Публикации автора

ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ РОССИИ И БЕЛАРУСИ (2025)

Введение. Массовизация образования в сочетании с высокой скоростью трансформации рынка труда актуализируют вопрос профессионального самоопределения и выстраивания траекторий профессионального развития студентов. Цель исследования - проанализировать субъективные оценки студентов России и Республики Беларусь в отношении ключевых характеристик темпоральности их профессионального самоопределения. Методология, методы и методики. Профессиональное самоопределение студентов рассматривается как темпоральное, включающее временную перспективу от выбора вуза и специальности (связь с прошлым) до планирования дальнейшего своего профессионального пути после окончания вуза (связь с будущим). Статья построена на данных опроса 3000 студентов 3 курса России (Екатеринбург) и Республики Беларусь (Гродно). Выборка квотная по полу и профилю подготовки. Результаты. Доля удовлетворенных получаемой профессией высока (около 90 %), но профессиональное целеполагание осуществляет лишь около трети студентов. При случайном выборе профессии в прошлом, даже в настоящем воспринимая ее уже как удовлетворяющую, студенты продолжает мыслить ситуационно, не выстраивая долгосрочной профессиональной траектории на будущее и ограничивая планирование лишь действиями после окончания вуза. При этом почти половина студентов из России (47 %) и более двух третей из Республики Беларусь (71 %) готовы при необходимости переквалифицироваться и освоить новую профессию. При схожести структур трудовых ценностей и мотивов удовлетворенности профессией и пониманием ее содержания у российских и белорусских студентов восприятие будущего различно, что обусловлено разными механизмами выхода на рынок труда. Научная новизна состоит в разработке и реализации авторского исследовательского подхода к изучению ключевых аспектов темпоральности профессионального самоопределения студенчества. В анализе данных социологического опроса студентов двух стран показаны возникающие в молодежном сознании связи прошлого, настоящего и будущего в отношении их профессионального становления, определены воздействующие на этот процесс факторы. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы руководством университетов для формирования у студентов осознанного профессионального целеполагания как ключевого звена в процессе профессионального самоопределения.

Издание: ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
Выпуск: Т. 27 № 3 (2025)
Автор(ы): Телепаева Дарья Фёдоровна, Певная Мария Владимировна, Тарасова Анна Николаевна, Щербинин Сергей Николаевич
Сохранить в закладках
ЖЕНСКОЕ ЛИЦО СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСТВА В РОССИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ (2025)

Исследование волонтерской деятельности белорусских и российских студенток обогащает научные представления о молодежной общественно значимой ак-тивности в близких по культурному и социально-политическому развитию странах. Це-лью исследования является определение характеристик и особенностей женского волонтерства в студенческой среде России и Беларуси. По результатам исследования установлено, что в России и Беларуси 72 % студенток третьего курса имеют опыт волонтерской деятельности. Природа этой активности обусловлена социальной ориентированностью студенток, их склонностью к коллективной деятельности, желанием присоединиться к различным социально значимым мероприятиям. Режимы волонтерского участия россиянок и белорусок несколько различаются по темпоральным характеристикам и мотивации. Наряду с альтруистическим мотивом и организованными условиями труда, россиянкам нужны для волонтерского участия друзья, новые знания. Для бело-русских девушек внешний социальный запрос на их помощь должен чаще поддерживаться хорошей организацией и личным приглашением к участию. Данные опроса студенток показывают, что белоруски чаще молодых россиянок идентифицируют себя как вовлеченных в молодежные общественные организации. Российским студенткам свойственна фрагментарная ситуативная вовлеченность в общественный сектор. Для Республики Беларусь актуально внимание к более системной организации труда молодых девушек-волонтеров. В России следует активизировать женские общественные органи-зации для стимулирования участия в их проектах женской части студенчества.

Издание: ЖЕНЩИНА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Выпуск: № 1 (2025)
Автор(ы): Певная Мария Владимировна, Телепаева Дарья Фёдоровна, Гаврилик Оксана Николаевна, Минченко Дарья Вячеславовна
Сохранить в закладках