с. EDN: QXFPKF
14. Бодалев, А. А. (ред.). (2011) Психология общения. Энциклопедический словарь. М.: Когито-Центр, 2011. 600 с.
15. Васюра, С. А., Сидоров, К. Р. (2016) Алексей Александрович Бодалев: Жизненный путь, творчество и научная школа. Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика, т. 26, № 3, с. 26-32. EDN: WVQBOP
16. Деркач, А. А. (ред.). (2002) Акмеология. М.: Изд-во РАГС, 681 с.
17. Пеганова, Т. Б. (сост.). (2008) Ведущий к вершинам: к 85-летию Алексея Александровича Бодалева. Сарапул: Сарапульская типография, 129 с.
18. Ждан, А. Н. (2016) Алексей Александрович Бодалев. Познание человека человеком как научная проблема (1923-2014). В кн.: В. В. Рубцова, Т. Д. Марцинковской, М. Г. Ярошевского. (ред.). Выдающиеся психологи Москвы. М.: Изд-во Московского государственного психолого-педагогического университета, с. 560-567.
19. Журавлев, А. Л. (ред.). (2004) Алексею Александровичу Бодалеву - 80 лет. Психологический журнал, т. 25, № 2, с. 130-131. EDN: OXFYSP
20. Карпова, Н. Л., Лабунская, В. А., Пашукова, Т. И. (ред.). (2017) Психология общения: школа академика А. А. Бодалева. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, 449 с.
21. Карпова, Н. Л., Пашукова, Т. И. (2014) Круглый стол “Школа А. А. Бодалева: Теория, методология, практика” (к 90-летию А. А. Бодалева). Психологический журнал, т. 35, № 3. с. 134-137. EDN: SGGWLB
22. Лабунская, В. А. (2017) Современная психология внешнего облика сквозь призму идей А. А. Бодадева. В кн.: А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова (ред.). Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии. Результаты и перспективы развития. М.: Изд-во Института психологии РАН, с. 1693-1700. EDN: ZVEBLH
23. Лабунская, В. А., Рюмшина, Л. И. (2013) Алексей Александрович Бодалев - “коммуникативное ядро” психологии общения: Послание к юбилею. Российский психологический журнал, т. 10, № 3, с. 7-10. EDN: RCQFEF
24. Левченко, Е. В. (2015) Как работа психологов в годы Великой Отечественной войны повлияла на развитие и судьбу отечественной психологии. В кн.: Е. В. Левченко. (ред.). Будущее клинической психологии - 2015: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25 апреля 2015 г.). Пермь: Изд-во Пермского государственного национального исследовательского университета, с. 14-22. EDN: WQUGXR
25. Лигенко, Н. П. (2015) История жизнедеятельности династии Бодалёвых - крупных предпринимателей Камско-Вятского региона в пищевой отрасли промышленности. Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология, т. 25, № 4, с. 29-38. EDN: SGYJTA
26. Носкова, О. Г. (2015) Алексей Александрович Бодалев - о блокаде Ленинграда, о своей молодости и профессиональном выборе. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, № 1, с. 138-144. EDN: TJOVIX
27. Прохорова, И. Б. (2008) Ученый с мировым именем. Красное прикамье, 16 октября, с. 5.
28. Семенов, И. Н. (2015) Рефлексия жизнедеятельности А. А. Бодалева и развития психологии общения и акмеологии выдающихся личностей. Акмеология, с. 23-30.
29. Семенов, И. Н. (2023) Рефлексивная персонология жизнедеятельности А. А. Бодалева и его вклад в психологию общения, акмеологию творчества и педагогику воспитания личности (к 100-летнему юбилею). Известия Российской академии образования, № 1 (61), с. 260-283. EDN: ZBUVFT
30. Суворов, А. В. (2013) “Переувод” (к 90-летию А. А. Бодалева). Культурно-историческая психология, № 4, с. 114-116. EDN: RZTZNZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается функционирование вводных конструкций в структуре англоязычного художественного текста. Актуальность темы обусловлена малой изученностью особенностей использования вводных конструкций в структуре англоязычного текста в аспекте современных лингвистических теорий. В данной работе категория «вводноcть» описывается через призму диктемной теории текста М. Я. Блоха. В ходе исследования обнаруживается, что вводность подразделяется на подсистему интродукторов как конструкций, вводящих содержание диктемы с выражением модально-оценочного значения, и подсистему девиатов как конструкций, конкретизирующих основное содержание диктемы. Результатом исследования является доказательство способности вводных конструкций выступать в роли строевых элементов диктемы, выполняющих структурно-организующую и ситуативно-смысловую функции. Исследование позволяет сделать вывод, что конвергенция вводных конструкций разного типа в составе диктемы превращает их в важное средство реализации текстовой связности.
