В статье показаны потенциал и барьеры реализации концепции студентов как партнёров в научных проектах университетов. Представлен зарубежный опыт реализации данной концепции в различных сферах академической жизни. Обобщены позитивные эффекты и ограничения концепции студентов как партнёров в научно-исследовательском направлении. На основе результатов эмпирического исследования «Научное наставничество в российских вузах: институциональные модели, профессиональные роли, повседневные практики» выявлены предпосылки и барьеры внедрения данной концепции в российских вузах. Раскрыты административные, экономические и социальные барьеры, обусловленные как институциональными и организационными условиями реализации вузовской науки, так и особенностями сложившейся модели взаимоотношений в академической среде между разными поколениями исследователей. Показано положительное влияние вовлечения студентов в грантовые проекты. Доказывается, что такая форма взаимодействия «взрослых» и молодых исследователей создаёт предпосылки реализации принципов концепции студентов как партнёров вуза.
Идентификаторы и классификаторы
Современная государственная политика в сфере высшего образования и науки ориентирует университеты не только на активизацию научно-исследовательской работы студентов и аспирантов, но и на тесную интеграцию молодёжной и «взрослой» науки.
Список литературы
1. What we talk about when we talk about Students as Partners / A. Cook-Sather, K. E. Matthews, A. Ntem, S. Leathwick // International Journal for Students As Partners. 2018. Vol. 2. № 2. Р. 1-9. DOI: 10.15173/ijsap.v2i2.3790
2. Toward theories of partnership praxis: an analysis of interpretive framing in literature on students as partners in teaching and learning / K. E. Matthews, A. Cook-Sather, A. Acai [et al.] // Higher Education Research & Development. 2018. Vol. 38, № 2. Р. 280-293. DOI: 10.1080/07294360.2018.1530199
3. Working as Partners: Course Development by a Student-Teacher Team / Ch. Bengtson, M. Ahlkvist, W. Ekeroth [et al.] // International Journal for the Scholarship of Teaching and Learning. 2017. Vol. 11, № 2. Article 6. DOI: 10.20429/ijsotl.2017.110206
4. McCulloch A. The student as co-producer: Learning from public administration about the student-university relationship // Studies in Higher Education. 2009. Vol. 34, № 2. Р. 171-183. DOI: 10.1080/03075070802562857
5. Students as partners in collaborative course design and educational research / C. Hanna-Benson, Kroeze S., R. Gandhi, T. Haffie, L. M. Wahl // International Journal for Students as Partners. 2020. Vol. 4, № 2. Р. 61-80. DOI: 10.15173/ijsap.v4i2.4237 EDN: DGJZHL
6. Involving students as partners in a course redesign / A. S. N. Kim, B. Jennings, E. Tolomei, Ch. Schiafone, L. Dafoe // Imagining SoTL. 2022. Vol. 2, № 2. P. 3651. DOI: 10.29173/isotl611 EDN: RFGWAB
7. Cook-Sather A., Bovill C., Felten P. Engaging students as partners in learning and teaching: A guide for faculty. San Francisco, CA: John Wiley & Sons, 2014. 304 р. ISBN: 978-1-118-43458-1
8. Healey M., Flint A., Harrington K. Engagement through partnership: students as partners in learning and teaching in higher education. York, UK: Higher Education Academy, 2014. 77 р.
9. Jensen K. S. H., Bagnall D. Student Teaching and Learning Consultants: developing conversations about teaching and learning // The Journal of Educational Innovation, Partnership and Change. 2015. № 1. Р. 1-8. DOI: 10.21100/jeipc.v1i1.167
10. Research-based implementation of peer instruction: A literature review / T. Vickrey, K. Rosploch, R. Rahmanian [et al.] // CBE Life Sciences Education. 2015. Vol. 14, № 1. Р. 1-11. DOI: 10.1187/cbe.14-11-0198
11. Gilley B., Clarkston B. Collaborative testing: Evidence of learning in a controlled in-class study of undergraduate students // Journal of College Science Teaching. 2014. Vol. 43, № 3. Р. 83-91. DOI: 10.2505/4/jcst14_043_03_83
12. Kay A. E., Hardy J., Galloway R. K. Student use of PeerWise: A multi-institutional, multidisciplinary evaluation // British Journal of Educational Technology. 2019. Vol. 51, №1. Р. 23-35. DOI: 10.1111/bjet.12754
13. Irvin R. A. The student philanthropists: Fostering civic engagement through grantmaking // Journal of Public Affairs Education. 2005. Vol. 11, № 4. P. 315324. DOI: 10.1080/15236803.2005.12001405
14. Olberding J. C., Ng D., Neikirk M. A. Student Philanthropy: A Handbook for College and University Faculty. Highland Heights, Ky.: Scripps Howard Center for Civic Engagement at Northern Kentucky University, 2010.
