ISSN 1998-0663 · EISSN 2587-8166
Язык: ru

Статья: РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОМОЩНИКА ДЛЯ ПОДБОРА ТОВАРОВ В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГА С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена разработке методов создания интеллектуальных помощников. Интеллектуальные помощники могут применяться в колл-центрах для решения проблем клиентов, для решения задач техподдержки, для помощи людям с ограниченными возможностями, для помощи в выборе товаров и др. Рассматриваются интеллектуальные помощники, ведущие аргументативный диалог с пользователями, направленный на поиск товаров и услуг, максимально удовлетворяющих желания и потребности пользователей. Разработка интеллектуального помощника ведется на основе четырехуровневой модели предметной области и семантической модели пользователя. Разрабатываемая система автоматизирует процесс поиска и обоснования решения за счет повторного использования прецедентов - накопленных ранее знаний о предыдущих диалогах с пользователями. Это дает разрабатываемой системе преимущество перед имеющимися аналогами, которые неспособны к переиспользованию знаний о предыдущих диалогах. В статье разрабатывается прецедентный подход к созданию интеллектуальной системы, способной аргументировать свои ответы. Для этого строится граф аргументации, разрабатываются методы структурирования прецедентов, используются онтологические гомоморфизмы для преобразования имеющихся прецедентов в готовое решение. Представлено описание теоретико-модельных методов построения интеллектуальных помощников. Прецеденты товаров, пользователей и диалогов интеллектуального помощника с пользователями формально описываются в виде частичных моделей. Преобразование прецедентов и сходство прецедентов формализуется при помощи онтологических гомоморфизмов частичных моделей. Цель разрабатываемой диалоговой системы - не только подобрать решение по запросу пользователя, но и выяснить задачи, которые собирается решать пользователь, провести анализ его аргументации, а затем обосновать пользователю предложенное решение, показать, что именно этот товар или услуга смогут удовлетворить его потребности.

Ключевые фразы: интеллектуальный помощник, аргументативный диалог, прецедент, частичная модель, онтологический гомоморфизм, онтологическая модель предметной области, семантическая модель пользователя
Автор (ы): Пальчунов Д. Е., Якобсон А. А.
Журнал: БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
004.021. Алгоритмы
Для цитирования:
ПАЛЬЧУНОВ Д. Е., ЯКОБСОН А. А. РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОМОЩНИКА ДЛЯ ПОДБОРА ТОВАРОВ В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГА С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ // БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА. 2024. Т. 18 № 1
Текстовый фрагмент статьи