С января 2023 г. введено единое пособие на детей, распространившее на все категории детского населения правила ежемесячных выплат, предоставлявшихся малоимущим семьям с детьми от 3 до 7 лет и от 8 до 17 лет. На основе репрезентативных по РФ данных 5 волн мониторинговых телефонных опросов, проведённых РАНХиГС в период с октября 2021 г. по ноябрь 2022 г., а также анализа комментариев из интернет-источников в статье анализируется риск бедности семей с детьми от 3 до 17 лет, доступность для них мер социальной поддержки, охват и результативность ежемесячных выплат на детей от 3 до 7 лет и детей от 8 до 17 лет. Показано, что у домохозяйств с детьми от 3 до 17 лет риск бедности более чем в 1,5 раза выше и растёт с увеличением числа детей, а также при наличии безработных граждан и проживании в сельской местности. К концу 2022 г. выплатами было охвачено более 20% домохозяйств с детьми рассматриваемого возраста, среди многодетных - 47%. При этом менее половины бедных домохозяйств с детьми от 3 до 17 лет охвачены этими выплатами. Доля бедных домохозяйств в результате предоставления выплат сокращалась в ноябре 2022 г. в 1,18 раза. Сохраняется ряд факторов, приводящих к существенным ошибкам исключения. При переходе к единому пособию на детей от 0 до 17 лет важно учесть опыт реализации поддержки детей от 3 до 7 лет и от 8 до 17 лет для внесения своевременных корректировок, которые будут способствовать росту охвата нуждающихся семей и повышению влияния пособия на уровень бедности.
Идентификаторы и классификаторы
Повышенные риски бедности семей с детьми в России [1] обуславливают внимание государства к разработке мер социальной поддержки данной группы. Уровень детской бедности почти в два раза выше среднего по населению. Исследователи отмечают остроту проблемы бедности в неполных семьях [2], многодетных семьях [3], в сельской местности, в семьях с безработными [4].
Список литературы
- Popova, D. Measuring Individual Material Well-being Using Multidimensional Indices: An Application Using the Gender and Generation Survey for Russia / D. Popova, A. Pishnyak // Social Indicators Research. - 2017. - No. 130(3). - Р. 883-910. EDN: YUJYWF
- Ржаницына, Л. С. Улучшение положения детей в разведённых семьях - путь к снижению бедности в России / Л. С. Ржаницына, С. И. Рыбальченко // Народонаселение. - 2021. - Т. 24. - № 1. - С. 24-32. ;. DOI: 10.19181/population.2021.24.1.3 EDN: NBNLUG Rzhanitsina L. S., Rybalchenko S. I. Uluchsheniye polozheniya detey v razvedennykh sem’yakh - put’ k snizheniyu bednosti v Rossii [Improving the situation of children in divorced families - the way to reduce poverty in Russia]. Narodonaselenie. [Population]. 2021. Vol. 24. No. 1. P. 24-32. 10.19181/population.2021.24.1.3 (in Russ.). DOI: 10.19181/population.2021.24.1.3(inRuss.) EDN: NBNLUG
- Архангельский, В. Н. Оценка уровня жизни семей с детьми: аналитические возможности обследований Росстата / В. Н. Архангельский, В. В. Елизаров, Н. Г. Джанаева // Уровень жизни населения регионов России. - 2019. - № 1(21). - С. 65-79. EDN: JSHDDF Arkhangelsky V. N., Elizarov V. V., Dzhanaeva N. G. Otsenka urovnya zhizni semey s det’mi: analiticheskiye vozmozhnosti obsledovaniy ROSSTATa [Evaluating living standards of families with children: Analytical capabilities of research studies performed by Rosstat]. Uroven’ zhizni naseleniya regionov Rossii [Living Standards of the Population in the Regions of Russia]. 2019. Vol. 21. No. 1. P. 65-79. (in Russ.). EDN: JSHDDF
- Бондаренко, Л. В. Занятость и социальная защита безработных в системе факторов преодоления концентрации российской бедности на сельских территориях / Л. В. Бондаренко, Н. А. Симановский // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. - 2022. - № 11. - С. 4-23. ;. DOI: 10.33938/2211-4 EDN: DNLVGT Bondarenko L. V., Simanovsky N. A. Zanyatost’ i sotsial’naya zashchita bezrabotnykh v sisteme faktorov preodoleniya kontsentratsii rossiyskoy bednosti na sel’skikh territoriyakh [Employment and social protection of the unemployed in the system of factors for overcoming the concentration of Russian poverty in rural areas]. Ekonomika, trud, upravleniye v sel’skom khozyaystve. [Economy, Labor, Management in Agriculture]. 2022. No. 11. P. 4-23. 10.33938/2211-4. (in Russ.). DOI: 10.33938/2211-4.(inRuss.) EDN: DNLVGT
- Пишняк, А. И. Занятость российских женщин после рождения детей: стимулы и барьеры / А. И. Пишняк, Е. В. Надеждина // Журнал исследований социальной политики. - 2020. - Т. 18. - № 2. - С. 221-238. ;. DOI: 10.17323/727-0634-2020-18-2-221-238 EDN: INVKIR Pishnyak A. I., Nadezhdina E. V. Zanyatost’ rossijskih zhenshchin posle rozhdeniya detej: stimuly i bar’jery [Employment of Russian women after childbirth: incentives and barriers]. Zhurnal issledovanij sotsial’noj politiki [The Journal of Social Policy Studies]. 2020. No. 2. P. 221-238. 10.17323/727-0634-2020-18-2-221-238. (in Russ.). DOI: 10.17323/727-0634-2020-18-2-221-238.(inRuss.) EDN: INVKIR
- Горина, Е. А. Трансформация социальной поддержки населения в регионах России: направления и приоритеты / Е. А. Горина // The Journal of Social Policy Studies. - 2019. - № 17(2). - C. 163-176. EDN: ZRNARC Gorina E. A. Transformatsiya sotsial’noj podderzhki naseleniya v regionah Rossii: napravleniya i prioritety [Transformation of social support in the regions of Russia: directions and priorities]. The Journal of Social Policy Studies. 2019. No. 17(2). P. 163-176. (in Russ.). EDN: ZRNARC
- Малева, Т. М. Региональные системы социальной защиты: как и зачем вводится адресность / Т. М. Малева, Е. Е. Гришина, Е. А. Цацура // Регион: Экономика и социология. - 2016. - № 4 (92). - С. 153-175. ;. DOI: 10.15372/REG20160407 EDN: XDNIFH Maleva T. M., Grishina E. E., Tsatsura E. A. Regional’nyje sistemy sotsial’noj zashchity: kak i zachem vvoditsya adresnost’ [Means-testing in regional systems of social assistance: how and what for?]. Region: Ekonomika i sotsiologiya [Region: Economics and Sociology]. 2016. No. 4 (92). P. 153-175. 10.15372/REG20160407 (in Russ.). DOI: 10.15372/REG20160407(inRuss.) EDN: XDNIFH
- Андреева, Е. И. COVID-19 и антикризисная социальная поддержка / Е. И. Андреева, Д. Г. Бычков, О. А. Феоктистова // Финансовый журнал. - 2021. - Т. 13. - № 1. - С. 28-38. ;. DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-28-38 EDN: MWDKBL Andreeva Ye. I., Bychkov D. G., Feoktistova O. A. COVID-19 i antikrizisnaya sotsial’naya podderzhka [COVID-19 and anti-crisis social support]. Finansovyy zhurnal [Financial Journal]. 2021. Vol. 13. No. 1, P. 28-38. 10.31107/2075-1990-2021-1-28-38 (in Russ.). DOI: 10.31107/2075-1990-2021-1-28-38(inRuss.)
- Гришина, Е. Е. Семьи с детьми от 3 до 7 лет в период пандемии COVID19: оценка материального положения и охвата поддержкой / Е. Е. Гришина, Е. А. Цацура // Народонаселение. - 2022. - Т. 25. - № 1. - С. 55-64. ;. DOI: 10.19181/population.2022.25.1.5 EDN: LLCDYQ Grishina Е. Е, Tsatsura Е. А. Sem’i s det’mi ot 3 do 7 let v period pandemii COVID19: otsenka material’nogo polozheniya i okhvata podderzhkoy [Families with children aged 3-7 during COVID19: estimate of financial situation and benefit coverage]. Narodonaselenie [Population]. 2022. Vol. 25. No. 1. P. 55-64. 10.19181/population.2022.25.1.5 (in Russ.). DOI: 10.19181/population.2022.25.1.5(inRuss.) EDN: LLCDYQ
-
Колосницына, М. Г. Детские пособия и бедность в России / М. Г. Колосницына, А. В. Филиппова // Экономическая политика. - 2017. - Т. 12. - № 4. - С. 118-153. ;. DOI: 10.18288/1994-5124-2017-4-05 EDN: ZFJDIT Kolosnitsyna M. G., Filippova A. V. Detskiye posobiya i bednost' v Rossii [Child benefits and poverty: the case of Russia]. Ekonomicheskaya Politika [Economic Policy]. 2017. Vol. 12. No. 4. P. 118-153. 10.18288/1994-5124-2017-4-05 (in Russ.). DOI: 10.18288/1994-5124-2017-4-05(inRuss.) EDN: ZFJDIT
-
Социальная защита в России до и после пандемии: развилки будущего. Доклад к XXIII Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества / ред. Л. Н. Овчарова, О. В. Синявская; НИУ "Высшая школа экономики". - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. - 184 с. Sotsial'naya zashchita v Rossii do i posle pandemii: razvilki budushchego [Social Protection in Russia before and after the Pandemic: Choices of the Future]. Proceedings of the XXIII Yasin (April) Conference on Economic and Social Development. 2022. Eds. L. N. Ovcharova, O. V. Sinyavskaya. Vysshaya Shkola Ekonomiki [Higher School of Economics]. Moscow. 2022. 184 p. (in Russ.).
-
Селиванова, О. В. Анализ влияния ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно на снижение уровня бедности в регионах России / О. В. Селиванова, М. В. Данилина // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2022. - Т. 12. - № 8А. - С. 93- 101. ;. DOI: 10.34670/AR.2022.27.40.011 EDN: MDLFSG Selivanova O. V., Danilina M. V. Analiz vliyaniya ezhemesyachnoj denezhnoj vyplaty na rebenka v vozraste ot trekh do semi let vklyuchitel'no na snizhenije urovnya bednosti v regionakh Rossii [Analysis of the impact of a monthly cash payment for a child aged three to seven years inclusive on poverty reduction in the regions of Russia]. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economics: Yesterday, Today and Tomorrow]. 2022, 12 (8А). P. 93-101. 10.34670/AR.2022.27.40.011. (in Russ.). DOI: 10.34670/AR.2022.27.40.011.(inRuss.) EDN: MDLFSG
-
Рощепко, Н. В. Дискуссионные вопросы оценки нуждаемости в контексте предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми / Н. В. Рощепко // Вестник ЯрГУ. Гуманитарные науки. - 2022. - Т. 16. - № 2. - С. 284-293. EDN: QEKXJX Roshchepko N. V. Diskussionnyye voprosy otsenki nuzhdayemosti v kontekste predostavleniya mer sotsial'noy podderzhki sem'yam s det'mi [Debatable issues of need assessment in the context of providing social support measures to families with children]. Vestnik YarGU. Gumanitarnye nauki [Bulletin of Yaroslavl State University. Humanities]. 2022. Vol. 16. No. 2. P. 284-293. (in Russ.).
-
Корчагина, И. И. Семьи с детьми старшего школьного возраста: потребность в социальной поддержке / И. И. Корчагина, Л. М. Прокофьева // Народонаселение. - 2022. - Т. 25.- № 3. - С. 153-162. ;. DOI: 10.19181/population.2022.25.3.12 EDN: LWSALJ Korchagina I. I., Prokofieva L. M. Sem'i s det'mi starshego shkol'nogo vozrasta: potrebnost' v sotsial'noy podderzhke [Families with high school children: the need for social assistance]. Narodonaselenie [Population]. 2022. Vol. 25. No. 3. P. 153-162. 10.19181/population.2022.25.3.12 (in Russ.). DOI: 10.19181/population.2022.25.3.12(inRuss.) EDN: LWSALJ
Выпуск
Другие статьи выпуска
V Международная научно-практическая конференция «Социальная динамика населения и человеческий потенциал» прошла 22–23 июня 2023 года. Конференция была организована Институтом социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСЭПН ФНИСЦ РАН) при поддержке Отделения общественных наук РАН и кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
Здоровье населения — одна из ключевых составляющих человеческого потенциала страны. Содействовать его сохранению призвана система здравоохранения, неотъемлемой частью которой являются медицинские кадры.
Указанным вопросам была посвящена состоявшаяся 23 мая 2023 г. в рамках Московской недели общественного здоровья научно-практическая конференция «Медицинские кадры: взгляд в будущее», организованная совместно ИСЭПН ФНИСЦ РАН и НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента (НИИОЗММ) Департамента здравоохранения Москвы (ДЗМ).
В марте 2023 г. состоялись VI Римашевские чтения «Сбережение населения России: здоровье, занятость, уровень и качество жизни», организованные Институтом социально-экономических проблем народонаселения имени Н. М. Римашевской ФНИСЦ РАН (ИСЭПН ФНИСЦ РАН) совместно с Отделением общественных наук РАН.
В статье рассмотрены актуальные аспекты кредитного поведения россиян, включающие в себя изменения в объёмах заимствований за последние 4 года, а также динамику задолженности по кредитам, в том числе просроченной. На основе результатов авторского социологического исследования (два замера в 2022 и 2023 гг.) выявлены особенности активных действий и установок молодёжи в сфере долгового поведения. Анализ показал усиление вектора на готовность вовлечения данной возрастной группы населения в кредитные практики. Осуществлено сравнение установок молодёжи относительно условий, при которых оправдано уклонение от выполнения обязательств по возврату долгов: 1) перед кредитными организациями; 2) перед родственниками и знакомыми. Выявлены представления молодёжи о порицании в российском обществе практик такого уклонения. Результаты опросов показали: наличие у респондентов кредитного договора способствует формированию более ответственного поведения в отношении соблюдения сроков уплаты. Позиция молодёжи в применении к нарушению условий возврата кредита иная в различных группах: самые молодые респонденты (17-20 лет) видят больше причин для возможности невозврата кредита. Среди причин, при которых допустимо, по мнению молодёжи, не отдавать долги, наиболее вескими для респондентов являются ситуации, когда кредит был оформлен мошенниками без согласия самого человека (67%), в случае серьёзных проблем со здоровьем и необходимостью трат на лечение (38%), если кредитор увеличил процент по кредиту в одностороннем порядке (34%), в случае потери работы (26%). Выделены кредитные риски, характерные не только для молодёжи, но и всех возрастных групп россиян: ухудшение «кредитного качества» заёмщиков и риски нарушения обязательств (невыплаты и нарушение сроков возврата) по кредитам вследствие снижения уровня реальных доходов.
С целью повышения уровня квалификации медицинских специалистов, и как следствие для обеспечения качественной медицинской помощи населению, в сфере медицины действуют институты оценки квалификации. Один из них - аттестация на квалификационную категорию - был внедрён в советскую систему здравоохранения, но в последние годы заинтересованность медиков в получении категории значительно ослабла. Это вызывает серьёзную обеспокоенность специалистов и актуализирует выяснение причин произошедшего. В статье проведён ретроспективный анализ с привлечением широкого круга источников нормативно-правовой и статистической информации и дана оценка факторов этого явления самими медицинскими специалистами, полученная в ходе их анкетного опроса в организациях Москвы. Результаты показали, что дисфункцию института аттестации вызвал комплекс внутренних и внешних причин. В первую очередь, произошёл сбой в механизме материального стимулирования, который напрямую связан с общей системой оплаты труда в бюджетном секторе экономики. Выяснилось также, что в связи с рабочей перегрузкой значительно ухудшились условия подготовки к прохождению аттестационных мероприятий, снизилась заинтересованность руководителей в наличии у сотрудников категории, и сам престиж категории, особенно у молодых кадров, упал. Поэтому без принятия специальных мер институту аттестации на квалификационную категорию грозит деинституционализация. Ключевые направления необходимых изменений - пересмотр режима работы с резервированием требуемого объёма времени для дополнительной профессиональной подготовки, а также организационное совмещение проведения аттестационных и аккредитационных экзаменационных процедур. Первоочередной задачей в части усиления заинтересованности медицинских специалистов в получении категории является восстановление действенности материальных стимулов. В рамках новой отраслевой системы оплаты труда (ОСОТ) в государственном секторе медицины предусмотрена унификация принципов начисления доплат за категорию, но апробация зарплатной реформы приостановлена до 2025 года.