Данная статья посвящена определению критериев построения трехъязычного учебного терминологического словаря в области биомедицинской инженерии. В исследовании выделено 35 терминов, составляющих основу тематической группы «Биосенсорные и биоэлектронные системы» как фрагмента терминосистемы биомедицинской инженерии. Исследование предоставляет следующие выводы: среди всех принципов, которые важно соблюдать при разработке учебного трехъязычного терминологического словаря, ориентирование на пользователя является важнейшим; подобный словарь должен включать в себя систематизированные схемы для обеспечения понимания внутренней структуры терминосистемы. Словарная статья нашего словаря включает этимологическую справку, энциклопедические сведения, дефиниции на трех языках, фонетическую транскрипцию для китайских терминов, индексацию терминов в соответствующих терминосистемах.
Актуальность исследования обусловлена усложнением профессиональной языковой картины мира и увеличением словарного фонда профессиональной речи. Материал исследования - новые языковые единицы узкоспециального значения, кодифицированные в «Русском орфографическом словаре» на цифровом научно-информационном академическом ресурсе «Академос» Института русского языка РАН. Авторами статьи обозначено шесть тенденций: гнездование терминов, кодификация прилагательных с узкоспециальным значением, кодификация номенклатуры, устранение формальной вариантности терминов, фиксация несвободных словосочетаний ограниченного употребления, рост количества сложных терминов и аббревиатур.
В статье анализируется функционирование наречных конкретизаторов (структурно факультативных, но семантически релевантных) русских предлогов. В первой части работы продемонстрированы возможные пути грамматикализации простых предлогов, начавших в свое время употребляться с наречными конкретизаторами. Вторая часть статьи посвящена определению наиболее частотных конкретизаторов предлогов рядом с и около : с помощью данных Национального корпуса русского языка и Google Books Ngram Viewer выявлены различные наборы конкретизаторов для данных предлогов и обнаружена зависимость типа конкретизатора от значения предлога.
Обследовано 120 младших школьников, из них 40 с СДВГ. Установлены достоверные различия продолжительности индивидуальной минуты (39,70 и 53,75 сек. соответственно; р < 0,05) с тенденцией к последовательному нарастанию у нормотипичных детей (от 46,45 до 62,0 сек.). При СДВГ показатель возрастает с 1-го по 3-й классы (от 34,25 до 45,16 сек.), в 4-м фиксируется снижение до 39,16 сек., что может быть в наибольшей степени связано с ранними проявлениями пубертатного периода. Тенденция к уменьшению выраженности тахихронии в исследуемых группах объясняется адаптацией к условиям обучения и закреплением интрапсихической репрезентации времени с трансформацией субъективного таймфрейма. Более выраженная тахихрония у детей с СДВГ может быть связана с особенностями патогенеза и локализацией мозговой дисфункции.
В статье представлен анализ результатов эмпирического исследования эмоционального компонента гражданской идентичности молодежи и их ценностных ориентаций. Выделены уровни эмоционального компонента гражданской идентичности, описаны эмоциональное отношение и удовлетворенность фактом принадлежности к российской гражданской общности, рассмотрены различия между уровнями сформированности эмоционального компонента гражданской идентичности среди юношей и девушек. Раскрыты ценностные ориентации молодежи: приоритетность основных жизненных ценностей по критериям их «ценности» и «доступности» в гражданской общности. Установлено, что для представителей молодежи каждого уровня сформированности эмоционального компонента гражданской идентичности характерна определенная система ценностных ориентаций.
