ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ВОСПРИЯТИЕ "ОБРАЗА ТЕЛА" В ПЕРИОД ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ (2024)

Читать онлайн

В статье представлены результаты эмпирического исследования, цель которого заключалась в выявлении психологического содержания восприятия «образа тела» при переживании кризиса середины жизни. Выбранный авторами метод метафоры позволил выделить наиболее актуальные темы переживаний, различные состояния, чувства, стратегии поведения и наиболее важные потребности человека, находящегося в кризисном переживании. С помощью контент-анализа определены наиболее актуальные из них: возраст, здоровье (объем и вес тела, болезни), актуальное состояние, внешность/сексуальность, отношения (с партнером, детьми, родителями, людьми), непережитые травмы / посттравматические состояния (переживания, утраты, потери близких), личная и профессиональная востребованность. Представленные метафоры были обобщены в смысловые группы: образ животного, человеческий образ, эфемерный образ, природный образ. Математико-статистический анализ результатов семантического дифференциала, разработанного специально под задачу исследования, показал максимально положительные оценки характеристик: женственное; осознаваемое; живое; собственное, свое; красивое. Максимально отрицательные оценки характеристик: большое; напряженное; мягкое. С помощью использования рангового коэффициента корреляции Спирмена были обнаружены положительные прямые корреляции. На основе результатов корреляционного анализа был проведен структурный анализ, который позволил выделить характеристику ведущего элемента структуры восприятия «образа тела» - «грузное - изящное, стройное». В результате факторного анализа было выделено четыре значимых фактора: здоровье, сексуальность, изящность, материальность. Сравнение возрастных групп по U-критерию Манна-Уитни показал различия в восприятии «образа тела»: женщины старше 40 лет склонны оценивать свой «образ тела» как уникальный, индивидуальный, притягательный и манящий - более положительно в сравнении с женщинами младше 40 лет.

The article presents the results of the empirical study, the purpose of which was to identify the psychological content of the perception of «body image» when experiencing a midlife crisis. The metaphor method chosen by the authors made it possible to highlight the most relevant topics of experiences, various states, feelings, strategies of behavior and the most important needs of a person in crisis. Using the content analysis, the most relevant of them were determined: age, health (body volume and weight, illness), current state, appearance/sexuality, relationships (with a partner, children, parents, people), unresponsive injuries/post-traumatic states (experiences, losses, loss of loved ones), personal and professional demand. The presented metaphors were generalized into semantic groups: the image of an animal, the human image, the ephemeral image, the natural image. The mathematical and statistical analysis of the results of the semantic differential, developed specifically for the task of research, showed the most positive assessments of characteristics: feminine; conscious; living; own; beautiful. The most negative estimates of characteristics are large; tense; soft. By using Spearman’s rank correlation coefficient, positive direct correlations were found out. Based on the results of correlation analysis, a structural analysis was carried out, which made it possible to distinguish the characteristic of the leading element in the structure of perception of the «body image»-«heavy» - «graceful», «slender». As a result of the factor analysis, four significant factors were identified: health, sexuality, elegance, materiality. Comparison of age groups according to the Mann-Whitney U-test showed differences in the perception of «body image»: women over 40 years old tend to evaluate their «body image» as unique, individual, attractive and inviting - more positively compared to women under 40 years old.

Ключевые фразы: восприятие образа тела, стратегия поведения, ТЕЛЕСНОСТЬ, кризис середины жизни, переживания, чувства, МЕТАФОРА
Автор (ы): Жедунова Людмила Григорьевна
Соавтор (ы): Стефану Олеся Василис
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
159.9.07. Психологические исследования
Префикс DOI
10.20323/1813-145X_2024_1_136_121
eLIBRARY ID
62217304
Для цитирования:
ЖЕДУНОВА Л. Г., СТЕФАНУ О. В. ВОСПРИЯТИЕ "ОБРАЗА ТЕЛА" В ПЕРИОД ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи