В статье рассматриваются актуальные вопросы трансформации подходов к воспитанию молодежи в условиях глобальных вызовов. Текущая социальная ситуация требует от педагогов и общественности разработки и внедрения в практику новых подходов к воспитанию. Авторы представляют анализ приоритетных направлений и современных подходов к проблеме воспитания. В современном научном сообществе прослеживается тенденция формирования полисубъектного и междисциплинарного подхода к воспитанию. Полисубъектный подход выявляет приоритетные условия, объективные закономерности и основные принципы взаимодействия субъектов в рамках современной развивающейся общественной системы. Междисциплинарный подход подразумевает использование субъектами воспитательной деятельности вне образовательных учреждений многообразия новых технологий, методов и приемов. В качестве приоритетных направлений воспитательной работы выделяются общекультурное, духовнонравственное и общеинтеллектуальное. В статье рассматриваются понятия «патриотизм» и «гражданская ответственность». Патриотизм объединяет общекультурные, духовно-нравственные и социальные ценности. Гражданская ответственность проявляется в осознании экзистенциального значения суверенитета, территориальной целостности и экономического благополучия Родины. Авторы выделяют актуальные технологии патриотического воспитания: развитие позитивной социальной активности, развитие эмоционального интеллекта, повышение медиаграмотности. Позитивная социальная активность молодежи в период цифровизации общества может реализоваться в организации форумов для обсуждения актуальных вопросов. Участие в волонтерском движении играет важную роль в повышении уровня эмоционального интеллекта, развитии навыка адекватно реагировать на негативные ситуации. В статье подчеркнута необходимость обучения молодежи правильному использованию цифровых инструментов и ресурсов для повышения медиаграмотности и развития навыков верификации информации. Авторы теоретически обосновывают необходимость интеграции технологий, направленных на развитие позитивной социальной активности, эмоционального интеллекта и повышение уровня медиаграмотности, в воспитательный процесс, который выходит за рамки образовательных учреждений.
Введение. Аквакультура является одним из секторов производства продуктов питания, в котором широко применяются антибиотики. Учитывая общемировую проблему нарастания лекарственной устойчивости микроорганизмов, объекты аквакультуры могут служить резервуаром для накопления, отбора и распространения генов устойчивости к антибиотикам (АРГ) и антибиотикорезистентных бактерий (АРБ). Актуальность. В настоящее время повсеместное распространение генов антибиотикорезистентности является одной из угроз здоровью населения. Цель. В обзоре обсуждаются результаты исследований генов резистентности к антибиотикам, изолированных как из различных аквакультурных сред (вода, донные отложения, сточные воды), так и из устойчивых бактерий, имеющих этиологическую значимость в возникновении заболеваний промысловых видов рыб, моллюсков, ракообразных и т. д. Методы. Проведен анализ как зарубежных, так и отечественных публикаций. В зарубежных исследованиях в основном применяются молекулярно-генетические методы обнаружения АРГ в образцах тотальной ДНК объектов аквакультуры. Наиболее показательным является использование метагеномной количественной оценки бактериального сообщества и АРГ при помощи секвенирования. Результаты. Несмотря на актуальность темы, доступные публикации, посвященные непосредственно резистомам объектов аквакультуры России, отсутствуют. В основном изучение антибиотикорезистентности в данной области сосредоточено на фенотипических проявлениях устойчивости бактерий, вызывающих заболевания рыб, к антибиотикам, широко применяемым в аквакультуре страны.
Заключение. Материалы исследований, накопленные по теме, довольно обширны, и их объединение в рамках одной обзорной статьи может упростить дальнейшую работу в этой области.