В современных условиях быстрых изменений и неопределенности задача подготовки студентов, способных мыслить системно и критически, решать комплексные задачи и быстро адаптироваться к меняющейся среде, становится особенно актуальной. Научная работа открывает широкие возможности для формирования подобных навыков не только в целях профессионального, но и личностного роста. Поэтому важно строить систему научного наставничества в вузе таким образом, чтобы решать сразу несколько задач: эффективно обеспечивать воспроизводство кадров в системе академической и вузовской науки; повышать уровень научной культуры в обществе; помогать студенту во всесторонней реализации собственного потенциала. Цель настоящей статьи, представленной в виде кейса, - описать опыт организации студенческой науки и научного наставничества в Петрозаводском государственном университете (ПетрГУ), определить сильные и слабые стороны существующей модели, предложить пути ее трансформации. Эмпирической основой статьи являются результаты массового опроса студентов и преподавателей, реализованного в октябре 2023 года. В нем приняли участие 1192 обучающихся и 345 преподавателей всех институтов и направлений подготовки Петрозаводского государственного университета. Проведенный анализ имеющейся модели научного наставничества в ПетрГУ (центральным элементом которой является студенческое научное общество) и анкетирование обучающихся и преподавателей вуза позволили авторам выявить ограничения текущей модели. Авторы также предложили новую (реструктурированную) модель, которая учитывала бы современные вызовы, стоящие перед вузом, и комплекс мер по взращиванию лидеров студенческой науки в рамках цепочки «профессор - аспирант - магистрант - студент старших курсов - первокурсник». Описанный кейс Петрозаводского государственного университета может быть полезен для организации научного наставничества и деятельности студенческого научного общества в других вузах.
Информатизация и цифровизация многих современных процессов и видов деятельности влечёт за собой появление новой цельной картины того или иного вида деятельности. Чем больше доступной и достоверной информации о том или ином процессе, тем лучше представление о нем, и, соответственно, тем правильнее решения, принимаемые относительно него. Современные аналитические источники, СМИ, базы данных, статистическая информация позволяют оперативно собирать и узнавать информацию о состоянии практически любой сферы жизни общества. Так, в соответствии с частыми упоминаниями в профессиональных туристических сообществах, актуальным вопросом в этой сфере является кадровое обеспечение отрасли. В статье представлен материал, собранный в период с 22 августа 2023 по 29 февраля 2024 г. кадровому обеспечению туристской отрасли в Российской Федерации на основе упоминаний и постинга в открытых интернет-источниках. Собранный материал позволяет представить текущее состояние по кадровому вопросу в сфере туризма, предлагаемых кейсах и готовых решениях регионов РФ. Аккумулированная в данной статье информация может быть использована в качестве дополнения к обзору научных источников по той же тематике.