15. Драйверы массового вовлечения участников в академический фандрайзинг / М. В. Булыгина, В. Л. Гойко [и др.] // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 61. С. 178-197. DOI: 10.17223/19988648/61/12 EDN: TTYPLF Bulygina M. V., Goiko V. L., Myagkov M. G., Lozhnikova A. V., Mundrievskaya Yu. O., Aleksandrova Yu. K., Mishchenko E. S. Drivers of mass involvement of participants in academic fundraising. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika=Tomsk State University Journal of Economics. 2023;(61):178-197. (In Russ.). DOI: 10.17223/19988648/61/12 EDN: TTYPLF
16. Стратегии и практики вовлечения выпускников вузов и массовых жертвователей в деятельность эндаументов: Исследование Центра прикладного анализа больших данных и Центра знаний по целевым капиталам ТГУ / В. Л. Гойко, М. Г. Мягков, Ю. О. Мундриевская [и др.]. Томск: Изд-во ТГУ, 2022. 176 с. ISBN: 978-5-907442-84-9 Goiko V. L., Myagkov M. G., Mundrievskaya Yu. O., Aleksandrova Yu. K., Bulygina M. V., Mishchenko E. S., Ustyuzhantseva O. V. (Strategies and practices for involving university graduates and mass donors in the activities of endowments: A study by the Center for Applied Big Data Analysis and the TSU Knowledge Center for Target Capital TSU. Tomsk: Izd-vo TGU; 2022. 176 p. (In Russ.). ISBN: 978-5-907442-84-9
17. Student staff partnership to create an interdisciplinary science skills course in a research intensive university / Ch. Woolmer, P. Sneddon, G. B. Curry, K. Wallace // International Journal for Academic Development. 2015. Vol. 21, № 1. P. 1-12. DOI: 10.1080/1360144X.2015.1113969
18. Turning the tables: Involving undergrads as researchers in SoTL / C. Popovic, A. Kim, S. Saleh, L. Farrugia // Imagining SoTL. 2021. № 1. Р. 99-115. DOI: 10.29173/isotl531 EDN: TRCPNJ
19. Bovill C. A framework to explore roles within student-staff partnerships in higher education: Which students are partners, when, and in what ways? // International Journal for Students as Partners. 2017. Vol. 1, № 1. Р. 1-5. DOI: 10.15173/ijsap.v1i1.3062
20. Engaging undergraduate student-athletes in research and publication opportunities / E. Jensen, D. Yordanova, L. Denhard [et al.] // The Sport Journal. 2022. URL: https://clck.ru/37pcmR (дата обращения: 30.12.2023).
