Архив статей журнала

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ: ПАРТИЦИПАТОРНЫЙ ПОДХОД (2024)
Выпуск: Т. 6 № 1 (2024)
Авторы: Руссак Юлия Александровна, Монина Галина Борисовна

В статье обсуждаются проблемы воспитания, обучения и консультирования детей разного возраста и их родителей с целью повышения качества жизни данных субъектов образовательного процесса, оптимизации детско-родительских отношений в семьях с условием обязательного учета не только возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка, но и социальной специфики современного поколения. Модернизация российского образования предполагает создание условий для повышения качества общего образования, в том числе новые подходы к организации образовательного процесса, обеспечивающие его дифференциацию и индивидуализацию. Сенсационные достижения в этой области, озвученные на телевидении и в прессе, аудитория быстро забывает, а проблема образовательной среды остается. Один из основных запросов родителей школьников - академическая неуспеваемость ребенка и снижение уровня мотивации к обучению. Современные методы психологической диагностики и консультирования далеко не всегда являются эффективными, поскольку не могут учитывать специфику, субкультуру современного поколения детей и подростков. Партиципаторные исследования (ПИ) и подходы, то есть такие, в которых ребенок становится соучастником исследования, - один из наиболее эффективных «инструментов» изучения современного детства. Они позволяют не только выявить особенности детей, оказать своевременную психологическую помощь, но и помочь каждому обучающемуся выстроить индивидуальную стратегию успешности. Причины использования партиципаторных исследований в сфере образования: возможность решения проблем современной системы образования в целом и специфических задач конкретной образовательной организации ориентация на процессы саморегулирования, самопроектирования, самоуправления всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей, администрации образовательных организаций быстрое реагирование на внедрение инновационных технологий, выявление эффективных методических подходов отсутствие формализованных способов оценки эффективности образовательной деятельности. Статья адресована психологам системы образования, социальным работникам, педагогам.

Сохранить в закладках