Публикации автора

Креативные индустрии высокоурбанизированной территории в фокусе современных исследовательских трендов (2025)

Предметом исследования являются сложившиеся в социальной науке подходы в изучении сферы креативных (творческих) индустрий. В дискуссиях о перспективах развития в России секторов креативной экономики преобладают экономоцентристские установки. Субъектами креативных индустрий признаются в первую очередь представители “креативного” класса - предпринимательские слои населения. Ключевое значение приобретают технологии продвижения креативных продуктов, нацеленных на широкую аудиторию. Масштабы применения креативных индустрий и эффекты от коммерциализации выступают маркерами “креативности” территории - города или региона. Применительно к российским территориям, согласно авторской точке зрения, следует учитывать ключевые тренды, сложившиеся в секторе экономики впечатлений и практиках социокультурного назначения. Возрастает необходимость для пересмотра ряда постулатов, общепринятых в зарубежной экономической науке применительно к сущности и классификации креативных индустрий. Методологической базой для статьи послужили научные исследования в области экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления. Решение рассматриваемых проблем осуществляется с опорой на теории «креативного действия» (Д. Хокинс), «креативного класса» (Р. Флорида) и «креативного города» (Ч. Лэндри). Научная новизна исследования заключается в актуализации проблемы соотношения категорий креативности и культуротворчества субъектов хозяйственной жизни при анализе ключевых показателей развития сферы креативных индустрий. Позитивные примеры креативных практик, востребованность данной проблематики на федеральном и региональном уровнях, а также новейшие изменения в законодательстве Российской Федерации, могут свидетельствовать о становлении тренда, способного изменить устоявшиеся в стране представления об экономике с преимущественно сырьевым уклоном. Обращение к практикам внедрения передового опыта в области креативной экономики может способствовать динамичному развитию городов и неурбанизированных территорий, альтернативной занятости, геобрендингу и продвижению общественно-деловых практик. Не менее важны мероприятия по расширению состава участников креативных индустрий, как и роста показателей качества креативных продуктов.

Издание: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): СМИРНОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ, ДИАНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, Бахарев Даниил Дмитриевич
Сохранить в закладках
ОТ КРЕАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ К КРЕАТИВНЫМ ИНДУСТРИЯМ: РОЛЬ БРЕНД-ПРОЕКТОВ В УПРАВЛЕНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКОЙ РЕГИОНА (2025)

Актуальность данного исследования обусловлена высокой общественной значимостью обсуждения проблемы расширения культурного поля в регионах России как пространства выбора жизненных стратегий в контексте развития креативной экономики. Результаты реализации пилотных бренд-проектов в сфере культуры требуют комплексного анализа.

Цель исследования – проанализировать концептуальное содержание и практические результаты реализации бренд-проектов, актуализирующих культурные ресурсы территорий и влияющих на темпы развития системы проектного управления культурной политикой региона.

Материалы и методы. В процессе исследования были использованы результаты теоретических работ зарубежных и отечественных ученых, посвященных проблематике «креативности» в сфере экономики и управления. Применение метода контент-анализа позволило определить круг основных источников о концептуальном содержании и о мерах по реализации пермского культурного проекта, бренд-проектов в других регионах РФ. В исследовании использовались методы сравнительного анализа данных, культурологический и формально-юридический методы, а также методики оценки проектных решений в сфере брендинга территорий. Результаты. В ходе анализа концептуального содержания пилотного бренд-проекта в Пермском крае (пермский культурный проект) установлено его идейно-теоретическое ядро – концептуальные взгляды зарубежных ученых о роли креативных индустрий в среде урбанизированной территории (Р. Флорида, Д. Хокинс). В Кировской и Свердловской областях в содержании культуроориентированных бренд-проектов обнаружены идеи о креативном действии Ч. Лэндри. В первой четверти XXI в. российские ученые, эксперты, административные управленческие команды видели в экономоцентристских установках важнейший посыл для расширения и трансформации культурной среды городов и регионов в целом с ориентиром на параметры «новой» экономики ‒ постиндустриальной «креативной». В дискуссиях о соотношении креативности и творчества в территориях формировались представления о назначении креативных и культурных индустрий. В сферу государственного регионального и городского (муниципального) управления активно внедрялись методы проектного управления. При этом выявлено, что практические действия по реализации целей и задач бренд-проектов не всегда опирались на методологию проектного управления, а их социально-экономический эффект достигался процессно-операционными приемами в рамках рутинной работы органов управления, ведомств. Представленные данные показывают, что в Пермском крае сегодня завершен переход от креативных действий локального значения к креативным индустриям, выступающим своеобразным драйвером развития секторов экономики впечатлений.

Выводы. Анализ передового опыта реализации бренд-проектов позволяет разграничить сферы использования креативных, культурных индустрий и полезных форм культуротворческой деятельности. Первые находят наиболее широкое применение в таких секторах экономики впечатлений, как туризм и индустрия гостеприимства, вторые – в реализации стратегий брендинга территорий, в том числе геокультурного брендинга. Понимание данного аспекта позволяет современным специалистам компетентно определять тренды развития секторов креативной экономики в регионах России.

Издание: OECONOMIA ET JUS
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): ДИАНОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, ДИАНОВА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА, СМИРНОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ
Сохранить в закладках