ISSN 2075-3500
Язык: ru

Архив статей журнала

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТА В СЛОЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (2023)
Выпуск: №4 (2023)
Авторы: КОРНЕЕНКО ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Сложная экономическая ситуация требует быстрых и правильных решений в подготовке кадров. Перед университетами ставится задача подготовки качественного специалиста, который может жить и развиваться в сложной ситуации, что требует ответа на вопросы «чему учить?» и «как учить?».

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо развитие целостной способности к жизнедеятельности, которая в будущем поможет выпускнику успешно реализоваться в жизни и представляет собой стратегическую, неадаптивную способность субъекта выстраивать собственную траекторию жизнереализации на основании личностно-профессионального содержания.

В силу входа общественного развития в «фазу риска» - турбулентности, многозадачности и нелинейности и того, что практика становится важной единицей образовательной системы, условия развития этой способности в педагогическом процессе университета изменились.

В процессе рефлексивного анализа научной педагогической и современной философской литературы по развитию университета в современных условиях автором статьи выделено несколько условий, благоприятствующих развитию способности к жизнедеятельности: 1) образовательная среда должна представлять собой пространство практического взаимодействия (имеется в виду практика как единица педагогического процесса и профессиональное применение навыков); 2) должно осуществляться рефлексивное осмысление практики на основе личностно-профессионального содержания; 3) в педагогическом содержании должно быть представлено множество образовательных ресурсов (продуктов), потенциально выступающих пробным испытанием для личности с точки зрения ее ответственности, волевых усилий, стратегии жизни.

Обоснование концептуальных положений развития указанной способности в сложной образовательной среде и выявление педагогических условий ее устойчивого развития в сложной образовательной среде университета определяют научную и теоретическую значимость данной работы.

Сохранить в закладках
СВЯЗИ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Беспалова Татьяна Михайловна

В статье рассматриваются связи личностной рефлексии женщин зрелого возраста и их самореализации. Представлен анализ понятия «рефлексия» как феномена, определяющего самоосознание себя как действующего субъекта, выступающего основой для саморазвития, самореализации, а также преодоления возрастных кризисов зрелого возраста.

Кратко обозначены результаты эмпирического исследования рефлексии женщин зрелого возраста. Отмечено, что большинство из них не стремились к повышению рефлексивности, а имели лишь некоторую ориентацию на развитие рефлексивных умений и самооценки, и немногие активно занимались этим.

Их самореализация определялась влиянием различных факторов, в том числе социальных установок, личностных черт и мотивации.

Для успешной самореализации им было необходимо осознавать свои сильные и слабые стороны, работать над развитием личностных ресурсов и осознанно выбирать подходы к реализации жизненной стратегии, соответствующие индивидуальным потребностям и целям.

Эмпирически доказаны значимые корреляции рефлексивности женщин с различными факторами самореализации.

Показано, что женщины с высоким уровнем рефлексивности, склонные к критическому анализу своих личных целей и мотиваций, особенно при личностной ориентации, отличавшиеся внутренним контролем, пессимистичностью, консервативностью и преодолевающие социальные преграды в виде осознания социальных ограничений самореализации, меньше стремились к самореализации личности в целом, особенно при выраженных субъектно-личностных установках и низком уровне пессимистичности, поскольку высокая рефлексивность способствовала переосмыслению и критическому анализу ими личностных целей и мотиваций, препятствуя полной самореализации.

Результаты проведенного эмпирического исследования могут быть положены в основу осуществления групповой психотерапевтической работы с женщинами зрелого возраста по преодолению кризисов, повышению активности и готовности к самореализации. Кроме того, они могут быть использованы в работе практических психологов при индивидуальном консультировании женщин, при подготовке к проведению семинаров и тренингов, направленных на содействие карьерному и личностному росту, развитие целеполагания.

Сохранить в закладках