EISSN 2687-1262
Язык: ru

Архив статей журнала

Деятельность Ленинградского отделения Дома детской книги 1950-х годов (по архивным материалам) (2024)
Выпуск: Т. 6 № 3 (2024)
Авторы: Корвацкая Елена Сергеевна

Долгие годы издательство «Детгиз» («Детская литература») было единственным специализированным издательством детской литературы, а в дальнейшем стало самым крупным из них. Оно сформировало облик советской детской книги 1930–1950-х годов, поэтому анализ его деятельности в контексте изучения книжного искусства XX века является актуальной задачей современного искусствоведения.

В статье рассмотрены и охарактеризованы архивные документы Ленинградского отделения Дома детской книги «Детгиза» (далее — ЛО ДДК) 1950-х годов. Цель работы — дать оценку институциональному влиянию ЛО ДДК на развитие художественного оформления детской книги и ее восприятие специалистами и читателями.
ЛО ДДК 1950-х годов — это общественная организация при издательстве «Детгиз», заложившая традиции просветительской и научной деятельности в области детской книги в СССР, объединившая вокруг себя специалистов разных областей, задействованных в создании печатной книги, педагогов и юных читателей.

При анализе архивных материалов 1950-х годов были установлены имена первых сотрудников ЛО ДДК и специфика их деятельности, а также систематизированы проводимые организацией мероприятия.

Хотя научной и методической работой по изучению детской книги занимались уже в первой половине XX века, ЛО ДДК сделало изучение советской детской литературы комплексным, последовательным и регулярным.

При организации ЛО ДДК ставились следующие задачи: популяризация изучения книжного искусства и оказание поддержки молодым художникам- иллюстраторам. Поскольку в советской книжной культуре еще не были сформированы принципы восприятия внешнего вида книги, можно говорить о том, что силами ЛО ДДК в 1950-е годы выстраивалась система изучения книжного искусства в сегменте детской книги.

Сохранить в закладках
Художественный язык ленинградского-петербургского гобелена как основа промышленного текстиля (2024)
Выпуск: Т. 6 № 2 (2024)
Авторы: Степанова Дарья Геннадьевна

Анализ произведений петербургских художников текстиля в контексте изучения феномена советского декоративного искусства и «ленинградского стиля» является актуальной задачей современного искусствоведения. Настоящая статья посвящена рассмотрению стилевых признаков и художественных приемов «ленинградского стиля» в авторском гобелене, определившихся в творчестве художника Бориса Мигаля. Стилевые координаты, возникшие в период становления и развития «ленинградского стиля», репрезентировались через интерес к метафорически наполненным условным образам, лаконичному и точному пятну, тяготению к монументальному искусству, тектоничным композициям, тонким колористическим нюансам и частому обращению к рисующей линии и монохромной графике. Крайне важным для развития ленинградского и впоследствии петербургского гобелена является то, что Борис Мигаль был не только практикующим художником, но и педагогом. На примере работ Светланы Бусыгиной, Галины Бушуевой, Ирины Аловой и Анны Векслер, коллег, сокурсников и учеников Бориса Мигаля, автор выделяет несколько направлений развития петербургского искусства гобелена и характерные для них особенности художественно- пластического языка. Несмотря на разницу подходов и авторских манер в творческих поисках художников неизменно узнаваемой остается их принадлежность к «ленинградскому стилю» и школе художественного текстиля, сформировавшейся в Ленинградском высшем художественно- промышленном училище им. В. И. Мухиной. Анализ исторического развития и сохранения особенностей художественно-пластического языка авторского гобелена, выражающихся как на содержательном, так и на выразительном уровне, позволяет сделать вывод о эволюции художественного текстиля Ленинграда — Петербурга как стилевой системы, которая стала основой эталонных образцов текстильной художественной промышленности второй половины XX века.

Сохранить в закладках