В статье рассматриваются отношения между супругами, воспитывающими детей, нуждающихся в особом медицинском обслуживании («особенных» детей), и связанные с ними риски с экономической точки зрения, в контексте характера занятости родителей, (работает ли только один родитель или оба). Существует мнение, что бремя, которое приходится нести родителям при воспитании детей, нуждающихся в особом медицинском обслуживании и близких к категории «ребёнок-инвалид», настолько тяжело, что может поставить брак под угрозу. Как характер занятости родителей связан с бременем воспитания детей и как это влияет на отношения пары? В качестве метода исследования был использован анкетный опрос, проведённый в Японии в 2021 году. По всей стране были опрошены пары, воспитывающие детей, которые нуждаются в особом медицинском обслуживании. Анкета состояла из двух частей - с закрытыми и открытыми вопросами. Закрытые вопросы касались состава семьи, в том числе количества детей и их возраста, уровня медицинского ухода за детьми, характера занятости родителей, взаимоотношений пары (разделение домашней работы и ухода за детьми, общение между родителями, частота и причины ссор). При рассмотрении того, как работают родители, ключевыми словами, характеризующими отношения в паре, стали «разделение ответственности» в семьях с двумя заработками и «одиночество» и «сотрудничество» в семьях с одним заработком. В статье отмечается, что одна из причин трудностей в семьях - это слишком широкая формулировка термина «дети, нуждающиеся в особом медицинском обслуживании», и предлагаются меры поддержки, основанные на составлении более чёткой классификации и соответствующие образу жизни семьи (то есть с учётом карьерного роста и других потребностей родителей).
Старение населения является демографическим трендом, характерным для большинства стран. Ситуация роста числа пожилых людей по всему миру повышает актуальность изучения данного вопроса. В статье агрегированы данные источников, определяющих границы наступления старости с опорой на различные теоретико-методологические подходы, а также продемонстрирована доля стариков в демографической структуре российского населения в соответствии с выбранными подходами. Показано, что наиболее популярным возрастом наступления старости, отражённым в теоретических концепциях, считается период от 60 до 65 лет. В статье представлены результаты авторского исследования, в котором приняли участие 1198 респондентов из 65 субъектов Российской Федерации (организовано МГУ имени М. В. Ломоносова совместно с ИСЭПН ФНИСЦ РАН в 2022 г.). Полученные результаты обнаружили некоторые несоответствия между границами, закреплёнными в научном дискурсе, и представления участников исследования о моменте наступления старости. В ходе анализа полученных данных не было обнаружено существенных расхождений в представлениях о моменте наступления старости для мужчин и женщин (69,4 и 68,0 лет соответственно). Зафиксирована тенденция откладывания возраста наступления старости с увеличением возраста респондента. Соотнесение фактического и психологического возраста наступления старости показало, что «преждевременному» старению (когда человек признает себя пожилым, ещё не превысив собственного возраста наступления старости) подвержены свыше половины опрошенных, ассоциирующих себя с пожилыми людьми.
С расширением площади особо охраняемых природных территорий (ООПТ) они вошли в состав многих городов. ООПТ могут играть важную роль в экономических и социальных направлениях местного развития, однако методология изучения вовлеченности ООПТ в жизнь местного населения недостаточно проработана, что определило цель статьи. Предлагается на основе мнения населения, проживающего на сопредельных с ООПТ территориях, и в рамках региона, выявлять особенности культурно-досугового и экономического поведения граждан на ООПТ. Методология апробирована на городских округах Оренбурга, Брянска и Краснодара.
В результате опроса выявлено мнение населения о конкретных ООПТ этих городских округов. В среднем ООПТ посещают от 20% до 40% местного населения, которые, преимущественно, находятся от 3 до 5 часов на ООПТ. Более половины местных посетителей ООПТ пользуются услугами питания. Оплата спортивно-досуговых услуг характерна в большей степени для жителей Оренбурга и Брянска. По мнению местных жителей, за одно посещение на ООПТ они расходуют в среднем от 1,1 до 3,6 тыс. рублей. Согласно заявленной населением частоте посещения ООПТ, расходы на одного человека в месяц могут находиться в диапазоне от 13 рублей до 7,9 тыс. рублей. С учётом данных экономической статистики и результатов анкетирования оценены годовые расходы местных жителей на ООПТ, которые по городу Оренбургу составили 1,4 млрд рублей (0,9% доходов населения на территории Оренбурга), 2,1 млрд рублей (1,6%) в Брянске и 8,7 млрд рублей (1,7%) в Краснодаре. Предложенный авторами подход аналитической обработки результатов опросов и сопоставления разных источников информации позволяет расширить данные по муниципальным образованиям.
