Работы автора

УЧАСТИЕ КОСТРОМСКИХ ИКОНОПИСЦЕВ В РОСПИСИ ХРАМОВ И МОНАСТЫРЕЙ В 1656-1691 ГГ (2024)

В статье изучается деятельность костромских иконописцев во второй половине XVII века, что является логическим продолжением ранее опубликованных исследований автора. Источниковая база исследования состоит из сборников документов, опубликованных до революции 1917 г.; документы, опубликованные В. Г. Брюсовой в своих трудах; труды дореволюционных авторов. В ходе работы использовались общеисторические методы исследования. Системный подход, позволяющий рассмотреть взаимодействие иконописцев и власть во множественных связях и отношений; историко-генетический, примененный для характеристики изменений деятельности иконописцев; сравнительно-исторический, использованный для сопоставления особенности деятельности изографов в городах, храмах и монастырях; сравнительный - для характеристики биографий иконописцев. Кроме того, при написании диссертации использовались методы, заимствованные из других наук: математико-статистический - для анализа динамики изменения количества иконописцев и их возрастных групп. В советской историографии большое внимание уделялось деятельности Гурия Никитина. В начале 2000-х гг. появляются работы посвященные деятельности других иконописцев. В то же время комплексное исследование деятельности костромских иконописцев во второй половине XVII века отсутствует. Поэтому в данной статье ставится задача комплексного исследования участия костромских иконописцев в росписи храмов и монастырей с 1655 до конца XVII века. Чума 1654-1655 гг. не прерывает развитие костромской иконописи. Преемственность поколений изографов прослеживается на протяжении всей второй половины XVII века. В артелях присутствуют группы изографов различных возрастов. На протяжении всей второй половины XVII века было несколько сильных костромских иконописцев: Сила Савин, Василий Осипов, Марко Назарьев. По имеющимся источникам, сложно сказать, кто из них был лучше или хуже. Всех их приглашали писать иконы и фрески. Состав артелей постоянно менялся. Поэтому постоянно действующей артели не было. В ней присутствовали костромичи, ярославцы. В артели преобладали костромские изографы. Имеющие источники, не позволяют назвать Гурия Никитина главой костромских изографов. В тоже время знаменщик руководил всем процессом, и члены артели должны были писать в одном стиле. Во второй половине XVII века с каждым десятилетием происходит смещение иконописцев в провинциальные храмы. Это связано с тем, что в первую очередь расписывались столичные храмы, в потом уже провинциальные.

Издание: ВЕСТНИК ВЛАДИМИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА ГРИГОРЬЕВИЧА И НИКОЛАЯ ГРИГОРЬЕВИЧА СТОЛЕТОВЫХ. СЕРИЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ"
Выпуск: №3 (2024)
Автор(ы): СУЛОЕВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ
Сохранить в закладках
ИКОНЫ КОСТРОМЫ В XVII ВЕКЕ: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ ОБЗОР (2024)

В статье представлен источниковедческий обзор икон Костромы XVII века в рамках проверки гипотезы об отнесении данных памятников к «костромской школе» иконописи. Для достижения поставленной цели изучены каталоги, систематизированы сведения о 115 иконах. В работе с количественными данными применены статистические методы; для изучения развития иконописи в течение XVII века использован метод моделирования; с помощью иконографического и сравнительно-стилистического методов определена география распространения икон «костромской школы» иконописи. Сравнительно-исторический метод позволил проанализировать количественное распространение икон на разных этапах в течение всего XVII столетия. В ходе исследования были определены предварительные признаки принадлежности иконы к «костромской школе» иконописи. Составлен список из 18 каталогов и публикаций, в которых находятся сведения об иконах Костромы. В настоящее время памятники «костромской школы» иконописи имеются в музеях Центральной России, в последнее время публикуются иконы из частных собраний. Часть икон находится в действующих храмах и монастырях, доступ к ним ограничен. Хронологическая модель показывает наличие очень малого числа памятников «костромской школы» иконописи, датированных первой половиной XVII века, в то время как вторая его половина представлена весьма значительным рядом произведений. Изучение памятников показывает, что в дальнейших исследованиях, с одной стороны, стоит обратить внимание на поиск дополнительных источников именно о первой половине XVII столетия, а с другой стороны, расширить хронологические рамки развития «костромской школы» иконописи по крайней мере до середины XVIII века. Иконографический анализ свидетельствует о том, что иконописцы писали как образа для личного моления, так и целые иконостасы. Сравнительный анализ созданных в разное время произведений на одинаковые сюжеты позволит в дальнейшем дополнить сведения о развитии иконописной школы.

Издание: ИСКУССТВО ЕВРАЗИИ
Выпуск: № 1 (32) (2024)
Автор(ы): СУЛОЕВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ
Сохранить в закладках