Архив статей журнала
Формирование действенного мотива к саморазвитию является условием для результативной и самостоятельной учебной и профессиональной деятельности молодых людей.
Вместе с тем наблюдаются нарастающая тенденция инфантилизации молодежи, снижение уровня развития волевых качеств и общей самостоятельности студентов и школьников, формальное отношение обучающихся к учебной деятельности, личному и профессиональному саморазвитию.
В статье рассматривается процесс формирования действенного мотива студентов к развитию личностных и профессиональных качеств в ходе специального цифрового развивающего курса «Развитие воли и самоорганизации», разработанного на основе деятельностного подхода, важным компонентом которого является цифровое приложение, обеспечивающее эффективное целеполагание, планирование и самоанализ развивающей деятельности студентов.
Приводятся результаты онлайн-анкетирования 1867 студентов разных курсов и специальностей, что подтверждает справедливость выдвинутых авторами гипотетических предположений.
Исследование показало, что в ходе двух месяцев развивающей работы у студентов удалось сформировать действенный мотив к саморазвитию, что подтверждает эффективность предлагаемых авторами технологии и методов саморазвития студентов в условиях цифровизации образовательного процесса в вузе.
В статье рассматривается важная психологическая проблема личностного саморазвития обучающихся вузов. Представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на выявление проблем самоактуализации, сформированности рефлексивности и критического мышления как внутренних детерминант личного саморазвития студентов, показавшие, что более половины из них имеют проблемы в сфере саморазвития и самоактуализации, только около трети - высокий уровень сформированности критического мышления и две трети - средний уровень развития рефлексивности. Описана предложенная авторами балльно-рейтинговая технология, используемая в качестве средства стимулирования развития у студентов рефлексии, критического мышления, самоанализа и самооценки результатов познавательной и исследовательской деятельности. Она вовлекает обучающихся в систематическую работу на всех формах аудиторных занятий и в самостоятельную внеаудиторную работу в ходе синхронного и асинхронного взаимодействия в формате смешанного обучения. Эта технология, разработанная в контексте личностно-рефлексивного подхода, проходит проверку в ходе формирующего эксперимента со студентами бакалавриата и магистратуры различных направлений и профилей подготовки Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. Она предполагает оценку всех видов письменных работ и устных выступлений обучающихся (защита реферата, доклад, сообщение, защита коллективного/индивидуального исследовательского проекта, участие в анализе и решении кейсов, деловых играх), которые оцениваются по следующим критериям: корректность формулировок цели и задач работы, а также использования научных понятий; полнота ответов на поставленные вопросы; логичность и аргументированность изложения; правильность оформления ссылок на источники в тексте письменной работы.