EISSN 2658-4956
Язык: ru

Архив статей журнала

Теоретико-методологические основы анализа социально-экономического участия пожилых людей в региональном технологическом пространстве (2024)
Выпуск: Т. 52 № 1 (2024)
Авторы: Павлова Ирина Анатольевна, Недоспасова Ольга Павловна, Барышева Галина Анзельмовна, Клемашева Елена Игоревна

Актуальность: понятие технологического пространства определяется современными концептами информационного и одновременно «стареющего» общества, важностью новых цифровых практик и отношений, упорядоченных в пространстве применительно к разным экономическим субъектам, в том числе с учетом уровня использования технологических новшеств и возрастных характеристик. Технологическое пространство представляет собой особый тип пространства, процессы и практики которого укоренены в социально-экономической системе и которое не очерчено формальными географическими, культурными, институциональными или демографическими границами. Технологическое пространство открывает широкие возможности для повышения качества жизни наиболее быстро растущей социальной группы (пожилые люди) и в последнее время становится фактором, влияющим на жизнедеятельность человека и определяющим качество его жизни. Благодаря этому удовлетворённость качеством жизни представляется возможным рассматривать через оценку пожилым человеком своей жизни в целом и отдельных ее условий, созданных в региональном технологическом пространстве.

Цель: теоретико-методологическое обоснование для анализа социально-экономического участия пожилых людей в региональном технологическом пространстве. Эта задача предполагает как системное понимание эффектов, которые оказывают технологическое влияние на жизнь пожилых людей, так и системность методического инструмента оценивания социально-экономического участия и включенности пожилых людей в технологическом пространстве.

Методы: системный подход для многоуровневого изучения участия пожилых людей в региональном технологическом пространстве в экономических и социальных системах. Результаты: выделено пять элементов регионального технологического пространства (потребление товаров и услуг, занятость и коммуникация, образование, здравоохранение и уход, жилье и среда обитания). Представлены примеры первичных и вторичных источников данных для анализа включенности пожилых людей в региональном технологическом пространстве. Приведены типовые показатели, характеризующие каждый элемент регионального технологического пространства. Проанализированы возможные качественные и количественные методы исследования социально-экономического участия пожилых людей отдельно в контексте экономической и социальной систем. Предложено развитие концепции партисипаторности пожилых людей в социально-экономической системе региона. Данная концепция предполагает привлечение пожилых людей к управлению теми или иными элементами технологического пространства.

Выводы. Элементы технологического пространства, предложенные в данной работе для оценивания социально-экономического участия пожилых людей в региональном технологическом пространстве, не являются жестко очерченными структурно: они могут пересекаться и взаимодействовать. Соответственно, практики социально-экономического участия могут иметь комбинированную природу, что может потребовать нестандартного подхода и применения смешанных методов исследования. Авторы предлагают использовать три основные формы партисипаторности пожилых людей в социально-экономической системе региона: их участие в выдвижении предложений, разработке альтернативных сценариев, выборе стратегии развития регионального технологического пространства. Доказано, что партисипаторность пожилых людей в социально-экономической системе региона позволяет связать мотивы, стимулы и потребности людей разного возраста и социально-экономического статуса для участия в региональном технологическом пространстве, помогает в большей степени задействовать ресурсный потенциал граждан. На практике все формы партисипаторности пожилых людей в социально-экономической системе региона используются в определенной комбинации, так как они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга при решении широкого комплекса вопросов о развитии регионального технологического пространства.

Сохранить в закладках
РИСКИ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ (ПОСТ)ПАНДЕМИЙНЫХ ТРАНСФОРМАЦИЙ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ (2024)
Выпуск: Т. 52 № 2 (2024)
Авторы: Бояркина Сания Исааковна, Кузнецова Эльвира Сергеевна

В статье представлены результаты междисциплинарного исследования рисков инновационного предпринимательства в музыкальной индустрии. Стремительное развитие медиакоммуникаций и цифровизация культурной сферы, спровоцированные введением локдауна во время пандемии COVID-19, привели к распространению в международной практике инновационных предпринимательских инициатив, разработке сервисов, которые предоставили возможности онлайн-посещения музыкальных концертов, способствующих социальной и культурной инклюзии. В России сфера цифрового искусства только начинает свое становление: в отечественном бизнесе появляются отдельные проекты, предоставляющие сервисы по организации и продвижению виртуальной концертной деятельности. Актуальность исследования обусловлена низкой степенью изученности российских практик инновационного предпринимательства, существующих барьеров развития отрасли.

Методы: на первом этапе исследования был проведен пилотажный анкетный онлайн-опрос целевой аудитории цифровых концертов - представителей молодежи в возрасте от 16 до 30 лет (N = 291). На втором этапе - экспертные интервью с организаторами и руководителями бизнес-проекта - стриминговой платформы LookPort, являющейся лидером интерактивного вещания и креативных стриминговых решений в России, Великобритании и странах Европы.

Результаты: выявлено, что наиболее значимые коммерческие риски формируются потребителями услуг и обусловлены трудностями освоения технических особенностей новых сервисов и социально-психологическими эффектами их использования - ограниченными возможностями интерактивного эмоционального взаимодействия, не позволяющего аудитории ощутить причастность к происходящему, реализовать потребности в эмоциональной и физической коллективной экспрессии. Ключевыми ресурсами преодоления возникающих рисков становятся образовательные и управленческие компетенции предпринимателей, навыки применения современных маркетинговых инструментов формирования положительного пользовательского опыта.

Сохранить в закладках