Объект исследования - антиинфляционная политика в Российской Федерации. Предметом исследования являются параметры современной антиинфляционной политики. В работе отмечены факторы, влиявшие и влияющие на отклонение инфляции от таргета и параметры проведения антиинфляционной политики в России. Особое внимание уделяется вкладу в рост цен бюджетного импульса, ситуации на рынке труда, автономного спроса, административных факторов, переноса валютного курса, действенности трансмиссионного механизма и координации денежно-кредитной политики с бюджетно-налоговой. В процессе исследования проанализированы декомпозиция и динамика инфляции в России и за рубежом. В статье оценены последствия снижения ключевой ставки в текущих условиях, возможности увеличения потенциала выпуска до уровня, соответствующему текущему высокому совокупному спросу, целесообразность дальнейшего проведения жёсткой денежно-кредитной политики. В исследовании используются следующие методы: графический, сравнительный и коэффициентный, вертикальный и горизонтальный, факторный анализ показателей, определяющих проблемы проведения антиинфляционной политики. Информационная база исследования представлена материалами Банка России, данными Федеральной службы государственной статистики. Мы выделили про- и дезинфляционные факторы и сделали вывод о том, что положительный разрыв выпуска, стимулируемый фискальной политикой, рекордно низкой безработицей, ограничениями в повышении производительности труда и доступной рабочей силе, является драйвером высокой инфляции в России на современном этапе. Перенос эффекта ряда налоговых изменений в инфляцию первоочередно будет зависеть от дальнейших темпов роста государственных расходов, их структуры и степени производительности. Снижение ключевой ставки в текущих условиях усугубит инфляционные процессы и не позволит своевременно увеличить потенциал российской экономики, что позволяет обосновать необходимость продолжения проведения жёсткой монетарной политики. Бюджетно-налоговая политика оказалась слабочувствительной к проводимой денежно-кредитной политике и действует значительно противоположно по отношению к таргетированию инфляции, в том числе по причине сохранения безопасного уровня государственного долга и низкой стоимости его обслуживания. Рост совокупного спроса и экономики России замедлились в последнем квартале 2024 года, а достижению таргета к 2026 году будут способствовать результаты недавних инвестиций в основные средства, отсутствие внешних шоков и проведение более строгой относительно государственных расходов фискальной политики.
Объект исследования - пенсионные системы зарубежных стран. Предметом исследования является стратегическое управление развитием пенсионных систем. В работе рассмотрены основные характеристики и положения долгосрочных планов правительств зарубежных стран по управлению развитием национальных пенсионных систем, взаимоувязанных с долгосрочными целями развития государства и содержащих комплекс обоснованных задач, инструментов, методов и финансовых ресурсов для достижения постановленной цели. Автором проведен сравнительный анализ документов стратегического планирования на предмет предпосылок их принятия и срока планирования, формулировки индикаторов реализации и основных направлений развития, детализации мероприятий развития и комплексности планируемых изменений. Отмечены факторы, влиявшие и влияющие на управление зарубежными пенсионными системами в долгосрочной перспективе. В исследовании рассматривается вопрос, насколько сильнее изменение пенсионных систем обусловливается социально-экономическими шоками и импульсами, чем планами правительств. В работе используется коэффициентный, факторный, сравнительный, вертикальный и горизонтальный анализ показателей пенсионного обеспечения и реализации документов стратегического планирования в зарубежных странах, проводится выделение основных компонентов долгосрочных планов. Сделаны выводы о частичном сохранении ситуативного управления развитием пенсионных систем и наличии затруднительности в стратегическом управлении, дополняемой корреляцией волн увеличения и уменьшения количества пенсионных реформ с бизнес-циклами. Ухудшение демографической нагрузки преподносится в качестве основной предпосылки реформ, а включение в задачи планов во всех странах внедрения или совершенствования накопительного компонента пенсионного обеспечения и развитии многокомпонентной пенсионной системы определяет построение многоуровневой и диверсифицированной пенсионной системы как главный общий тренд стратегического управления. Горизонт планирования развития составляет от 5 до 14 лет. Среди основных индикаторов их реализации: коэффициент замещения, реальный рост размера пенсий, показатели бедности и неравенства. В свою очередь, индикаторы сбалансированности пенсионной системы и отсутствия повышения пенсионного возраста предусмотрены только в Молдове и Ирландии соответственно.