21. Mentoring undergraduate research in statistics: Reaping the benefits and overcoming the barriers / J. Nolan, K. S. McConville, V. Addona [et al.] // Journal of Statistics Education. 2020. № 28 (2). Р. 140-153. DOI: 10.1080/10691898.2020.1756542 EDN: LTCXWM
22. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов / П. А. Амбарова, Н. В. Шаброва, Е. В. Кеммет, А. Н. Михайлова // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 7. С. 96-116. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116 EDN: JQIVUL Ambarova P. A., Shabrova N. V., Kemmet E. V., Mikhailova A. N. Research culture of Russian university students. Vysshee obrazovanie v Rossii=Higher Education in Russia. 2023;32(7):96-116. (In Russ.). DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116 EDN: JQIVUL
Выпуск
Другие статьи выпуска
Основанные на опросных данных оценки распространённости курения в России, представляемые различными вполне респектабельными организациями на один и тот же временной период, колеблются в диапазоне от менее 20% до более 50%. Такой разброс существенным образом влияет на общую картину ситуации с курением в России и оценку успешности антитабачной политики и не может объясняться различиями в концептуализации показателя (кого считать курильщиками). Проблемная ситуация заставляет поставить вопрос о достоверности соответствующих опросных данных, который может быть решён, как минимум, двумя способами: анализом и учётом факторов расхождений или выбором одного из исследований в качестве эталонного с тщательной проверкой достоверности данных. В статье обосновывается выбор второго способа и Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (далее РМЭЗ) как эталона. Для проверки достоверности его данных использованы три критерия: анализ критических публикаций о погрешностях исследования, методическая триангуляция (сравнение с данными, полученными другими методами) и анализ корреляции с последствиями курения. Все три критерия показали высокий уровень достоверности данных РМЭЗ. Выдвинутая в критических публикациях гипотеза о погрешности исследования не находит эмпирического подтверждения. Сравнение с другими предположительно надёжными данными, как опросными, так и не опросными (официальная статистика, наблюдение) показывает расхождение ниже уровня статистической погрешности. Корреляция данных РМЭЗ о курении со смертностью от заболеваний системы кровообращения оказывается исключительно высокой. Следовательно, РМЭЗ целесообразно рассматривать как эталонный источник данных о распространённости курения в России, а существенно отличающиеся от него показатели других опросов - как потенциально сомнительные в своих методических решениях.
В первой части статьи представлены результаты изучения повседневной деятельности работающих родителей в сфере ухода за несовершеннолетними детьми и их воспитания. Были использованы данные мониторинговых исследований повседневной деятельности и бюджета времени городских жителей за период 1986-2020 гг. Рассмотрен состав семей с детьми и проанализированы ресурсные характеристики родителей, которые оказались весьма схожими у отцов и матерей. Изучены связи затрат времени родителей на уход за детьми и их воспитание с гендерной принадлежностью (отец/мать), возрастом, уровнем образования, религиозной самоидентификацией и уровнем доходов, а также с некоторыми ценностными ориентирами отцов и матерей. установлено, что объективная картина использования работающими родителями время ресурса на занятия с детьми не согласуется с их субъективным мнением о том, что «занятия со своими детьми, их воспитание является самым главным в жизни обоих супругов». При этом большинство работающих отцов и матерей удовлетворены время затратами и на уход за детьми, и на их воспитание как время ресурсами. Характеристики обеспеченности отцов и матерей другими ресурсами не влияют на их удовлетворённость время затратами. Зафиксирована прямая связь между удовлетворённостью время затратами на воспитание детей и удовлетворённостью родителей жизнью в целом. Анализ нравственных ориентиров родителей, являющихся нравственной базой для процесса социализации несовершеннолетних детей в семье, показал, что более половины качеств, относящихся к добродетелям, являются нормой для подавляющего большинства отцов и в несколько меньшей степени - для матерей. Вместе с тем формируется тенденция к размыванию представлений родителей о качествах-добродетелях и антидобродетелях как о норме и отступлении от неё. Кроме того, формируется тенденция, при которой немалая часть родителей, судя по оценкам, не видит положительной жизненной перспективы для своих детей с точки зрения их социальной адаптации, если дети будут руководствоваться теми же добродетелями, что и сами родители. В первой части статьи анализируются состав и ресурсный потенциал и использование время ресурса родителей по уходу за детьми и их воспитанию. Во второй - нравственные ориентиры и результаты социальной адаптации работающих родителей. Нумерация таблиц и рисунков сплошная в обеих частях.
На основе данных «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)» 1994-2021 гг. осуществлён анализ гендерных различий и тенденций, характеризующих изменение структуры распределения и продолжительности работы по дому в домохозяйствах, состоящих только из брачных пар. Выяснено, что в таких домохозяйствах женщины продолжают выполнять гораздо больше работы по дому, чем мужчины. При этом и мужчины, и женщины стали больше трудится на оплачиваемой работе за пределами домохозяйства, но одновременно сократились общие затраты времени, которое они расходуют на работу вне дома и домашний труд. Выявленные изменения сопровождались более чем двукратным снижением затрат времени у мужчин и женщин на работу по дому и менее значительным сокращением разницы в затратах на домашний труд между женщинами и мужчинами. Гендерное разделение труда по дому за рассматриваемый период стало более равным главным образом потому, что женщины значительнее, чем мужчины, сократили время, затрачиваемое на эту деятельность. Результаты исследования указывают также на вариабельность и существенное снижение времени на выполнение различных домашних обязанностей у женщин и мужчин в семьях, состоящих из брачных пар. Значимым является гендерный разрыв в затратах времени при выполнении рутинных домашних обязанностей, требующих однообразного, скучного и утомительного труда.
