Архив статей журнала
Автор ставит вопрос об инструментализации культурного кода страны для обеспечения праксеологичности её государственного управления и отраслевых политик и предлагает методологию, основанную на методе онтологической дедукции. Приводится текущее состояние с объективизацией ценностных констант в России, отмечен прогресс и однозначная логика законодателя по использованию культурной политики для реализации целей и задач не только культурного блока, но и национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.
Вводится понятие праксеологии государственного управления, вводится и обосновывается тезис об обусловленности эффективности государственного управления использованием соответствующего критериального обеспечения, приведён генезис ценностей от индивидуальных мотивов через согласовательные предценности до общественных императивов в качестве подтверждения гипотезы прямого влияния ценностной основы управленческой деятельности на адекватное восприятие народом страны стратегии государственного управления. Приведена онтологическая иерархия ценностей, основанная на философско-методологической конкретизации механизмов воспроизводства человеческого общества от цивилизации до страны, что позволяет инструментализировать ценности. Произведена конкретизация отраслевых ценностей на примере ценностей экономического блока страны для осуществления конкретного целеполагания и целедостижения в этой отрасли. Воспроизведена логика неслучайного целеполагания и целедостижения в цивилизационно-ценностном подходе. Проблематизирована текущая ситуация с реализацией Указа №809 от 09.11.2022 в части цивилизационно-ценностной экспертизы законодательства, поставлен запрос на необходимость запуска федеральной программы цивилизационно-ценностной аналитики.
Методика апробирована в ряде регионов РФ, готовы обучающие программы для экспертов, на её основе разрабатываются в соответствии с требованиями Указа №809 от 09.11.2022 методические указание для сотрудников органов государственного и муниципального управления.
Проблема национальной идентичности - одна из самых дискуссионных, не теряющих научной и социально-политической актуальности на протяжении многих веков. В основе национальной идентичности лежит система ценностных ориентиров, объединяющих индивидов в единую историко-культурную и социальную общность. Формирование национального самосознания происходит в процессе интернализации индивидом системы ценностей своей страны. При этом самоощущение принадлежности к определённой нации не предопределено формальным гражданством и не задано раз и навсегда, на протяжении жизни индивида существует возможность выбора, изменения национальной идентичности. Этот выбор неизбежен, когда меняются ценностные ориентиры страны. Современный период в российской истории - своеобразная точка бифуркации, ценности глобализирующегося мира, так называемые западные ценности приходят в противоречие с традиционными российскими ценностями. Для сохранения российской национальной идентичности особую значимость представляет выбор молодёжи. От того, какие ценностные ориентиры ложатся в основу национального самоопределения сегодняшней российской молодёжи, зависит будущее страны. В статье представлены результаты исследования взаимосвязи социально-политических ценностей и выбора национальной идентичности российских студентов. Студенчество определено в качестве объекта наблюдения не случайно. Как авангардная, наиболее образованная часть молодёжи с высокими амбициями и стремлением к социальной самостоятельности, студенчество наиболее восприимчиво к изменениям. Для анализа были использованы эмпирические данные исследования Центра политологии Института социально-политических исследований ФНИСЦ РАН «Студенты России: гражданская культура и жизненные стратегии». Методом факторного анализа по результатам эмпирического исследования было выявлено три базовых типа идентичности: «россиянин, человек своего города», «человек мира, Интернета», «азиат». Было доказано, что превалирующий тип идентичности студента тесно связан с его социально-политическими ценностями. Наиболее сильно по своим взглядам отличаются типы «россиянин, человек города» и «человек мира, Интернета». Для первого типа характерны выраженные позитивные оценки ситуации России на мировой арене, оптимистичные прогнозы развития как экономики, так и развития страны в целом через 10-15 лет. Основная национальная идея представителям данного типа видится в единении народов России в целях возрождения страны как великой державы. Представителям типа «человек мира, Интернета» характерны менее позитивные оценки настоящего и будущего России. Основная национальная идея для них заключается в создании правового и современного демократического государства, путь развития - свободная рыночная экономика. Среди ценностей более значимо представлены такие понятия как права человека, свобода и демократия. Но самым главным отличием второго типа являются ярко выраженные миграционные настроения.
В статье анализируется общая социально-политическая ситуация в регионе, рассматриваются центробежные и центростремительные силы, определяющие природу политики в регионе через призму этнической и гражданской форм идентичностей. Возникновение новых точек этнополитической и этнорелигиозной напряжённости, шовинистических поползновений, антисемитских настроений, демонстрируют достаточно высокий уровень конфликтогенного потенциала, остроту националистических проявлений в регионе. Такое конфликтное поведение чаще всего провоцируется извне, в том числе с использованием современных информационных ресурсов, социальных сетей, с применением манипулятивных технологий, оказывающих воздействие на массы. Эти процессы свидетельствуют о существовании социокультурных и религиозных оснований для роста дискриминационной риторики и столкновений. Изучение этих проблем является актуальной научной задачей в условиях трансформации и транзита локальных особенностей идентичностей. Также в статье анализируются формы и подходы формирования идентичностей на Северном Кавказе, выделяются общие и особенные факторы, противоречия развития общегражданских установок. Рассматривается национальный состав, отдельно выделяется роль региональных акторов в политическом управлении и развитии региона. В работе применяются специализированные политологические методики: метод анализа конкретной ситуации- case-study, вторичный анализ данных социологических исследований. Наряду с частными научными методами и подходами в исследовании применяются и общенаучные: историко-философские методы и подходы (диалектика, принцип историзма), системно-интегративный метод, компаративистика. В заключении представлены рекомендации, нацеленные на решение проблем формирования гражданской идентичности народов Северного Кавказа посредством перехода этнических форм идентичности к общероссийским.