Архив статей журнала
Прошло два года с начала специальной военной операции России на Украине. Данные опросов показывают тенденции социального и политического осмысления гражданами происходящих событий: рост консолидации, активизацию волонтёрской деятельности, адаптивность к западным санкциям. Автор статьи привлекает внимание к ключевым позициям доктринального фундамента и концептуального содержания специальной военной операции и практическим аспектам управленческих взаимодействий граждан, акторов и институтов гражданского общества и государства в процессах проведения СВО, рассматривает серьёзную проблему мотивационно-психологических аспектов и общественно-властных процессов вокруг СВО. В статье предпринята попытка аналитического осмысления социально-политических тенденций и перспектив развития специальной военной операции, её возможного развития и завершения. Трансформация и перестройка промышленно-финансовой системы, подходов к государственному и корпоративному управлению и прочие меры в процессах управления в зоне проведения СВО, в гражданском обществе и государстве, по мнению автора, требуют достижения необходимой степени достоверности информации. Рассуждение о возможных сценариях завершения специальной военной операции сквозь призму геополитических и политико-экономических реалий ведёт к заключению о необходимости оптимизации взаимодействия военно-технических и социально-политических механизмов реализации имеющихся резервов достижения целей СВО.
Статья посвящена рассмотрению и трансформации социальных и административно-управленческих проблем муниципальных образований с низкой инициативностью граждан. Эмпирической базой послужили данные социологических исследований (опросов), проведённых автором в городском округе Краснотурьинск (Свердловская область) до и после объявления частичной мобилизации. В ходе исследования рассмотрены социальные проблемы территории, уровень доверия органам местной власти, взаимодействия с ними, а также динамика изменения этих аспектов под влиянием ключевых политических факторов, в частности, специальной военной операции на Украине. Были применены деятельностный, деятельностно-активистский подходы, позволившие как исследовать состояние общества в контексте радикальных изменений, так и изучить формирование и деятельность социально-групповых общностей на территории муниципального образования в условиях спецоперации. Автором проведены экспертные интервью с должностными лицами Администрации Северного Управленческого округа, Администрации городского округа Краснотурьинск, председателями Общественных палат Серовского и Краснотурьинского городских округов, а также с представителями вновь созданных местных сообществ: Комитета солдатских матерей Серовского городского округа и ветеранских организаций городского округа Краснотурьинск об их взаимодействии с органами власти и урегулировании конфликтных ситуаций. Исследование показало, что даже при низкой инициативности граждан, наличие внешнего фактора (частичная мобилизация) стимулирует жителей к принятию решений по социальным проблемам вне компетенции органов местного самоуправления, формируя при этом новые социальные институты, местные сообщества. Автор приходит к выводу, что в реалиях спецоперации, в дополнение к действующим на территории муниципального образования возникают новые местные сообщества, социальные институты, обеспечивающие условия организационного и стимулирующего характера дальнейших действий, представители которых, как лидеры общественного мнения, могут претендовать на включение в члены Общественной палаты муниципального образования при последующих отборочных процедурах. Это открывает ещё один механизм выявления лидеров общественного мнения на муниципальной территории с низкой инициативностью граждан для эффективной организации взаимодействия граждан и местного самоуправления через Общественную палату муниципального образования, что, в свою очередь, может как способствовать в дальнейшем снятию социальной напряжённости в условиях СВО, так и в целом улучшению качества жизни на муниципальной территории.
В предлагаемой работе автор анализирует позиционирование российских политических партий в актуальных политических реалиях. Специальная военная операция на Украине рассматривается как значимое внутриполитическое и геополитическое событие, которое в той или иной степени затронуло практически все общественно-политические институты России, включая политические партии. В рамках данной статьи партии классифицируются на новые, то есть, созданные после 2015 года и участвующие в федеральных электоральных кампаниях, и те партии, которые уже сумели занять прочное место в политической системе и сформировать фракции в парламенте. Цель данного исследования - определить, удалось ли новым политическим партиям в 2022 году воспользоваться текущим периодом нестабильности, чтобы усилить и укрепить своё положение в политическом пространстве и насколько успешно. Анализируя законотворческую, медийную и общественную деятельность таких партий, как «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, СРЗП, «Новые люди», «Зелёная альтернатива», «Партия Роста» в 2022 году, был сделан вывод, что среди новых политических партий только «Новые люди» ведут относительно активную работу в рамках повестки специальной военной операции. Другие новые политические партии, кроме незначительных акций, проектов и иных видов деятельности, практически не используют спецоперацию в своей деятельности для продвижения своего партийного бренда и привлечения новых сторонников. Вместе с тем почти все рассматриваемые партии интегрировали повестку специальной военной операции в свою деятельность, однако это в очень малой степени отразилось на электоральных симпатиях населения.
Статья посвящена выявлению ключевых изменений в практиках политического участия российских граждан в период проведения специальной военной операции на территории Украины, обусловленных, помимо прочего, трансформацией публичного политического дискурса и цифровой среды. Анализируя феномен общественной консолидации в условиях СВО, ключевые модели политического участия и изменения медиапотребления россиян за последние два года, автор приходит к выводу, что после 24 февраля 2022 года в России произошла определённая трансформация публичного дискурса и структуры медиапотребления, а также связанных с этим фактором практик политического участия россиян. Наблюдается дифференциация социально-активной части населения на две неравных группы: с одной стороны, несогласное протестное меньшинство, главной формой политического участия и «высказывания» которого стали эмиграция или спонтанные акции протеста; с другой стороны- консолидированное патриотически настроенное большинство, выражающее поддержку деятельности руководства страны через традиционные, а также новые формы участия: благотворительность, волонтерство, «провластное» электоральное поведение, информационно-агитационную работу. Также отмечается, что преобладающими практиками политического участия, обусловленного использованием цифровых технологий, на сегодняшний день является волонтёрская деятельность (включая «виртуальное волонтерство»), протестное политическое участие, а также конвенциональные практики электорального участия с использованием технологий дистанционного электронного голосования.
Статья посвящена социологическому анализу уровня доверия российского общества к власти в условиях проведения специальной военной операции России на Украине. События февраля 2022 года стали точкой перелома не только глобальной, но и внутренней российской социально-политической ситуации, ознаменовав начало кардинальных трансформаций в настроениях и общественной позиции граждан России. В таких условиях институт доверия становится одним из важнейших приоритетов в обеспечении устойчивости российской государственности. В основу анализа положено сопоставление данных экспертных опросов, проведённых при участии автора в 2022-2023 годах, с результатами всероссийского социологического мониторинга «Как живёшь, Россия?» (оба исследования проведены ИСПИ ФНИСЦ РАН). Оценка как экспертного, так и массового социологических опросов позволяет заключить, что общество в большинстве своём осознает судьбоносный характер специальной военной операции для будущего страны, поддерживает её. За два года с начала спецоперации выросло доверие граждан к президенту и институтам власти, курс на денацификацию Украины, по оценке экспертов, поддерживают ключевые субъекты гражданского общества (хотя категоричное отношение к спецоперации, - неважно положительное или отрицательное, - постепенно сменяется нейтральным, что может быть обусловлено рутинизацией тематики). На основе анализа динамики экспертных оценок и данных социологического мониторинга автор делает вывод о возникновении в стране новой социальной реальности, отличительной особенностью которой стало формирование устойчивого ядра социальных субъектов, поддерживающих высокий уровень доверия населения к государству, но оно на текущий момент не стало превалирующим и неизменным.