Представлены результаты исследования, посвящённого выявлению потенциала использования сведений о событиях детства для объяснения формирующегося впоследствии восприятия детства как счастливого. Исходя из предположения, что специфика событийности самого первого этапа жизненного пути может детерминировать существование групп со счастливым и несчастливым, по субъективным оценкам, детством, произведён отбор событий детства, которые в наибольшей степени позволяют дифференцировать оценивающих своё детство как счастливое и несчастливое. В качестве эмпирической базы используются результаты опроса представителей молодёжной группы, перешагнувших рубеж совершеннолетия или находящихся на его границе. Среди 100 исходных для анализа событий детства выделены группы жизненных эпизодов, наличие и возраст наступления которых связаны с ретроспективной оценкой детства как счастливого. Это события, касающиеся проявления субъектности и её признания со стороны взрослых, потребительской и финансовой социализации; налаживания отношений со сверстниками и с родителями; самостоятельных передвижений и мобильности; разнообразия досуговых практик и просоциального поведения; некоторых проявлений инфантильности; отсутствия или более позднего наступления отдельных травмирующих событий, практик девиантного поведения, действий по изменению внешнего вида. Перечисленные группы жизненных эпизодов составляют основу информативной системы признаков субъективно благополучного детства и могут быть использованы в дальнейшем для реализации моделей многомерного анализа.
В целях дальнейшего совершенствования семейной политики в статье поставлена задача проанализировать динамику повседневных практик родителей. Эмпирической основой являются базы данных по индивидам Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ-2011, 2016, 2018, 2020, 2022 гг.), которое проводится Федеральной службой государственной статистики. Сформированы подвыборки отцов и матерей, проживающих в городе с детьми в возрасте до 15 лет. Повседневные практики родителей анализируются на основе содержащихся в базе данных индикаторов работы, досуга, занятий спортом, здоровья, курения и употребления алкоголя в зависимости от пола, уровня образования и числа детей. В статье представлен анализ российских и зарубежных исследований о трансляции детям конструктивных и деструктивных родительских практик. Показано, что в течение анализируемого периода стабильна доля родителей, работающих по специальности, посещающих различные учреждения досуга, участвующих в деятельности политических и общественных организаций, занимающихся спортом и употребляющих алкоголь. Почти в два раза сократилась пропорция матерей, посещающих религиозные учреждения и встречи верующих. Позитивны тенденции значительного увеличения доли и отцов, и матерей, удовлетворённых профессией и заработной платой, совершающих туристические поездки, положительно оценивающих своё здоровье и уменьшение доли курящих отцов. Согласно анализу КОУЖ-2022 больше родителей с высшим образованием работают по специальности, удовлетворены заработной платой, имеют возможность работать дистанционно через Интернет, практикуют покупки продуктов питания и товаров через Интернет, совершают туристические поездки, посещают театр, музеи, выставки, рестораны, участвуют в общественной деятельности, не курят, занимаются спортом или активными видами отдыха в сравнении с родителями без высшего образования. Многодетные родители схожи по типам профессиональных занятий и уровню образования с одно-двухдетными. Безусловное преимущество многодетных родителей - значительная доля верующих отцов и наименьший уровень потребления алкоголя отцами и матерями. Позитивные тенденции в повседневной жизнедеятельности родителей внушают оптимизм в отношении перспектив рождаемости и качества родительства.