Влияние интернет-среды на психическое развитие человека является одной из актуальных проблем современной психологии. Мы предположили, что это влияние носит неоднозначный характер в подростковом возрасте: интернет-среда может становиться как источником, провоцирующим психологические проблемы, так и ресурсом для совладания с ними. Результаты исследования говорят о том, что интернет-среда становится источником проблемных переживаний не для всех подростков: 17,3 % имеют низкий показатель, 15,7 % испытывают высокую проблемную озабоченность в связи с интернет-средой, а у большинства (67 %) - средний уровень переживаний. Подтвердилась и гипотеза о том, что подростки используют Интернет как ресурс для совладания с проблемами независимо от уровня проблемных переживаний.
Статья представляет результаты локального исследования на определение степени вовлеченности обучающихся и преподавателей в процесс применения нейронных сетей при выполнении и составлении учебных заданий. Исследование проведено на базе Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. В исследовании представлены результаты анкетирования 221 респондента из числа профессорско-преподавательского состава и обучающихся четырех факультетов гуманитарной, естественно-научной и технической направленности. На основе результатов анкетирования выделены проблемы и потенциальные угрозы качеству учебно-образовательного процесса в условиях развития и внедрения в массовую практику инструментов искусственного интеллекта. Предложен четырехступенчатый алгоритм решения выявленных проблем и предотвращения потенциальных угроз.
В статье исследуется актуальная проблема профессионального развития педагогических работников как специфичной взрослой аудитории слушателей. Методологической основой исследования выступают антропологический и деятельностный подходы, теоретические и эмпирические методы исследования. Показано, что при выборе форматов обучения необходимо учитывать профессиональные особенности и возможности слушателей программ повышения квалификации и межкурсовых мероприятий. Цифровой тренажер по развитию профессиональных компетенций педагогов представлен как инструмент, позволяющий организовать интерактивное обучение на основе личностно-деятельностного подхода, сформировать познавательную мотивацию, индивидуализировать обучение.
В статье рассматривается актуальная тема использования интеллектуальных рекомендательных систем в сфере высшего образования. Выявлена сущность рекомендательных систем, рассмотрены их характеристики и функциональные модели. Особое внимание уделено описанию различных направлений применения рекомендательных систем в образовательной сфере. Выявлены возможности и ограничения их реализации для различных субъектов образовательного процесса. Описан опыт проектирования и внедрения авторской рекомендательной системы прогнозирования успешности обучения студентов в электронной информационно-образовательной среде вуза, который подтверждает основные теоретические посылы авторов.
В данном исследовании рассматриваются преимущества применения цифровой образовательной среды и цифровых инструментов в учебно-тренировочном процессе баскетболисток с нарушением слуха, поскольку они дают возможность визуализации и наглядного представления учебного материала. Известно, что баскетбол является очень динамичным видом спорта, где ключевыми факторами являются грамотное понимание стратегии игры и владение технико-тактическими приемами. Цифровая образовательная среда позволяет более наглядно демонстрировать аспекты игры, что, в свою очередь, помогает баскетболисткам осваивать тактику, развивает их логическое мышление, помогает анализировать игровые ситуации, принимать быстрые решения, выполняя атакующие либо защитные действия.
Статья содержит результаты теоретического анализа более тридцати источников по теме проектирования инклюзивной образовательной среды в высшем образовании на основе принципов универсального дизайна. Поиск осуществлялся на платформах SpringerLink, ResearchGate, Google Академия, eLibrary по ключевым словам. По результатам исследования выделены основные характеристики инклюзивной образовательной среды на основе универсального дизайна, подходы к ее проектированию: системный, экосистемный, универсальный.
Цель исследования - определить тенденции моделирования статьи учебного словаря по языку специальности для иностранных студентов, а также спроектировать особую структуру статьи учебного словаря интегрированного типа по экономической дисциплине. В качестве методов применялся контент-анализ научных исследований и проектов учебных словарей специальной лексики. В структуру словарной статьи в прикладной части исследования входит новый тип зоны - зона активного речепорождения. Сделан вывод о том, что лингвистический, речевой и энциклопедический блоки словарной статьи активизируют обучающую функцию словаря с точки зрения когнитивно значимого содержания понятия как элемента структурно-системного поля специальной лексики.
