В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с развитием института уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО) в России. Исследование посвящено анализу нормативно-правовой базы, а также проанализировано текущее положение дел. Цель статьи - выявление проблем, требующих обсуждения и более глубокого исследования с целью совершенствования регулирования института УЭО, начиная с осмысления термина и его роли в формировании вектора развития отрасли; формулировании концептуальных предложений для вовлечения компаний, действительно нуждающихся в упрощениях при совершении таможенных операций для ведения внешней торговли. Данное исследование базируется на методологических подходах отечественных ученых к проблемам развития экономических институтов. При проведении исследования применялся метод сравнительного анализа законодательства по регулированию института УЭО; проведен анализ научной литературы и существующих данных из открытых Реестров УЭО. Использовались методы научного познания, системного анализа (дедукция, индукция, анализ, синтез), графические и статистические методы, системный подход; применялись методы монографического, статистического и компаративного анализа, обобщения и интервью. Результаты и научная новизна исследования. В работе сделан акцент на исследование терминов, лежащих в основе института УЭО. По мнению автора, термин должен точнее отражать цель и суть его создания. Правовое регулирование института УЭО требует нового переосмысления, с перспективами развития института, как это заложено в стандартах Всемирной таможенной организации, от понимания УЭО как национальных компаний, имеющих ряд упрощений при совершении таможенных операций, до понимания УЭО как организаций - звеньев цепи поставки продукции между УЭО других стран, при условии, что все они соответствуют стандартам торговли и безопасности. Сформирован комплекс предложений для развития института УЭО. Выводы. Предложения касаются уточнения терминологии, совершенствованию нормативной базы, в частности развитию упрощений. Федеральные таможенные службы стран ЕАЭС при разработке правового регулирования развития института УЭО могут использовать положения данной статьи. Степень проработки варьируется от концептуальной идеи до предложения конкретных поправок в статьи законов.
В статье выполнен анализ применения таможенных платежей в различных таможенных процедурах при таможенном оформлении после выпуска товаров, у которых были обнаружены дефекты или недостатки. Приведены термины, применяемые в практике оформления хозяйственных операций и внешнеторговых сделок, а также имеющиеся в таможенном законодательстве. Описаны процедуры для организации работы участников
внешнеэкономической деятельности в случае получения поставок с дефектами или недостатками. Представлены авторские схемы для анализа и принятия решений. Цель настоящей работы - обобщение опыта, уточнение специфики и подходов в вопросах таможенного оформления сделок с рекламациями и при получении товаров с недостатками. В статье применены методы синтеза и графической интерпретации.
В статье рассматриваются результаты исследования возможности использования искусственного интеллекта как инструмента в области таможенно-тарифного регулирования. Проведен анализ применения искусственного интеллекта для классификации товаров на примере группы 90 ТН ВЭД ЕАЭС. Авторами описан процесс применения нейронной сети искусственного интеллекта Всемирной таможенной организации (ИИ AI HS Code), которая была обучена на наборе данных таможенных органов нескольких стран. В статье описан порядок работы с ИИ AI HS Code, приведены графические материалы, сгенерированные ИИ AI HS Code для принятия решений в целях таможенно-тарифного регулирования. Целью работы является обобщение опыта, уточнение специфики применения ИИ для классификации товаров в таможенно-тарифных целях. Авторами использованы методы анализа, синтеза и графической интерпретации.