ISSN 2311-1402 · EISSN 2686-8784
Языки: ru · en

ВЕСТНИК НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Архив статей журнала

LABOUR ARMIES AS A FORM OF ORGANIZED LABOUR DURING THE MAKING OF THE SOVIET POLITICAL AND ECONOMIC SYSTEMS: FROM THE THEORY TO PUTTING THE UTOPIA INTO PRACTICE (2024)
Выпуск: № 1 (65) (2024)
Авторы: Цысь Валерий Валентинович

The paper is concerned with the prerequisites of the creation of the labour armies during the Civil War in Soviet Russia (1917-1921), the main functions and results of these armies’ operations. The conclusion is made that labour armies were an imminent part of military communism, they never happened to be employed as the Red Army’s reserve but as a tool of militarizing the country’s economy and policies. The evolution of the organized labour units took two directions. Firstly, standardized units were being gradually organized instead of numerous and miscellaneous detachments that made the core of the labour armies in 1920. Another tendency consisted in reducing the number of excessive managerial staff that required additional resources. It is noted that the massive use of the armed forces for labour purposes is always a reaction to the critical situation in which a country finds itself, when neither political nor economic challenges can be responded to by standard means. Thus, the employment of militarized labour units at peacetime can never be justified. On the whole, labour armies proved effective as an emergency means of tackling economic problems and ensuring immediate economic operations. Despite the limited time span in which the labour armies had operated, they left a clear impact on the further course of events in Soviet Russia.

Сохранить в закладках
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА СССР В ПЕРИОД 1946-1953 ГГ. (2024)
Выпуск: № 1 (65) (2024)
Авторы: Билль Марис Владиславович

Для Советского Союза, одержавшего победу в Великой Отечественной войне и внёсшего решающий вклад в победу союзников во Второй Мировой войне, послевоенный период был ознаменован острой необходимостью форсированного восстановления экономики, понёсшей серьёзные утраты в связи со значительными людскими потерями, разрушениями производственных предприятий, нарушениями логистических связей, прерыванием торговых отношений между различными субъектами социалистического хозяйствования. Государственный арбитраж СССР, являясь органом, сочетающим в себе судебные и административные функции, стал одним из тех государственных механизмов, посредством деятельности которых осуществлялся восстановительный процесс в советской послевоенной экономике. Разрешение споров между хозяйствующими субъектами, а также контроль за исполнением решений по названным спорам в означенный исторический период преследовал главной целью обеспечение бесперебойного функционирования и взаимодействия советских предприятий и учреждений. В настоящей статье, основываясь на широком круге исторической литературы и впервые водимых в научный оборот архивных источниках, предпринимается попытка посредством использования нарративного, историко-сравнительного, хронологического и статистического методов исторического исследования провести анализ деятельности Государственного арбитража СССР с 1946 по 1953 гг., поскольку в указанный период деятельность указанного органа была напрямую связана с восстановлением послевоенной советской экономики. Для выявления основных направлений деятельности Государственного арбитража СССР, связанных с восстановлением послевоенной советской экономики, автор большое внимание уделяет статистическим данным, содержащимся в архивных источниках. Отмечая роль Государственного арбитража СССР в системе органов государственной власти, чья деятельность была направлена на форсированное решение поставленных экономических задач, автор раскрывает и его работу по повышению собственной эффективности. В статье характеризуется историческая ситуация, в которой Государственному арбитражу пришлось функционировать и развиваться после окончания Великой Отечественной войны.

Сохранить в закладках
БРЮССЕЛИЗАЦИЯ СУРГУТА В КОНТЕКСТЕ ПРОЕКТА МУЗЕЙНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОНЫ (2024)
Выпуск: № 4 (68) (2024)
Авторы: Бызов Олег Игоревич

Настоящая статья обращается к актуальной в научном и общественном пространстве проблеме, связанной с сохранением архитектурного наследия городов. Хоть термин «Брюсселизация» и появился относительно недавно, он довольно красноречиво описывает хаотичный подход к проектированию городского пространства, при котором осуществляется неконтролируемый и подчас массовый снос исторической застройки, замещаемой современными образцами архитектуры. Данный вопрос рассматривается на примере позднесоветского Сургута, который, к сожалению, стал классическим образчиком такого рода политики. Поэтому, для выявления исторических условий, способствующих возникновению в городе на Оби дискуссии о возведении музейно-этнографической зоны, автор уделяет немалое внимание анализу градостроительной политики тех лет, как основополагающему фактору, угрожавшему культурному наследию Сургута. В частности, речь идёт об исторически сложившимся районе Старый Сургут и граничащим с ним микрорайоне Энергетиков, который начали возводить в начале 1970-х гг. Основываясь на материалах местной периодики 1980-х-начала 1990-х гг., автор выстраивает хронологическую цепочку, начиная от этапа обсуждения концепций музейно-этнографической зоны и заканчивая внутриведомственными противоречиями, сведшими все проектные начинания на нет. Также приводятся оценки современников, позволяющие наиболее точно раскрыть и продемонстрировать мнение общественности на происходившие тогда события, касающиеся проблемы сохранения исторической памяти. Благодаря анализу материалов периодической печати, прибегая к методам историзма, структурализма и позитивизма, автором были выделены основные причины, по которым концепция музейно-этнографической зоны так и осталась не реализованной. В частности, речь идёт о ведомственных интересах заказчика, а также о бездействии органов власти и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

