Работы автора

МОДУЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ НА ОСНОВЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА (2025)

Исследование проходило в условиях формирования новой модели подготовки педагогов-дефектологов. Цель - разработать и впоследствии внедрить критерии, позволяющие связать современные требования, предъявляемые к педагогу-дефектологу, с его профессиональными характеристиками, приобретаемыми в процессе обучения. Во-первых, осуществлялось экспертно-аналитическое оценивание соответствия образовательных программ специального (дефектологического) образования единым требованиям национальной модели подготовки педагогических кадров. Представлены результаты мониторинга 36 педагогических вузов страны, свидетельствующие о подготовке педагогов-дефектологов, о соотношении реализуемых профилей подготовки и соответствии содержания профессиональных программ единым требованиям модульно-распределительного структурирования педагогического образования. Во-вторых, на обсуждение выносится вопрос разработки критериев, направленных на интенсификацию процессов дифференциации в специальном (дефектологическом) образовании. Рассматриваются критерии: оптимального соотношения фундаментального и профессионального знания; модульного проектирования и реализации образовательных программ; ориентации на виды деятельности, предусмотренные профессиональным стандартом «Педагог-дефектолог»; дифференциации профильной подготовки / углубленной специализации; встраивания в программы подготовки траектории формирования исследовательских компетенций педагога-дефектолога; соподчиненности теоретической и практической предметно-методической подготовки; повышения статуса русского языка и литературы, обеспечения развития языковых практик на русском языке; опоры профессионального мышления педагога-дефектолога на знания о природе и механизмах дизонтогенеза; обеспечения единых подходов к результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования, готовности к осуществлению воспитательной деятельности и поддержке образовательно-воспитательного потенциала семьи; технологичности. В результате по каждому из этих критериев дано обоснование модульного проектирования профильных программ. Сделан вывод, что критерии, выделенные в работе, позволят создавать образовательные программы, направленные на подготовку квалифицированных кадров в области специального (дефектологического) образования.

Издание: ВЕСТНИК КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 9 № 1 (33 (2025)
Автор(ы): Никандрова Татьяна Сергеевна, Тушева Елена Сергеевна, Вовненко Ксения Борисовна
Сохранить в закладках