Архив статей журнала
Проблематика смысложизненных ориентаций особенно остро встает перед пенсионером, достигающим определенного «рубежа», нового социального статуса.
С изменением социального статуса его мир сужается, ограничивается круг общения, возникает экономическая зависимость от государства или родственников и как следствие - деструкции, отражающиеся на его здоровье и самооценке, иногда приводящие к летальному исходу.
Разное психологическое, социальное, экономическое положение пенсионеров в современном обществе требуют выработки широких социальных смыслов жизни для определенных групп пенсионеров и узких - для каждого пенсионера отдельно, для чего разрабатываются социально-психологические технологии повышения смысла их жизни.
В статье автором рассматриваются теоретико-методологические аспекты смысложизненных ориентаций с точки зрения социально-психологического подхода, обосновывается их важность для личности, анализируется зарубежный и отечественный опыт по развитию смысложизненных ориентаций пенсионеров.
Приводятся и интерпретируются результаты проведенного эмпирического исследования сформированности смысложизненных ориентаций пенсионеров, проживающих на базе государственного бюджетного стационарного учреждения Рязанской области «Рязанский геронтологический центр имени П. А. Мальшина.
Описываются факторы и условия их формирования, а также возможности использования для этого арт-терапии, логотерапии, трудотерапии. Даются краткие социально-психологические рекомендации по их развитию.
1. Алдошина М. И. Формирование профессиональных ценностей студентов в современном университетском образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2020. - № 1. - С. 79-87. EDN: UARYIL
2. Бабина А. А. Изучение ценностных ориентаций обучающихся в образовательном процессе // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 1 (203). - С. 12-16. -. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p12-16 EDN: UQSTZN
3. Касаткина М. И., Федотенко И. Л. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих социальных работников как условие развития их готовности к профессиональной деятельности // Человеческий капитал. - 2023. - № 1 (169). - С. 220-228. -. DOI: 10.25629/HC.2023.01.25 EDN: YGTXCV
4. Касаткин П. И. Ценностный компонент в образовании: нужен ли он сегодня? // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. “Философия”. - 2017. - № 2 (24). - С. 42-50. EDN: YZLZIB
5. Кисляков П. А., Корчагина А. А., Мерзлякова О. А., Пасечник Е. В. Ценностные установки россиян в условиях социокультурной трансформации общества // Научный поиск: личность, образование, культура. - 2022. - № 1 (43). - С. 33-35. -. DOI: 10.54348/SciS.2022.1.5 EDN: UHCWCG
6. Костикова Л. П. Формирование коммуникативных ценностей студентов вуза средствами иностранного языка // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2013. - Т. 2, № 4. - С. 19-24. EDN: QZQDXL
7. Костикова Л. П., Ревкова Е. А., Федотова О. С. Формирование профессиональной идентичности будущих специалистов-международников: исследование представлений студентов // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 2 (56). - С. 219-234. -. DOI: 10.32744/pse.2022.2.13 EDN: VGGXOS
8. Костыря С. С., Жарких Н. Г. Возможности исследования ценностей профессиональной деятельности сотрудников промышленного предприятия // Образование и общество. - 2021. - № 5 (130). - С. 118-127. EDN: AYXICL
9. Мартишина Н. В., Бобылева О. А. Ценности социального воспитания в наследии отечественных педагогов XX века. - Рязань: Концепция, 2016. - 172 с. EDN: VQPYRB
10. Мелешенко В. А. Информационная война и современные аспекты информационного противоборства // Научный резерв. - 2021. - № 1 (13). - С. 73-79. EDN: YXVBSZ
11. Минаев А. И., Исаева О. Н. Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей: из опыта работы РГУ имени С. А. Есенина // Русский мир: проблемы духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания и пути их решения: пленар. докл. Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. В. Беспаловой. - Донецк: Донецк. нац. ун-т, 2018. - С. 93-99. EDN: YPAEUH
12. Обращение президента Российской Федерации от 21 февраля 2023 года. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/67828 (дата обращения: 01.03.2023).
13. Пекушкина Д. В., Романенко Н. М. Воспитание у студентов гражданственности средствами социально значимой проектной деятельности: на примере вуза международного профиля: моногр. - М., 2023. - 160 с. EDN: FEQQSF
14. Пичкова Л. С., Кулемекова М. В. Развитие критического мышления как основного компонента в формировании профессионально значимых компетенций экономиста-международника // Европейский день языков в МГИМО: материалы V Междунар. межвуз. конф. “Европейский день языков в МГИМО”. - М.: МГИМО, 2022. - С. 130-138. EDN: OTYBUX
15. Попова Е. А. Формирование ценностных ориентаций у студентов-международников в курсе дисциплины “Иностранный язык” // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Сер. “Образование и педагогические науки”. - 2018. - № 6 (814). - С. 124-138. EDN: DZLWQP
16. Психологические тесты для профессионалов / сост. Н. Ф. Гребень. - Мн.: Современная школа, 2007. - 496 с.
17. Савельева Н. Х., Кусарбаев Р. И., Фоминых И. М., Контобойцева М. Г., Булатова В. В. Роль аксиологического воспитания в профессиональном становлении будущих специалистов // Обзор педагогических исследований. - 2022. - Т. 4, № 4. - С. 150-153. EDN: MNHHHA
18. Санькова О. А. К проблеме формирования ценностных ориентаций современной молодежи // Образование и общество. - 2019. - № 3 (116). - С. 23-29. EDN: ZSEBRT
19. Сохранов-Преображенский В. В., Дымова Т. В., Мазалова А. Е. Формирование профессиональной культурной идентичности студентов в условиях образования с цифровыми компонентами // Казанский педагогический журнал. - 2022. - № 3 (152). - С. 105-112. -. DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.013 EDN: CNMFHB
20. Степанова Ю. В. Роль аналитического чтения в развитии коммуникативной компетенции студентов-международников // Высшее образование сегодня. - 2022. - № 3-4. - С. 74-77. -. DOI: 10.18137/RNU.HET.22.03-04.P.074 EDN: DRKVMM
21. Стрюченко И. Г. Культура и кризис современной мировой цивилизации // Россия и АТР. - 2022. - № 1 (115). - С. 16-26. -. DOI: 10.24412/1026-8804-2022-1-16-26 EDN: MWOOXX
22. Шлегель Е. В. Поколение Z: типические черты и ценностные ориентации // Вестник Гуманитарного университета. - 2022. - № 2 (37). - С. 122-130. DOI: 10.35853/vestnik.gu.2022.2(37).12 т
23. Belogurov A. Yu., Voevoda E. V., Inozemtsev M. I., Romanova E. A., Khokhlova N. I. Development of Education Districts in the Strategy of Strengthening the Axiological Foundations of the Russian Education Space // Higher Education in Russia. - 2020. - Vol. 29, N 1. - Pp. 25-36. -. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-25-36 EDN: HKVSBZ
24. The Role of Today’s VRE and Considerations for Cognitive Warfare. - 2022. - URL: https://www.act.nato.int/articles/cognitive-warfare-considerations (accessed: 01.03.2023).
В настоящее время не утрачивает своей актуальности проблема трудоустройства молодых специалистов - выпускников вузов, поскольку они представляют собой важный сегмент трудового потенциала в российской экономической системе, на который возлагаются надежды в процессе эффективного развития экономической мощи государства.
Авторами рассматриваются сущность и особенности профессионального самоопределения студенческой молодежи, а также обозначаются наиболее значимые объективные и субъективные факторы, определяющие стратегии выбора молодыми специалистами профессиональной траектории.
Анализируются результаты анкетирования студентов, обучающихся по различным направлениям бакалавриата, нацеленного на выявление их профессиональных предпочтений как будущих участников рынка труда и потенциальных субъектов трудовых отношений.
Представлены портрет будущего участника рынка труда и основные тенденции и ожидания выпускников вуза.
ДОНИНА ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Сделан вывод о том, что при выборе профессии в процессе социально-профессионального самоопределения и при дальнейшем трудоустройстве доминирующей стратегией студенческой молодежи выступает стремление достичь высокого профессионального уровня и быстро повысить свой финансовый достаток. Обозначены мероприятия, оказывающие положительное воздействие на профессиональное самоопределение молодых людей.
Полученные данные могут стать ориентирами для менеджмента вузов в построении молодежной политики и профориентационной работы, в выработке более продуктивных подходов к реализации профессиональной подготовки и воспитания конкурентоспособного специалиста с активной жизненной позицией, а также могут представлять интерес для потенциальных работодателей.
В статье кратко обоснована актуальность психологического исследования мотивационно-потребностной сферы и личностной ответственности. Представлены отдельные психологические взгляды на проблему ответственности человека.
Описаны содержательные и стилевые особенности ответственности, выявленные в результате системного исследования данного свойства личности, а также ценностные ориентации студентов с «энергичным» типом реализации ответственного поведения. В процессе эмпирического исследования авторами было установлено, что эти студенты имели устойчивое стремление и готовность проявлять ответственность, так как четко осознавали ее важность для различных сфер жизни; стремились преодолевать возникающие трудности и препятствия, ориентируясь на свои внутренние ресурсы и не полагаясь на помощь окружающих или волю случайных обстоятельств; ощущали большую результативность ответственного поведения в личностно значимой сфере.
При этом они руководствовались в одинаковой мере личными установками, намерениями, интересами и стремлениями выполнить долг, оказать помощь близким, соответствовать ожиданиям значимых для них других людей.
Наиболее значимыми ценностями для студентов являлись духовное удовлетворение, сохранение индивидуальности, признание и уважение других людей, помощь и милосердие, а наиболее важными жизненными сферами - обучение, профессиональная жизнь и увлечения.
Среди социально-психологических установок доминируют установки на процесс и свободу. Знание специфических индивидуально-типологических особенностей ценностных ориентаций студентов с «энергичным» типом реализации ответственности, учет сильных и слабых сторон этого важнейшего свойства личности помогут вузовским психологам, педагогам и самим студентам определить направления работы по его развитию и коррекции.
Формирование действенного мотива к саморазвитию является условием для результативной и самостоятельной учебной и профессиональной деятельности молодых людей.
Вместе с тем наблюдаются нарастающая тенденция инфантилизации молодежи, снижение уровня развития волевых качеств и общей самостоятельности студентов и школьников, формальное отношение обучающихся к учебной деятельности, личному и профессиональному саморазвитию.
В статье рассматривается процесс формирования действенного мотива студентов к развитию личностных и профессиональных качеств в ходе специального цифрового развивающего курса «Развитие воли и самоорганизации», разработанного на основе деятельностного подхода, важным компонентом которого является цифровое приложение, обеспечивающее эффективное целеполагание, планирование и самоанализ развивающей деятельности студентов.
Приводятся результаты онлайн-анкетирования 1867 студентов разных курсов и специальностей, что подтверждает справедливость выдвинутых авторами гипотетических предположений.
Исследование показало, что в ходе двух месяцев развивающей работы у студентов удалось сформировать действенный мотив к саморазвитию, что подтверждает эффективность предлагаемых авторами технологии и методов саморазвития студентов в условиях цифровизации образовательного процесса в вузе.
В статье рассматриваются связи личностной рефлексии женщин зрелого возраста и их самореализации. Представлен анализ понятия «рефлексия» как феномена, определяющего самоосознание себя как действующего субъекта, выступающего основой для саморазвития, самореализации, а также преодоления возрастных кризисов зрелого возраста.
Кратко обозначены результаты эмпирического исследования рефлексии женщин зрелого возраста. Отмечено, что большинство из них не стремились к повышению рефлексивности, а имели лишь некоторую ориентацию на развитие рефлексивных умений и самооценки, и немногие активно занимались этим.
Их самореализация определялась влиянием различных факторов, в том числе социальных установок, личностных черт и мотивации.
Для успешной самореализации им было необходимо осознавать свои сильные и слабые стороны, работать над развитием личностных ресурсов и осознанно выбирать подходы к реализации жизненной стратегии, соответствующие индивидуальным потребностям и целям.
Эмпирически доказаны значимые корреляции рефлексивности женщин с различными факторами самореализации.
Показано, что женщины с высоким уровнем рефлексивности, склонные к критическому анализу своих личных целей и мотиваций, особенно при личностной ориентации, отличавшиеся внутренним контролем, пессимистичностью, консервативностью и преодолевающие социальные преграды в виде осознания социальных ограничений самореализации, меньше стремились к самореализации личности в целом, особенно при выраженных субъектно-личностных установках и низком уровне пессимистичности, поскольку высокая рефлексивность способствовала переосмыслению и критическому анализу ими личностных целей и мотиваций, препятствуя полной самореализации.
Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть положены в основу осуществления групповой психотерапевтической работы с женщинами зрелого возраста по преодолению кризисов, повышению активности и готовности к самореализации. Кроме того, они могут быть использованы в работе практических психологов при индивидуальном консультировании женщин, при подготовке к проведению семинаров и тренингов, направленных на содействие карьерному и личностному росту, развитие целеполагания.