ISSN 1813-145X
Языки: ru · en

Статья: ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (2024)

Читать онлайн

В современных условиях одним из важных компонентов культуры личности является культура социальной безопасности. В формировании у подрастающего поколения культуры социальной безопасности не последнюю роль играет образование. В этой связи, проблема обеспечения социальной безопасности затрагивает сегодня многие стороны жизнедеятельности и приобретает многоплановый характер. Рассматриваемый в данной статье педагогический потенциал внеурочной деятельности в формировании у младших школьников культуры социальной безопасности предполагает раскрытие значимости готовности детей к безопасной жизнедеятельности в социуме как условие реализации их личностного потенциала. Как известно, внеурочная деятельность является вариативной составляющей Федерального государственного образовательного стандарта начального образования и обязательной частью учебно-воспитательного процесса в школе. Отсюда, одной из предпосылок построения институциональной структуры формирования у младших школьников культуры социальной безопасности в рамках использования разных форм организации обучения и воспитания детей являются возможности внеурочной деятельности. Таким образом, в формировании компонентов культуры безопасности младших школьников одна из ведущих ролей принадлежит организации их внеурочной деятельности, в рамках которой дети получают знания об источниках опасности, средствах их преодоления, понимание необходимости развития у себя физической готовности к выходу из опасных ситуаций и, в целом, - формирование готовности к адекватному восприятию и оценке действительности. Такими компонентами культуры безопасности в образовательной практике считают мотивацию детей к своей безопасности, осознание важности безопасного поведения и т. д. В этой связи важнейшей задачей работы с детьми во время внеурочной деятельности является развитие у них чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью, стимулирование у них самостоятельности в принятии нужных решений и выработка навыков безопасного поведения в реальной жизни. В статье рассматриваются следующие аспекты: организация внеурочной деятельности младших школьников; формирование у младших школьников культуры социальной безопасности; использование организационных форм для развития у учащихся начальной школы навыков безопасного поведения.

In modern conditions, one of the important components of the culture of personality is the culture of social security. In the formation of culture of social security in the younger generation, education plays an important role. In this regard, the problem of ensuring social security today affects many aspects of life and is becoming multifaceted. The pedagogical potential of extracurricular activities considered in this article in the formation of a social safety culture among younger school students presupposes the disclosure of the importance of children’s readiness for safe life in society as a condition for realizing their personal potential. As you know, extracurricular activity is a variable component of the Federal State Educational Standard for Primary Education and an obligatory part of the educational process at school. Hence, one of the prerequisites for building an institutional structure for the formation of a social security culture among younger students within the framework of the use of different forms to organize education and upbringing of children is the possibility of extracurricular activity. Thus, in the formation of the components of the safety culture of younger students, one of the leading roles belongs to the organization of their extracurricular activity, in which children receive knowledge about the sources of danger, the means for overcoming them, understanding of the need to develop physical readiness to get out of dangerous situations and, in general, formation of readiness for adequate perception and assessment of reality. Such components of safety culture in educational practice consider the motivation of children to their safety, awareness of importance of safe behavior, etc. In this regard, the most important task of working with children during extracurricular activity is to develop a sense of responsibility for their behavior, respect for their health, stimulate their independence in making the necessary decisions and develop skills for safe behavior in real life. The article considers the following aspects: the organization of extracurricular activities of elementary school students; formation of social safety culture among younger students; using organizational forms to develop safe behavior skills in primary school students.

Ключевые фразы: начальная школа, младшие школьники, внеурочная деятельность, культура социальной безопасности, безопасная жизнедеятельность, БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, личностный опыт, источники опасности
Автор (ы): Нихолат Ксения Ильгизаровна
Журнал: ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.018.2. Воспитание в школе. Школьное воспитание
Префикс DOI
10.20323/1813-145X_2024_1_136_43
eLIBRARY ID
62217292
Для цитирования:
НИХОЛАТ К. И. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // ЯРОСЛАВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи