Цель исследования - определить пространственную структуру и концентрацию поступлений налоговых доходов от деятельности малого и среднего предпринимательства (МСП) по муниципальным образованиям региона ресурсного типа (на материалах Кемеровской области - Кузбасса), охарактеризовать их соответствие потребностям местных бюджетов. Материалы и методы. Использованы данные об общих налоговых доходах от МСП, удельных поступлениях на одно малое, среднее предприятие, во взаимосвязи с показателями численности населения, общего количества субъектов МСП, наличием или отсутствием добычи угля в муниципальном образовании. Применялись коэффициенты вариации и осцилляции, индекс Аткинсона, коэффициент парной корреляции, коэффициент Гатева, парный t-критерий Стьюдента. Расчеты выполнялись в программе SPSS 19.0 и свободном программном обеспечении «R». Результаты. Кемеровская область - Кузбасс отличается высокими уровнями пространственной концентрации поступлений от МСП по муниципальным образованиям, пространственного неравенства по данному показателю. Это объясняется не только различиями в уровне развития экономики и предпринимательства между центрами и периферией, но также большим разрывом между муниципальными образованиями по численности населения (10 раз и более). Концентрация и неравенство налогового потенциала по муниципальным образованиям в 2023 г. увеличились по сравнению с 2021 г. Абсолютные величины поступлений от специальных налоговых режимов и численности населения муниципальных образований имеют очень высокий уровень корреляционной зависимости. Коэффициент Гатева (где используется другая методика расчета, связанная с удельными весами), показал умеренную степень различия структур данных показателей. Центр опережает периферию по доле в налоговом потенциале МСП. Пространственное неравенство по поступлениям в расчете на 1 субъект МСП является умеренным, в 2023 г. по сравнению с 2021 г. выявлена тенденция к росту этого показателя. Лидирующие позиции занимают Новокузнецкий муниципальный округ (что частично объясняется агломерационным эффектом Новокузнецка), Таштагольский муниципальный район (быстрое развитие общенационального курорта Шерегеш). Наиболее крупные городские центры (Кемеровский, Новокузнецкий городские округа) занимают только третье и четвертое место. Абсолютная величина налогового потенциала МСП, а также удельные поступления от специальных налоговых режимов в расчете на один субъект МСП не зависят от наличия в муниципальном образовании развитой угольной промышленности. Заключение. Исследование демонстрирует пространственные пропорции и пространственное неравенство муниципальных образований по налоговому потенциалу МСП с учетом специфики регионов ресурсного типа. Представленный методический подход может быть использован для исследований аналогичной предметной области в других регионах, зависящих от добычи полезных ископаемых. Выводы исследования демонстрируют потенциал МСП в обеспечении бюджетной сбалансированности на местном уровне в условиях рисков снижения добычи угля.
Введение. В соответствии с национальными целями развития РФ на период до 2030 г. ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) должна увеличиться до 78 лет, на перспективу - до 81 года к 2036 г. Существенные территориальные, поселенческие, гендерные различия в уровнях смертности и ОПЖ являются серьезными барьерами в достижении декларируемых целей. Регионы Сибирского федерального округа (ФО) на протяжении многих десятилетий имеют более высокие показатели смертности, более низкую ОПЖ по сравнению со среднероссийскими показателями. Это обуславливает научную и практическую значимость исследования. Цель исследования: выявить основные тренды в динамике ОПЖ за 2010-2023 гг., определить взаимосвязь значимых экономических, социально-демографических детерминант и ожидаемой продолжительности жизни, разработать типологию регионов Сибирского ФО по уровню ОПЖ и факторам влияния.
Материалы и методы исследования. Анализ построен на данных Федеральной службы государственной статистики о смертности, ожидаемой продолжительности жизни в регионах Сибирского ФО, в России за 2010-2023 гг., а также на результатах корреляционного, множественного регрессионного анализа о взаимосвязи ОПЖ и факторов влияния.
Результаты. В 2010-2019 гг. сформировался тренд на рост ОПЖ благодаря повышению уровня жизни населения, сокращению душевого объема продаж крепкого алкоголя, снижению смертности от неестественных причин. В 2020-2021 гг. под влиянием коронапандемии ожидаемая продолжительность жизни существенно снизилась. Сокращение было наиболее заметным в сибирских регионах с относительно высоким уровнем экономического развития, с численностью населения в региональных столицах около и более одного миллиона человек. В 2022-2023 гг. наметилась тенденция к восстановлению ОПЖ до показателей 2019 г. В первом полугодии 2024 г. выросла смертность по абсолютному числу умерших и, как следствие, снизилась ОПЖ.
Обсуждение. Выявлены факторы, которые оказывают статистически значимое влияние на ОПЖ. Позитивное влияние оказывает рост душевых доходов населения, негативное влияние - увеличение душевого потребления алкогольных напитков крепостью свыше 25%. Выделены следующие типы регионов по ожидаемой продолжительности жизни: среднепроблемные, проблемные, высокопроблемные. Типология позволяет разрабатывать меры по минимизации факторов риска для ОПЖ с учетом региональной специфики. Дифференцированный подход к реализации семейной, демографической политики на территориях позволит повысить результативность осуществляемых мер.