В содержании статьи представлены алгоритмы методического анализа минималистической композиции американского композитора Ф. Гласса «Truman Sleeps», где обнаружение времени измерительных квантов и выявление принципов их регламентации в ее развертывании предоставляет возможность визуализировать и осознать синтагматические связи структурирующих элементов. Последние, реализуя континуальные и дискретные процессы, формируют рационально-логический остов музыкальной композиции и определяют ее музыкальное формообразование, что позволяет раскрыть стратегический потенциал минималистических опусов для музыкальной педагогики, который аккумулирован в репетитивных технологиях, создающих в процессах восприятия прецедент множественности слуховых интерпретаций, столь репрезентативных для исполнительской практики.
Статья посвящена особенностям профессионально ориентированного чтения как объекта овладения специалистами-международниками. С учетом отечественных исследований в данной области в статье раскрываются цели и задачи обучения чтению в профессиональных целях. Особое внимание уделяется умениям, обеспечивающим эффективное профессионально ориентированное чтение с учетом характеристик рассматриваемой специальности. Наряду с общепрофессиональными умениями, обеспечивающими критический анализ и творческую интерпретацию прочитанного, автором формулируются специальные умения, к которым отнесены: умение предвосхищать содержание с опорой на профессиональные термины; умение оценивать надежность информации, представленной в материале; умение давать экспертную оценку прочитанному.
Важность дошкольного образования возрастает во всем мире. Многие страны, особенно страны Америки и Европы, вкладывают значительные средства в дошкольное образование и стремятся к его развитию. Турция является одной из этих стран. Целью данного исследования является изучение системы дошкольного образования в Турции. В рамках этой работы был проведен обзор литературы, проанализированы данные об истории дошкольного образования в Турции, формы дошкольного образования, численность дошкольных учреждений, учителей, учащихся и уровень охвата дошкольным образованием по годам, учебные планы дошкольного образования и подготовка преподавателей дошкольного образования. Выводы показали, что история дошкольного образования в Турции восходит к Османской империи. Количество дошкольных учреждений, учителей, учащихся и уровень охвата дошкольным образованием ежегодно увеличивались. Кроме того, полученные данные объяснили основное содержание учебных программ и процесс подготовки учителей дошкольного образования на протяжении многих лет.
В статье поднимается вопрос значения педагогических идей Якова Григорьевича и Якова Яковлевича Гуревичей в дореволюционный, советский и современный периоды развития образования. Авторы показывают эволюцию теории «Gymnasial - Pädagogik» в конце XIX - начале XX века на примере учебного заведения Гуревича. Рассматривается педагогический стиль учителей гимназии и реального училища Гуревича В. В. Мусселиусуа, С. Л. Пташицкого, А. А. Страубе, Н. И. Вульфа, И. Т. Конюченко, Д. П. Цинзерлинга. Анализируется роль педагогического совета школы Гуревича в проектировании и управлении педагогическим процессом.
Авторы статьи используют аргументы постнеклассической методологии науки для характеристики актуальных направлений развития систем оценки качества внутри образовательной организации (ВСОКО). Рассмотрены три ключевых аспекта: роль коллективно-распределенного субъекта ВСОКО, фактор внешнего контекста оценочной деятельности и необходимость интеграции оценки в содержание образования. Указанные аспекты соотнесены с постнеклассическими феноменами наблюдателя, синергии сложных систем и конвергентности методов познания. Теоретические обобщения подтверждены экспертным анализом сайтов органов исполнительной власти (85 субъектов), а также результатами анкетирования управленческих команд общеобразовательных организаций (352 школы).
В статье раскрываются особенности оценки управления развитием образования в условиях интенсивных изменений в обществе, сопровождаемых неопределенностью и размытостью управленческих задач. Дан краткий анализ трансформационных изменений в российской системе образования, выделены особенности управления образованием в условиях трансформации. Показано, как изменяется оценка управления трансформационными процессами в образовании - расширяется масштаб и разнообразие используемых методов, их вариативность и адаптируемость к контекстным факторам; используются инструменты сопоставительного анализа изменений в различных образовательных организациях; фиксируется рост участия в экспертизе непосредственных участников преобразований и представителей заинтересованных сторон.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477