Работы автора

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ (2024)

В настоящее время недостаточно изученными являются индивидуальные различия в сроках появления и совершенствования основных элементов самосознания детей раннего возраста. В литературе не представлены четкие механизмы руководства, апробированные программы, технологии психолого-педагогического сопровождения развития самосознания дошкольников, обеспечивающие оптимальное становление компонентов (звеньев) самосознания ребенка в раннем возрасте. Цель - определить содержательные характеристики развития компонентов (звеньев) самосознания детей раннего возраста. Исследование осуществлялось с опорой на выделенный В. С. Мухиной подход к развитию самосознания. Применены психодиагностический метод, методы количественной (статистический анализ) и качественной обработки данных. В результате определены особенности развития самосознания детей - ключевые компоненты актуального развития самосознания: идентификация со своим именем; осознание своей половой принадлежности; использование ребенком местоимения Я (как ключевое звено самосознания в раннем возрасте). Подтверждена необходимость специальных целенаправленных действий в процессе психолого-педагогического сопровождения развития самосознания детей, в том числе на этапе становления отдельных его звеньев в раннем возрасте, с использованием ресурсов семьи и образовательного учреждения. Процесс сопровождения видим как процесс социализации (с момента начала посещения ребенком образовательного учреждения и организованного коллектива сверстников) для развития последующих структурных звеньев самосознания - притязание на признание, осознание своей половой принадлежности и осознание себя во времени.В настоящее время недостаточно изученными являются индивидуальные различия в сроках появления и совершенствования основных элементов самосознания детей раннего возраста. В литературе не представлены четкие механизмы руководства, апробированные программы, технологии психолого-педагогического сопровождения развития самосознания дошкольников, обеспечивающие оптимальное становление компонентов (звеньев) самосознания ребенка в раннем возрасте. Цель - определить содержательные характеристики развития компонентов (звеньев) самосознания детей раннего возраста. Исследование осуществлялось с опорой на выделенный В. С. Мухиной подход к развитию самосознания. Применены психодиагностический метод, методы количественной (статистический анализ) и качественной обработки данных. В результате определены особенности развития самосознания детей - ключевые компоненты актуального развития самосознания: идентификация со своим именем; осознание своей половой принадлежности; использование ребенком местоимения Я (как ключевое звено самосознания в раннем возрасте). Подтверждена необходимость специальных целенаправленных действий в процессе психолого-педагогического сопровождения развития самосознания детей, в том числе на этапе становления отдельных его звеньев в раннем возрасте, с использованием ресурсов семьи и образовательного учреждения. Процесс сопровождения видим как процесс социализации (с момента начала посещения ребенком образовательного учреждения и организованного коллектива сверстников) для развития последующих структурных звеньев самосознания - притязание на признание, осознание своей половой принадлежности и осознание себя во времени.

Издание: СИБСКРИПТ
Выпуск: Т. 26 № 2 (102) (2024)
Автор(ы): Груздева Ольга Васильевна, Улыбина Екатерина Владимировна
Сохранить в закладках
ВЛИЯНИЕ СИТУАЦИИ ЖИЗНЕУГРОЖАЮЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ В СЕМЬЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ ЕЕ ЧЛЕНОВ, КАК ЭЛЕМЕНТОВ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ (2022)

Ситуация жизнеугрожающего заболевания является кризисной для семьи. Выход из неё сопряжен с формированием новых характеристик семьи как системного образования, одной из которых является состояние выученной беспомощности.

Исследования последних лет показывают, что не само по себе соматическое (физическое) страдание выступает фактором формирования выучено беспомощного состояния, а опыт проживания непреодолимых трудностей, к которым относится, к примеру, наблюдение за тяжелобольным близким человеком. Соответственно, не только сам пациент, имеющий в анамнезе тяжкий недуг, подвергается риску возникновения выученной беспомощности, но и члены его семьи.

В статье описаны результаты теоретического анализа феномена жизнеугрожающего заболевания как фактора риска возникновения состояния выученной беспомощности на уровне семейной системы. Приводится обзор эмоциональных (страх, агрессия, бессилие, чувство вины), функциональных (изменение баланса семейной системы), социальных и финансовых трудностей, с которыми сталкиваются семьи при постановке одному из членов диагноза жизнеугрожающего заболевания. Проведен анализ предпосылок возникновения состояния выученной беспомощности в контексте доминирующего типа отношения к болезни как у пациента, так и у членов его семьи. Описаны перспективы построения модели психологической помощи семьям, члены которых имеют признаки выученной беспомощности в силу присутствия в семейной системе пациента с жизнеугрожающим заболеванием.

Издание: ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (34), Том 9 (2022)
Автор(ы): Волкова Олеся Владимировна, Улыбина Екатерина Владимировна, Шадрина Анастасия Юрьевна
Сохранить в закладках
ОПТИМИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ТРУДНОСТЕЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (2023)

В статье рассматривается модель оптимизации психолого-педагогической работы с родителями, воспитывающих детей дошкольного возраста. Представлены результаты изучения связи характерных педагогических воздействий родителей, определяющих стиль воспитания, с проявлениями у детей негативных форм поведения (истерики, капризы, непослушание); выявлены значимые детерминанты семейного воспитания, провоцирующие закрепление таких форм поведения детей. Показаны этапы проектирования оказания помощи родителям в условиях группового взаимодействия, раскрыты содержание, механизм и средства реализации каждого этапа. Разработанная модель реализации психолого-педагогической работы может быть использована для повышения компетентности родителей в воспитании детей.

Издание: ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Выпуск: № 2 (42), Том 10 (2023)
Автор(ы): Вербианова Ольга Михайловна, Улыбина Екатерина Владимировна
Сохранить в закладках