В статье отношение населения к энергосбережению рассматривается как одна из характеристик человеческого потенциала. Показана сильная дифференциация показателей потребления электроэнергии населением по странам и российским регионам, проанализирован ряд факторов, влияющих на выявленные различия. Гипотетически выделены следующие семь факторов: климат; среднедушевые доходы населения; уровень бедности; доля лиц, имеющих высшее образование; соотношение городского и сельского населения; возрастная структура населения; уровень газификации жилищного фонда. Информация для анализа бралась из статистических сборников не только федеральных, но и по каждому региону, что сильно затруднило её сбор. Определены корреляционные связи между подушевыми объёмами потребления электроэнергии населением и указанными факторами. Показано, что население больше склонно экономить свои расходы на оплату электричества, чем саму электрическую энергию, т.е. определяющую роль в стимулировании энергосбережения играют тарифы на электроэнергию для населения. Подушевые расходы на электроэнергию имеют положительную связь со среднедушевыми доходами и отрицательную - с уровнем бедности. Сельское население потребляет в расчёте на душу населения меньше электроэнергии, чем городское. Обнаружено влияние на энергопотребление возрастной структуры населения: чем выше доля трудоспособного населения, тем меньше удельное потребление электроэнергии, и наоборот, энергопотребление выше в регионах с большей долей лиц старшего поколения. Вследствие разного уровня газификации регионов отдельно исследовалась их выборка, сформированная из регионов примерно одного уровня газификации жилищного фонда. Результаты корреляционного анализа такой выборки оказались мало отличающимися от результатов, полученных по всем 85 регионам. Исключение составила связь объёмов потребления электроэнергии населения с уровнем высшего образования - в выборке оказалась намного более тесная отрицательная зависимость этих показателей.
На материалах репрезентативного социологического опроса, проведённого Институтом социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы (ИНСАП РАНХиГС) в марте 2021 г., рассмотрены социально-экономические трудности, с которыми столкнулись различные группы российского населения в течение первого года пандемии. Выявлено, что кризисные явления повлияли на различные аспекты жизнедеятельности разных групп населения. Так, негативный тренд материальной обеспеченности в наибольшей мере был распространён в средневозрастной когорте, а также среди работающих, занимающих низшие должностные позиции. Обращение к практике потребительской экономии, крайне незначительно дифференцированное по демографическим группам, в максимальной степени (более 80%) относится к тем, кто имеет низкий материальный статус и существенную долговую нагрузку. С разнообразными проблемами в сфере занятости, вызванными особенностями кризисного контекста, столкнулись две трети работающих, в наибольшей мере - представители управленческого звена. Массовый переход на дистанционный формат занятости, ставший успешным в качестве ситуативного адаптационного механизма, оказался сопряжён со снижением продуктивности и комфорта выполнения трудового функционала. С изменениями привычных рекреационно-досуговых практик столкнулись более половины россиян, в том числе 23% - в значительной степени. Наиболее остро соответствующие изменения воспринимаются женщинами, представителями молодой когорты и жителями мегаполисов. Рассматриваемый период характеризуется существенной негативной динамикой межличностного доверия за пределами «близкого круга» во всех социально-демографических группах населения. Социальные взаимодействия россиян в значительной мере развиты в составе «ближнего круга» общения, в первую очередь - родственного; уровень доверия и надежды на получение помощи в случае необходимости от государственных и общественных институтов существенно ниже. Представители наименее ресурсообеспеченных групп населения демонстрируют суженный уровень включённости в сети потенциальной социальной поддержки, что дополнительно ограничивает адаптационные возможности уязвимых слоёв общества.