Сохранить в закладках
О СУДЬБЕ ПРОИЗВОДСТВА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В СССР НА РУБЕЖЕ 1960-1970-Х ГГ. (2024)
Выпуск: № 4 (68) (2024)
Авторы: Бодрова Елена Владимировна, Калинов Вячеслав Викторович

Цель публикации - на основе рассекреченных архивных документов рассмотреть проблему, связанную с попытками реализации решений центральных партийно-государственных органов, предполагающих осуществление рывка в сфере разработки и внедрения вычислительной техники, создания АСУ и общегосударственной автоматизированной системы учёта и обработки информации. Методологической базой исследования является теория модернизации, одним из главных положений которой является взаимосвязь экономического развития и изменений политического характера. На основе документов из фондов Аппарата ЦК КПСС РГАНИ доказано, что из предлагаемых специалистами вариантов дальнейшего развития вычислительной техники СССР советским руководством был выбран план, разработанный руководством Министерства радиопромышленности. Он не обеспечил быстрого преодоления технологического отставания СССР от ведущих капиталистических стран и оказался наименее перспективным. Отечественные разработки велись все менее интенсивно, достаточных средств не выделялось, советские вычислительные центры заполнили ЭВМ серии ЕС, которые оказались очень дорогими, громоздкими и энергозатратными. Формулируется вывод о том, что обеспечить рывок в этой сфере не удалось. Развитие собственной индустрии по производству вычислительной техники и ее масштабное внедрение не стали в СССР триггером для новой стадии столь необходимой стране очередной модернизации, в дальнейшем нарастало технологическое отставание. В ряду причин определены: просчеты в планировании и управлении, что ярко продемонстрировала судьба ОГАС; отсутствие единого координационного центра и должного взаимодействия оборонного и гражданского секторов; превалирование интересов ведомств, незаинтересованность предприятий в модернизации, и, наконец, игнорирование властью рекомендаций ведущих ученых. Материалы проведенного исследования могут представлять интерес для разработки оптимальной научно обоснованной стратегии социально-экономического развития страны, в процессе преподавания курса истории и дальнейшего исследования проблемы.

Сохранить в закладках
РОЛЬ ТОБОЛЬСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО ЖЕНСКОГО УЧИЛИЩА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СИРОТ И БЕДНЫХ ДЕВИЦ ДУХОВНОГО ЗВАНИЯ (2024)
Выпуск: № 4 (68) (2024)
Авторы: Кругликов Александр Сергеевич

В статье рассмотрена деятельность Тобольского епархиального женского училища, которая была организована с учетом его социальных функций, игравших при его учреждении главную роль. Материалом для анализа послужили отчеты Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам Тобольского епархиального женского училища, размещенные в фондах научной библиотеки Тобольского историко-культурного музея-заповедника и «Тобольских епархиальных ведомостях», данные которых впервые вводятся в научный оборот. Показана положительная динамика деятельности училища, прекращение функционирования которого связано только с насильственной сменой государственной формы управления в революционные годы. Сообщается, что увеличение общего числа воспитанниц с каждым годом, в том числе за счет дочерей беднейшего духовенства, поставило перед руководством училища вопрос организации Общества вспомоществования нуждающимся воспитанницам, которое за счет привлеченных пожертвований сумело бы обеспечить свою деятельность путем аккумулирования средств и приобретения процентных бумаг государственного банка. Подчеркивается, что деятельность Общества за небольшой срок его существования принесла определенные плоды, частично удовлетворив финансовые потребности сирот и дочерей беднейшего духовенства за счет приобретения необходимых для обучения книг, покупку верхней летней и зимней одежды и обуви, выдачи ежегодных пособий и возвратных ссуд на неотложные нужны. Предлагается подробная классификация структуры доходов и расходов. Автор приходит к выводу, что деятельность Тобольского епархиального женского училища в деле социального обеспечения сирот и бедных девиц духовного звания можно охарактеризовать положительно.

Сохранить в закладках