Введение. Недвижимое имущество обладает несомненными инвестиционными преимуществами. Кроме того, в ряде стран является «мостиком» для упрощенного получения вида на жительство (далее – ВНЖ) или даже гражданства. В России правовой режим недвижимого имущества, несомненно, обладает рядом преимуществ. Сама возможность иметь имущество на праве частной собственности (в том числе земельные участки) вселяет в собственников уверенность во владении и пользовании недвижимостью. Законодательство о недвижимости характеризуется стабильностью и менее всего подвержено изменениям. Низкие ставки имущественного налога, исчисляемого с кадастровой стоимости объекта, способствуют приобретению недвижимости. Разнообразие объектов недвижимого имущества позволяет гражданам и юридическим лицам иметь в собственности жилые и нежилые помещения, машиноместа. С развитием цифровизации государственного управления регистрация прав на недвижимое имущество стала максимально простой и доступной, позволяет собственникам защитить имущество от мошеннических схем. Цены на недвижимость в России стабильно растут, что также стимулирует инвестиции в данный сектор. Способствуют ли инвестиции в недвижимость получению гражданства Российской Федерации в ускоренном (льготном, облегченном и т. п.) порядке будет показано в настоящей статье.
Материалы и методы. Данное исследование основано на: 1) совокупности таких методов научного познания, как: диалектический метод, который позволил связать теорию гражданского и земельного права и практику Конституционного Суда РФ; формально-юридический метод позволил проанализировать законодательные нормы; системный метод позволил рассмотреть институт национального режима иностранных граждан в России как систему с внутренним единством и взаимосвязями с другими институтами права (институтом гражданства, институтом права собственности и др.); 2) результатах проведенного автором опроса модераторов Программы «Мой гектар» относительно спроса у иностранных граждан на земельные участки, реализуемые в рамках Программы; 3) анализе Постановлений Конституционного Суда РФ.
Результаты исследования. В ходе исследования установлено, что в России на конституционном уровне иностранным гражданам предоставлен национальный режим, изъятия из которого предусмотрены федеральными законами. Ограничения прав иностранцев предусмотрены целым рядом федеральных законов. Например, гражданским законодательством традиционно установлен запрет иметь в собственности отдельные категории земельных участков. В качестве ответа на западные санкции в марте 2022 г. введен особый разрешительный порядок на приобретение в собственность недвижимости для граждан «недружественных стран». Законодательство о гражданстве Российской Федерации не предусматривает каких-либо льгот для получения иностранцами гражданства через инвестиции в экономику страны в целом, в недвижимость и бизнес, в частности.
Обсуждение и заключение: Политика Российской Федерации в отношении прав иностранных граждан на недвижимое имущество должна быть и дальше направлена на максимальную защиту интересов национальной безопасности и суверенитета страны, приоритетные возможности для россиян в приобретении недвижимости. Конечно, государство должно стимулировать иностранные инвестиции. Однако в условиях обострения международных отношений и угроз национальной безопасности России целесообразно было ввести разрешительный порядок на приобретение недвижимости для всех иностранных граждан, учитывая при этом род деятельности иностранца и цель приобретения недвижимости, источники его доходов, возможные связи с запрещенными в России организациями.
Цель. Анализ влияния рыночных механизмов на правовое регулирование собственности в современных социалистических государствах Юго-Восточной Азии (на примере Китая, Вьетнама и Северной Кореи).
Процедура и методы. Ключевыми исследовательскими методами стали метод сравнительного правоведения и формально-юридический. Путём сопоставления проведён анализ содержания действующих конституций Китая, Вьетнама и Северной Кореи, гражданского законодательства о формах собственности, собственности на землю, частной собственности (Китай, Вьетнам), личной собственности (Северная Корея), законодательства о предпринимательской деятельности граждан и организаций.
Результаты. Доказано, что экономики современных социалистических стран Юго-Восточной Азии активно развиваются, успешно сочетая плановые и рыночные механизмы (в значительной степени в Китае и Вьетнаме, в меньшей степени в Северной Корее), действующее законодательство закрепляет различные формы собственности, характерные для классического социализма, в Китае и Вьетнаме – частную собственность, право собственности отечественных и иностранных граждан и организаций, право наследования, свершение разнообразных сделок с имуществом. Отсутствие частной собственности на землю следует приветствовать, поскольку такой подход максимально обеспечивает суверенитет современных социалистических государств, защиту (минимизацию) от внешнего влияния, хотя в определённой степени может сдерживать иностранные инвестиции в экономику.
Теоретическая и/или практическая значимость. Сделан сравнительно-правовой анализ правового регулирования собственности в отдельных современных социалистических странах, экономика которых успешно сочетает плановые и рыночные начала. Данный подход позволяет определить устойчивое развитие экономики, существенное снижение уровня бедности населения. Полученные результаты могут быть использованы в процессе разнопланового сотрудничества России с Китаем, Вьетнамом и Северной Кореей.
В статье с позиций анализа общественно-политической ситуации в СССР и основных тенденций его международных отношений проведена историко-правовая реконструкция международного договора как части правовой системы, как источника отечественного права. Доказано, что данный процесс шел поступательно, выделены его основные этапы: 1917-1922 гг. - создание предпосылок регулирования общественных отношений положениями международных договоров РСФСР; 1922-середина 1950-х гг. - период «de facto», когда международный договор непосредственно применялся при регулировании отношений, осложненных иностранным элементов ввиду пробелов в законодательстве; с середины 1950-х гг. - период «de juro», когда законодательство закрепило место международного договора СССР в правовой системе и его приоритет над законодательством в случае коллизии. Основным исследовательским приемом явилась герменевтика - толкование и понимание текстов законодательства и международных договоров, а также их исторического и социокультурного контекстов. Исследовались история создания текстов актов, отражение в правовых актах конкретных аспектов социально-исторической действительности, анализировалось влияние международного договора СССР на правотворчество, его место в системе источников советского права.