Для демографической ситуации Китая в конце XX - начале XXI вв. характерны трансформационные процессы, затрагивающие как общую динамику численности населения, так и изменения возрастной, гендерной, образовательной структур. Меры демографической политики Китая в начале XXI в. значительно эволюционировали. Основная задача данного исследования - выявление основных направлений демографической политики в части поддержки рождаемости на современном этапе. В статье представлены результаты анализа основных демографических показателей, предложена типология факторов современной демографической ситуации, включающая исторические, идеологические и материальные предпосылки. Во второй части работы проведён анализ мероприятий, направленных на поддержку рождаемости на уровне страны в целом и отдельных провинций. Основу анализа составляют нормативно-правовые документы, регулирующие политику рождаемости в Китае в период с 2010 по 2021 гг., а также официальные данные Национального бюро статистики Китая. Показано, что за последнее десятилетие в Китае планирование семьи и ограничение рождаемости сменилось на активную политику стимулирования увеличения числа детей в семьях. Финансовые инструменты играют важную роль в формировании основных направлений поддержки рождаемости. Кроме того, большое внимание со стороны государства уделяется вопросу расширения инфраструктуры присмотра за детьми, воспитательных и образовательных учреждений, создания льготных условий в сфере занятости для женщин с детьми.
В статье анализируются истоки современной демографической ситуации в Китайской народной республике (КНР), её восприятие в западных научных и экспертных кругах, меры современной демографической политики властей КНР и прогнозы дальнейшего изменения структуры экономики Китая в условиях происходящего в стране «второго демографического перехода». Кратко перечислены основные фазы в демографической политике Китая, начиная с создания КНР: от политики активного поощрения рождаемости в 1950-е - 1960-е гг. к политике жёстких ограничений рождаемости под лозунгом «одна семья - один ребёнок» (1980-2015) и далее снова к поощрению рождаемости с 2016 г. по настоящее время. Показано, что сегодняшняя политика властей КНР, помимо экономических факторов, имеет и фактор социально-идеологический, возвращая страну к традиционным конфуцианским представлениям о роли народонаселения и прироста населения в могуществе и процветании страны. При этом отмечено, что меры сегодняшних властей КНР пока отличаются недостаточной упорядоченностью и не демонстрируют высокой эффективности, они вряд ли способны переломить тенденцию демографического перехода. Однако в работе делается вывод о том, что прогнозы ряда экспертов о неизбежной утрате китайской экономикой импульса роста в условиях начавшейся с 2022 г. естественной убыли населения не могут считаться оправданными. В области демографии Китай фактически следует общемировому тренду перехода на «плато» роста народонаселения, что является следствием его перехода в число развитых экономик мира. Будущее положение Китая в мире, его экономическое развитие будут зависеть скорее от качества, нежели от количества населения и трудовых ресурсов.
В статье дана оценка современных демографических проблем в Республике Тыва. Результаты исследования представлены методами группировки, обобщения, сравнительного, структурного, логического и статистического анализов, графическим методом. Эмпирической базой для теоретических обобщений и практических разработок послужили данные Росстата, Красноярскстата, Министерства здравоохранения Республики Тыва и другие. В Республике Тыва наблюдается высокий коэффициент рождаемости (20,0‰) (2-е место в 2021 г. среди регионов России после Чеченской Республики (20,1‰)), превышающая смертность населения, что благоприятно выглядит на общероссийском фоне. Тем не менее, по результатам исследования демографических процессов в республике выявлены и неблагоприятные тенденции в демографической ситуации: снижение рождаемости, рост смертности, убыль населения в большинстве кожуунов (муниципальных районов). К 2021 г. по сравнению с 2000 г. произошло снижение численности населения в 10 из 17 кожуунах республики. Тревогу вызывает миграционная убыль населения, что является главным фактором снижения числа населения приграничных кожуунов Республики Тыва. Проведённое прогнозирование на краткосрочную перспективу показало незначительное увеличение численности населения республики. Проведённый кластерный анализ позволил выделить кожууны с наиболее благоприятной, ухудшающейся и неблагоприятной демографической обстановкой. Благоприятной демографической ситуацией отмечается только город Кызыл - столица Республики Тыва. Относительно благоприятной демографической характеристикой отмечены 6 кожуунов республики, риски сокращения численности населения наблюдаются в 5 кожуунах, в 7 кожуунах отмечена неблагоприятная демографическая ситуация.