Актуальность выбора объекта анализа связана с тем, что попытки объяснить «кто, как и почему приходит к терроризму» в начале XXI века привели к возникновению исследовательской гипотезы о том, что предиктором терроризма является радикализация. С этого момента началось формирование направления исследований феномена радикализации в зарубежной науке, динамичное развитие которого сложилось в междисциплинарную исследовательскую область во втором десятилетии XXI века. В статье представлены результаты наукометрического анализа современного состояния исследований радикализации в российском и зарубежном научно-исследовательском поле, обозначены тенденции и направления, очерчены возможности и ограничения его развития в России. Выбор 2014-2023 гг. в качестве временного периода для анализа определяется как научной продуктивностью исследований радикализации в зарубежной науке в те годы, так и тем, что в России исследования радикализации появились только в этот период. По результатам количественного и качественного анализа российских и зарубежных публикаций в статье обозначены специфические характеристики современного состояния исследовательской области. Ключевой вывод заключается в том, что в изучении радикализации российские исследователи отстают как минимум на десятилетие от зарубежных, также были обозначены причины отставания и возможности развития научного направления в отечественной науке.
В условиях обострения военных конфликтов во всём мире, в том числе на территории Украины, представляется важным изучение микрособытийности войны, ценностных приоритетов её непосредственных участников - солдат. Пространство войны и её время (как в физическом, так и метафизическом плане) представляются тем контекстом, где раскрывается аксиология солдата в полной мере. Пограничность ситуации (между жизнью и смертью) создаёт напряжение, обостряет экзистенциальный выбор. Основным методом является анализ эго-документов, фронтовых писем участников СВО, адресованных детям. Письма были отобраны из открытого источника - телеграмм-канала волонтёрской группы - с согласия их модератора и непосредственно самих адресантов. Методология текстового анализа базируется на идеях «народного единства», «народной религиозности», связанности русских людей по типу семейных отношений на войне, взятые в одном из самых культовых романов о войне романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»; идее Н. А. Бердяева о символической природе войны, которая не рождает, а вскрывает зло, его ориентир на мессианскую роль России в военных конфликтах мира; на цивилизационном подходе Н. Я. Данилевского, усматривающего в войне источник исторического развития и формирования культурно-исторических типов. Результаты исследования обосновывают доказательность гипотезы о том, что аксиология имеет свои основания в культурных образцах русской литературы как базовой составляющей школьной программы, а также запечатлена в трудах русских философов, аккумулировавших мировоззренческий опыт предыдущих поколений. В исследовании установлено наличие в аксиологии солдат СВО ориентира на мессианство и проявление особенностей культурно-исторического типа России. Пространство и время войны вынуждает солдат обращаться к ним и усиливает архетипические ценностные основания, актуализирует историческую память и подтверждает её исключительное значение.
В статье на данных исследований Института социологии ФНИСЦ РАН продемонстрирована распространённость связанных с субъективным благополучием идентичностей россиян (идентичность с людьми того же материального достатка, с постоянно нуждающимися и с добившимися успеха в жизни). Анализ этих идентичностей эффективно дополняет традиционные методы изучения благополучия, оценивая его не «в моменте», а за длительный период, поскольку идентичности формируются долгое время и имеют устойчивый характер. Показано, что три эти символические идентичности позволяют «поймать» разные составляющие субъективного благополучия. Самоидентификация с постоянно нуждающимися отражает неблагополучие, обусловленное не только низкими доходами и испытываемыми лишениями, но и разрывом между уровнем запросов человека и его реальными достижениями. Идентичность с добившимися успеха людьми тесно связана с общей удовлетворённостью жизнью и своим местом в статусной иерархии, отражая достижение человеком значимых для него целей (не обязательно связанных с материальным благополучием). Идентичность с людьми того же материального достатка чаще присуща благополучным людям, поскольку среди неблагополучной части населения многие стараются найти для самопозиционирования в социуме более благоприятные для себя основания. Поскольку эти идентичности отражают разные аспекты субъективного благополучия, то типичным для россиян является сейчас сосуществование на первый взгляд взаимоисключающих идентичностей. Показано также, что самоидентификации представителей массовых слоёв населения страны по их благополучию занимают важное место в их идентификационной системе, а распространённость этих идентичностей устойчива во времени, хотя, как и ранее, они не относятся сейчас к «ядерным» для неё. Относительно чётче эти идентичности выражены у представителей полярных с точки зрения их места в системе социальных неравенств групп. При этом в совокупности они позволяют довольно чётко определить место человека в системе социальных неравенств.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru