В статье рассмотрены актуальные аспекты кредитного поведения россиян, включающие в себя изменения в объёмах заимствований за последние 4 года, а также динамику задолженности по кредитам, в том числе просроченной. На основе результатов авторского социологического исследования (два замера в 2022 и 2023 гг.) выявлены особенности активных действий и установок молодёжи в сфере долгового поведения. Анализ показал усиление вектора на готовность вовлечения данной возрастной группы населения в кредитные практики. Осуществлено сравнение установок молодёжи относительно условий, при которых оправдано уклонение от выполнения обязательств по возврату долгов: 1) перед кредитными организациями; 2) перед родственниками и знакомыми. Выявлены представления молодёжи о порицании в российском обществе практик такого уклонения. Результаты опросов показали: наличие у респондентов кредитного договора способствует формированию более ответственного поведения в отношении соблюдения сроков уплаты. Позиция молодёжи в применении к нарушению условий возврата кредита иная в различных группах: самые молодые респонденты (17-20 лет) видят больше причин для возможности невозврата кредита. Среди причин, при которых допустимо, по мнению молодёжи, не отдавать долги, наиболее вескими для респондентов являются ситуации, когда кредит был оформлен мошенниками без согласия самого человека (67%), в случае серьёзных проблем со здоровьем и необходимостью трат на лечение (38%), если кредитор увеличил процент по кредиту в одностороннем порядке (34%), в случае потери работы (26%). Выделены кредитные риски, характерные не только для молодёжи, но и всех возрастных групп россиян: ухудшение «кредитного качества» заёмщиков и риски нарушения обязательств (невыплаты и нарушение сроков возврата) по кредитам вследствие снижения уровня реальных доходов.
В первом на фоне пандемии COVID-19 докладе МОТ молодёжь названа одной из наиболее растревоженных групп. Об этом же говорили и российские социологи, связывая такую реакцию с тепличными условиями, создаваемыми детям российскими семьями. Окончание вуза - серьёзный жизненный рубеж, тем более в условиях пандемии, потребовавшей длительных периодов дистанционного обучения и резко ускорившей цифровизацию экономики. Согласно проведённым авторами исследованиям, более двух третей студентов полагают, что пандемия навсегда изменила нашу жизнь, а также, что в современном мире невозможно всю жизнь иметь одну профессию. Среднесрочные и отдалённые перспективы специалистов с получаемым ими образованием представляются студентам не слишком оптимистичными, но и в ближайшей перспективе свою конкурентоспособность на рынке труда большинство выпускников оценивают как среднюю и предвидят высокую конкуренцию за вакансии (или их дефицит) и предложение низкой зарплаты. У многих проблемы будущего трудоустройства закладываются на этапе выбора профессии: заметная часть идет учиться туда, где есть доступные бюджетные места, но плохо понимая суть профессии и ее востребованность. Сегодня половина выпускников выбрала бы другую профессию или не планирует работать по специальности. Высокая до пандемии доля ожидавших успешного трудоустройства на её фоне заметно снизилась. Применительно к проблемам трудоустройства у почти половины респондентов внутренний локус контроля, остальные в равных пропорциях разделились на тех, у кого преобладает внешний локус контроля, или выражены, либо не выражены оба локуса контроля. Старшекурсникам проблемы с трудоустройством чаще видятся сочетанием внешних факторов и собственных изъянов. Среди ищущих проблемы в себе либо в себе и во внешней среде довольно много ожидающих трудностей при трудоустройстве. Действуя в рамках «онтологической безопасности», молодёжь реализует практики, позволяющие адаптироваться, но не снижающие неопределённость.
Статья посвящена представлениям российской молодёжи о возможностях восходящей мобильности и отношениях с работодателями на рынке труда. На основе результатов авторского социологического исследования (три замера, проведённых с интервалом в один год в 2022-2024 гг.) выявлено: во-первых, что не более чем каждый второй занятый молодой человек работает по полученной специальности и доволен оплатой своего труда; во-вторых, абсолютное большинство опрошенных молодых людей допускают, что в России определённо или скорее возможно добиться должности специалиста, ведущего специалиста и менеджера нижнего звена без обращения к «связям», тогда как в отношении более высоких позиций - менеджера среднего и высшего звена - их уверенность заметно снижается; в третьих, в представлениях молодых людей о трудовых отношениях преобладают отрицательные стереотипы, особенно в отношении справедливости оплаты труда и заинтересованности работодателя в развитии компетенций своих сотрудников. Методом корреляционного анализа установлено, что представления о рынке труда имеют значимую взаимосвязь с доверием информационной повестке о положении дел в экономике и её перспективах. Информационная повестка способствует сверх-оптимистичным ожиданиям о рынке труда у не имеющих занятости молодых людей, что впоследствии - в случае, если эти ожидания, скорее, не оправдаются - может отрицательно сказаться на качестве их труда и лояльности работодателю. Сделан вывод о том, что, не смотря на свою культурную обусловленность, представления молодёжи о трудовых отношениях могут быть изменены в лучшую сторону, однако для этого работодателям следует способствовать открытости финансово-экономических процессов в организации и развитию интеллектуального потенциала молодых сотрудников.
Молодежь является одной из стратегических для государства групп населения с точки зрения формирования и инвестирования долгосрочных сбережений в экономику страны. В условиях санкционного кризиса исследования сберегательных установок и поведения представителей данной группы особенно актуальны ввиду определенной уязвимости ее социального положения и способности к скорой адаптации к новым социально-экономическим условиям. Эмпирическую базу работы составили результаты авторского исследовательского проекта «Экономическая культура российской городской молодежи», проведенного методом онлайн-опроса в 2022 и 2023 гг. Выборка исследования репрезентирует российскую городскую молодежь от 17 до 35лет по полу, возрасту, размеру населенного пункта и федеральному округу. Цель работы - представление и попытка интерпретации выявленных особенностей сберегательной культуры российской городской молодежи в условиях социально-экономической и политической турбулентности. Задачи: описать отношение городской молодежи к сбережениям в целом и материальному обеспечению своей старости в частности; наиболее вероятные, по мнению опрошенных, риски взаимоотношений с банками и негосударственными пенсионными фондами; декларируемое поведение опрошенных в этих сферах непосредственно перед и через год после введения санкций. Гипотеза заключается в том, что сберегательная культура молодых россиян ситуативна и в период социально-экономической турбулентности сберегательные установки и модели поведения будут быстро сменяться от умеренности в потреблении до активного расходования накоплений. Результаты исследования подтверждают это предположение, основными детерминантами выступают возраст, потребительские возможности, наличие сбережений, доверие официальным средствам массовой информации. Опрошенные скептично относятся к банкам и к инструменту накопительной пенсии, достаточно высоко и умеренно оценивая, с одной стороны, риски столкнуться с навязыванием ненужных услуг сотрудниками банка, изменением условий договора не в пользу клиента банка, а также риск стать жертвой мошенников по вине банка, с другой стороны - риски обесценивания «длинных» накоплений ввиду изменения пенсионного законодательства, инфляции и отрицательной доходности негосударственных пенсионных фондов.