ISSN 2075-3500
Язык: ru

Архив статей журнала

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЦ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ (2023)
Выпуск: №4 (2023)
Авторы: Верозуб Анастасия Сергеевна

В статье обозначена важность исследования особенностей психического развития лиц с тяжелыми множественными нарушениями с акцентом на значимости изучения особенностей развития лиц с комплексными нарушениями с точки зрения критерия успешности.

Кратко раскрыт генезис понятия «тяжелые множественные нарушения» и описаны результаты исследования лиц от 5 до 22 лет с различными сочетаниями нарушений (детский церебральный паралич с нарушениями слуха или зрения, интеллектуальной недостаточностью, эпилепсией).

Доказана гипотеза о наличии уровней успешности и индивидуальных особенностей развития лиц с комплексными нарушениями.

Выделены 4 группы с различными показателями успешности: 1) лица разных возрастных групп с тяжелыми множественными нарушениями развития, имевшие показатель успешности от 0 до 0,2 и действовавшие сопряженно со взрослым; 2) лица, которым требовалась физическая помощь при выполнении различных заданий (показатель успешности от 0,2 до 0,4); 3) лица, выполнявшие действия по подражанию или по зрительному образцу (показатель успешности от 0,4 до 0,6), и 4) лица, нуждавшиеся в вербальной подсказке или в пошаговой словесной инструкции со стороны взрослого (показатель успешности от 0,6 до 0,8).

Представлены особенности эмоционального реагирования, коммуникации, зрительного, слухового и тактильного восприятия, движений, предметно-практических действий, познавательного и социально-личностного развития, общей характеристики деятельности лиц с I и II уровнями успешности (от 0 до 0,2 и от 0,2 до 0,4), которые действовали сопряженно с взрослым или нуждались в минимальной физической помощи.

Это определяет научную новизну и теоретическую значимость представленных результатов, а также позволяет наметить направления дальнейшего изучения лиц с III и IV уровнями успешности и их психологического сопровождения.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕДИТАЦИИ КАК МЕТОДА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ (2023)
Выпуск: №4 (2023)
Авторы: ЕВДОКИМОВ ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ, Солянкина Людмила Егоровна

В данной статье рассматривается проблема использования медитативных практик в практической психологии и психотерапии. Особое внимание уделено феномену концентрации как неотъемлемой части медитативного процесса.

Рассмотрены четыре типа концентрации в процессе медитации: концентрация на мантре, которая представляет собой набор звуков, выстроенных в определенной последовательности, или стих, который следует произносить с определенной интонацией; концентрация на визуализации, когда в процессе медитации выбирается объект представления, на котором и концентрируется внимание; концентрация внимания на тратаке, то есть на определенном объекте действительности, и телесно-ориентированная концентрация, которая представляет собой сосредоточение на внутренних процессах, в частности на дыхании.

Описаны различные типы дыхания и их влияние на организм. Кроме того, рассмотрены два таких наиболее изученных вида медитации, как медитация осознанности и трансцендентальная медитация.

Благодаря Джону Кабат-Зинну, который одним из первых заинтересовался медитацией с точки зрения научного подхода, медитация осознанности получила научное обоснование и легла в основу различных методик, в частности Mindfulnes Based Stress Reduction и Mindfulness-based cognitive therapy, которые активно используются на Западе.

Описаны результаты исследований Элизабет Ходж и Сары Лазар, показывающие влияние трансцендентной медитации на снижение стресса.

Сохранить в закладках
СООТНОШЕНИЕ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Кутьёва Юлия Николаевна, Фомина Наталья Александровна

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества - интернет-зависимости, под которой понимают чрезмерное использование человеком интернета, характеризующееся постоянным навязчивым желанием войти в сеть и неспособностью вовремя выйти из нее и приводящее к негативным последствиям в повседневной жизни и психическом здоровье. Описываются внешние факторы возникновения такого вида зависимости, к которым относятся, например, более широкое распространение социальных сетей и онлайн-коммуникации в современном обществе; манипулирование рекламы и медийных контентов сознанием людей, особенно молодых, и стимулирование их к более интенсивному использованию интернета; проникновение цифровизации во все сферы жизни и деятельности, в том числе в образование. Обращается особое внимание на важную роль особенностей личности в формировании интернет-зависимости, среди которых отмечаются низкая самооценка, неуверенность в себе, слабая сила воли и самоконтроля, желание и стремление уйти от реальности, найти друзей и союзников в виртуальном пространстве, решить свои проблемы и преодолеть стрессы, самоутвердиться в виртуальном мире. Приводятся результаты исследования интернет-зависимости студентов как наиболее активных пользователей интернета, подверженных особому риску развития зависимости от него, и соотношения риска формирования зависимости с особенностями их эмоционально-волевой сферы личности. Эмпирически доказывается наличие значимых различий в выраженности различных психических состояний, показателей субъективного контроля, параметров самоотношения у лиц с выявленным риском развития компьютерной зависимости и лиц, находившихся на стадии увлеченности интернетом. Представленные материалы могут быть использованы вузовскими психологами и педагогами в процессе обучения и воспитания студентов с целью развития (а при необходимости и коррекции) их личности и предотвращения возможного формирования интернет-зависимости путем развития эмоционально-волевой саморегуляции, повышения осознания последствий чрезмерного использования интернета, развития навыков управления своим временем, вниманием и нахождения баланса между реальным и виртуальным миром.

Сохранить в закладках
НЕИНТЕГРИРОВАННЫЕ РЕФЛЕКСЫ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗРЕЛОСТИ ГОЛОВНОГО МОЗГА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: ГЛУХОВА АНАСТАСИЯ ПАВЛОВНА, НЕСТЕРЕНКО ОЛЬГА БОРИСОВНА, ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВА НАТАЛИЯ ЛЕОНИДОВНА, САМАРИНА ЭЛЬВИРА ВЛАДИМИРОВНА, ЛУКОВА МАРИНА СЕРГЕЕВНА

В статье проанализированы связи между функциональной незрелостью головного мозга у старших дошкольников и степенью интеграции примитивных рефлексов.

Основными методами исследования являлись теоретические - анализ литературных источников; эмпирические - наблюдение и эксперимент, основанный на нейропсихологической диагностике (Ж. М. Глозман), а также на методе диагностики примитивных рефлексов (Салли Г. Блайт); статистические - корреляционный, однофакторный дисперсионный, факторный анализ.

Представлено доказательство предположения о том, что неинтегрированные примитивные рефлексы у старших дошкольников способствуют формированию в онтогенезе различных функциональных дефицитов (слабость нейродинамики, регуляции, пространственных представлений и т. д.).

Статистически доказано наличие связей между различными функциональными дефицитами, такими как дефицит нейродинамических процессов, нарушение реципрокного праксиса, слабость регуляции и т. п. и неинтегрированными примитивными рефлексами.

Определено влияние каждого из трех рефлексов (АШТР, СШТР, ЛТР) на свои группы функциональных дефицитов. Обнаружена зависимость между функциональной зрелостью головного мозга ребенка и степенью интеграции примитивных рефлексов.

Практическая значимость исследования заключается в расширении возможностей нейропсихологической диагностики с последующим выстраиванием на основании полученных данных примерных гипотез вероятных дефицитов и концентрации внимания специалиста на тех сферах, которые были статистически связанны с тремя исходными рефлексами.

Сохранить в закладках