Формирование новых границ трансформировало сопредельные территории России и Казахстана в новое политическое и социально-экономическое пространство. Цель работы состоит в анализе демографических процессов с учётом территориальных особенностей российско-казахстанского приграничья в условиях современных политико-экономических и социальных интеграций. Использование методов экономико-статистического анализа позволило определить вектор и динамику процессов изменения структуры населения и его численности на сопредельных приграничных территориях. На основе анализа пространственной дифференциации изменения численности населения по административным образованиям российско-казахстанского трансграничного региона в период 1989-2021 гг. было выделено шесть региональных групп с различными уровнями демографической ситуации - от критической до наиболее благоприятной. В результате проведённого анализа демографических показателей выявлены значительные различия в исследуемых территориях. На макроуровне с обеих сторон российско-казахстанского приграничья в целом отмечается схожая демографическая ситуация как по своей направленности, так и по относительным значениям основных демографических показателей. На мезоуровне, сопоставляя региональные показатели, наблюдается разнонаправленная динамика. Лидерами роста по численности населения являются преимущественно ресурсодобывающие регионы. Регионы, в которых численность населения сократилась больше всего, являются сопредельными приграничными территориями, между которыми наблюдается низкая асимметрия показателей и почти полная синхронность протекающих процессов. На микроуровне, сравнивая города и районы, наблюдаются существенные контрасты по всем демографическим показателям. Причём в казахстанской части приграничья эти различия более значительные. В целом в трансграничной зоне происходит перемещение населения из стагнирующих сельских поселений в районные центры, из малых городов - в региональные центры и крупные города.
В статье представлены масштабы маятниковой трудовой миграции по данным Всероссийской переписи населения-2020 и статистического бюллетеня «Итоги выборочного обследования рабочей силы в России». Авторами рассмотрены и систематизированы последствия маятниковой трудовой миграции, представленные на уровне территории, работодателя и работника, которые могут иметь как отрицательное, так и положительное воздействие. Для территории-реципиента маятниковые мигранты становятся источником трудовых ресурсов, налоговых отчислений, что можно оценивать положительно. Условно негативным можно считать рост нагрузки на транспортную инфраструктуру, ухудшение экологической ситуации, неточности в оценке демографического потенциала. На уровне работодателя за счёт маятниковой миграции решаются проблемы кадрового обеспечения, особого статуса маятниковые мигранты не имеют, поэтому работодатель может нести риски нарушения трудовой дисциплины, которые регулируются в общем порядке. Что касается уровня работника, то оценка последствий зависит от жизненного контекста, который определяет баланс преимуществ и издержек такой трудовой стратегии, а именно от размера заработной платы, должности и статуса, продолжительности перемещений и расстояния до работы, семейных обстоятельств, а также вынужденности или добровольности совершаемых поездок. В заключительной части статьи представлена методика оценки экономических последствий от внешней маятниковой трудовой миграции по регионам России.
В статье говорится о прогнозе как инструменте, позволяющем предположить возможное демографическое развитие, которое может произойти либо само по себе вследствие продолжения сложившихся тенденций, либо в результате осуществления специально принятых для этого мер. Кратко показана история развития демографического прогнозирования, его осуществление в советские годы и в современной России. Раскрывается практическая значимость достоверных прогнозов для России, рост населения которой является одним из условий сохранения ею своей независимости, территориальной целостности и статуса великой державы. В статье высказывается мнение автора относительно многовариантности прогнозов в демографической сфере и применения методов, не свойственных общественным явлениям, каковым является население. Большое внимание уделено характеристике прогнозов, составляемых Росстатом и его предшественником Госкомстатом России, их сопоставлению с прогнозами ООН, сравнению с фактической численностью населения. В заключительной части статьи сопоставляются различные варианты современных прогнозов Росстата, обосновывается необходимость осуществления тех из них, которые соответствуют практическим интересам страны и её регионов. В выводах подчёркивается, что одним из упущений Росстата является использование для практических целей так называемого среднего варианта прогноза по населению, который им считается наиболее реалистичным. Как добиться выполнения нормативного для страны варианта, если регионы ориентируются на достижение численности населения согласно среднему варианту? Если исходить из стратегической цели демографического развития России, то очевидно, что для этого помимо прогноза-экстраполяции, показывающего, что будет, если сохранятся сложившиеся тенденции, нужен нормативный прогноз, указывающий необходимые соответствующее национальным интересам страны параметры динамики населения. Поэтому для регионов должны доводиться их численности населения, соответствующие высоким вариантам, поскольку только сумма этих величин во всех регионах соответствует нормативному прогнозу по России. Этот вариант, а не средний должен обеспечиваться необходимым набором мер демографической политики.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru