Архив статей журнала
Ретроспективный анализ отечественной традиции воспитания детей в семье возможен и интересен не только на основе работ педагогов и мыслителей, но и в рамках изучения материалов личного характера (мемуаров, дневников и т. д.), помогающих рассматривать повседневную практику детско-родительского взаимодействия.
Благодаря изучению таких материалов второй половины XVIII столетия было выявлено влияние просвещенческих педагогических идей на изменение практики родительского воспитания детей в привилегированных семьях России, что дало возможность проследить, как теоретические нововведения реализовывались в конкретной воспитательной деятельности отцов и матерей.
Изучение этих источников помогло доказать, что нововведения в семейном воспитании носили сословный характер: к ним проявляли интерес дворяне, в то время как другие общественные классы следовали сложившимся в прошлые века представлениям о воспитании.
Сделан вывод о том, что новые педагогические идеи эпохи Просвещения гуманизировали русский семейный уклад к концу XVIII столетия: нормой детско-родительского взаимодействия в дворянской среде стало уважительное отношение к ребенку, родительский деспотизм начал осуждаться как проявление грубости и невежества, окончательно сформировалось представление о ребенке как личности.
В 2024 году исполняется 200 лет со дня рождения Николая Васильевича Шелгунова, имя которого до сих пор остается малоизвестным для педагогов.
Несмотря на то что он не был педагогом-практиком, его интересовали проблемы воспитания детей во второй половине XIX века, когда решались судьбы будущих поколений и России в целом.
В статье раскрывается содержание одной из наиболее значимых педагогических работ Н. В. Шелгунова «Письма о воспитании» (1873), написанной в жанре эссе. Она носит критический характер, как и большинство его трудов, посвященных педагогической проблематике.
Авторами обращено внимание на интерпретацию Н. В. Шелгуновым концепта «опыт», который рассматривался им в нескольких аспектах, в том числе в контексте семейной жизни, а также на истинную цель воспитания - подготовку молодого поколения к выполнению гражданского долга.
Обобщены различные виды воспитания, среди которых выделено семейное, задача которого, по мнению Н. В. Шелгунова, состоит в подготовке подрастающих поколений к служению обществу.
Показана критика им женского воспитания, так как представительницы женского пола должны быть не только образованными людьми, но и членами гражданского общества.
Описаны различные типы матерей и категории детей, рассматриваемые мыслителем с точки зрения ошибочного воспитания.
Вслед за К. Д. Ушинским Н. В. Шелгунов изучал такие психические процессы и состояния человека, как воля, память, воображение, внимание, стыд, характер, и их значение в процессе воспитания, однако его вклад в педагогическую антропологию, в историю педагогической мысли до сих пор не был оценен в должной мере.