Архив статей журнала
Статья посвящена проблеме социально-перцептивной детерминации родительско-детского взаимодействия приемных и биологических матерей, необходимость изучения которой определяется высокой значимостью роли не только биологический, но и приемной семьи, не всегда готовой к адекватному восприятию и ресурсному взаимодействию с приемными детьми.
Автор предположил, что родительско-детское взаимодействие может быть обусловлено формирующимися в сознании родителей социально-перцептивными образами себя и ребенка.
В статье описаны и проанализированы результаты эмпирического исследования социально-перцептивной детерминации родительско-детского взаимодействия, в котором приняли участие приемные и биологические матери.
Установлено, что у приемных и биологических матерей когнитивный и конативный параметры вербального компонента социально-перцептивных образов, а также самоустановка отражают направленность на познание самих себя и своей субъектности в коммуникации с приемными и родными детьми как объектами восприятия, а когнитивный, конативный и регулятивный компоненты, включая оценку этих объектов восприятия, - направленность на отношения с детьми и коммуникацию с ними.
Социально-перцептивные образы выполняют регулирующую функцию в построении отношений между родителями и детьми, на основании которых возможно определение особенностей родительско-детского взаимодействия.
Социально-перцептивная детерминация родительско-детского взаимодействия обусловлена влиянием социально-перцептивных образов и социальных установок на отношения матерей со своими детьми.
Необходимость формирования зрелой личности в условиях насыщенной стрессогенными факторами социальной ситуации развития определяет актуальность изучения особенностей эмоциональных переживаний, в том числе чувств тревоги и страха представителями разного возраста.
В данной статье рассматриваются особенности проявлений тревожности и страхов у 48 детей младшего школьного возраста в социальной ситуации пандемии COVID-19, выявленные с помощью методики диагностики детских страхов (А. И. Захаров), теста тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) и опросника для определения уровня тревожности у детей (Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко).
По результатам исследования, многие младшие школьники испытывали чувство страха. При этом у 73 % из них преобладал страх умереть, у 71 % - страх огня/пожара, у 63 % - страх войны. Кроме того, было обнаружено, что 25 % детей имели высокий, 73 % - средний и 2 % - низкий уровни тревожности.
Представлена разработанная и апробированная авторами комплексная программа коррекции страхов у младших школьников.
Эмпирические данные об особенностях психоэмоциональной сферы, структуре и степени выраженности страхов в детском возрасте позволят осуществить комплексные меры психологической поддержки младших школьников в сложных социальных ситуациях и преодолеть негативное влияние таких ситуаций на дальнейшее личностное развитие детей