ISSN 2075-3500
Язык: ru

Архив статей журнала

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВЕННОГО МОТИВА СТУДЕНТОВ К ЛИЧНОСТНОМУ САМОРАЗВИТИЮ (2023)
Выпуск: №4 (2023)
Авторы: КИКТЕНКО МАКСИМ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ, ПЕТРЯКОВ ПЕТР АНАТОЛЬЕВИЧ, ПЕВЗНЕР МИХАИЛ НАУМОВИЧ

Формирование действенного мотива к саморазвитию является условием для результативной и самостоятельной учебной и профессиональной деятельности молодых людей.

Вместе с тем наблюдаются нарастающая тенденция инфантилизации молодежи, снижение уровня развития волевых качеств и общей самостоятельности студентов и школьников, формальное отношение обучающихся к учебной деятельности, личному и профессиональному саморазвитию.

В статье рассматривается процесс формирования действенного мотива студентов к развитию личностных и профессиональных качеств в ходе специального цифрового развивающего курса «Развитие воли и самоорганизации», разработанного на основе деятельностного подхода, важным компонентом которого является цифровое приложение, обеспечивающее эффективное целеполагание, планирование и самоанализ развивающей деятельности студентов.

Приводятся результаты онлайн-анкетирования 1867 студентов разных курсов и специальностей, что подтверждает справедливость выдвинутых авторами гипотетических предположений.

Исследование показало, что в ходе двух месяцев развивающей работы у студентов удалось сформировать действенный мотив к саморазвитию, что подтверждает эффективность предлагаемых авторами технологии и методов саморазвития студентов в условиях цифровизации образовательного процесса в вузе.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ БУДУЩИМИ УПРАВЛЕНЦАМИ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ЧЕРНЫШЕВА АНАСТАСИЯ АЛЕКСЕЕВНА, Фомина Наталья Александровна

В современном изменяющемся мире, где все более значимыми становятся самореализация и карьерные перспективы человека, очень важны профессиональное самоопределение и успешный выбор профессии, которые должны соотноситься с желаниями, мотивами, способностями и возможностями молодых людей.

При этом условия современного мира требуют выстраивания карьерной стратегии, которая не только соответствует способностям человека, его плану действий и т. п., но и способна быть гибкой, чтобы подстраиваться под внешние меняющиеся требования (Храмова, 2013).

Сохранить в закладках
СООТНОШЕНИЕ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Кутьёва Юлия Николаевна, Фомина Наталья Александровна

Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества - интернет-зависимости, под которой понимают чрезмерное использование человеком интернета, характеризующееся постоянным навязчивым желанием войти в сеть и неспособностью вовремя выйти из нее и приводящее к негативным последствиям в повседневной жизни и психическом здоровье. Описываются внешние факторы возникновения такого вида зависимости, к которым относятся, например, более широкое распространение социальных сетей и онлайн-коммуникации в современном обществе; манипулирование рекламы и медийных контентов сознанием людей, особенно молодых, и стимулирование их к более интенсивному использованию интернета; проникновение цифровизации во все сферы жизни и деятельности, в том числе в образование. Обращается особое внимание на важную роль особенностей личности в формировании интернет-зависимости, среди которых отмечаются низкая самооценка, неуверенность в себе, слабая сила воли и самоконтроля, желание и стремление уйти от реальности, найти друзей и союзников в виртуальном пространстве, решить свои проблемы и преодолеть стрессы, самоутвердиться в виртуальном мире. Приводятся результаты исследования интернет-зависимости студентов как наиболее активных пользователей интернета, подверженных особому риску развития зависимости от него, и соотношения риска формирования зависимости с особенностями их эмоционально-волевой сферы личности. Эмпирически доказывается наличие значимых различий в выраженности различных психических состояний, показателей субъективного контроля, параметров самоотношения у лиц с выявленным риском развития компьютерной зависимости и лиц, находившихся на стадии увлеченности интернетом. Представленные материалы могут быть использованы вузовскими психологами и педагогами в процессе обучения и воспитания студентов с целью развития (а при необходимости и коррекции) их личности и предотвращения возможного формирования интернет-зависимости путем развития эмоционально-волевой саморегуляции, повышения осознания последствий чрезмерного использования интернета, развития навыков управления своим временем, вниманием и нахождения баланса между реальным и виртуальным миром.

Сохранить в закладках
ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: КИСЕЛЁВА РЕНАТА НИКОЛАЕВНА

В статье актуализируется проблема повышения уровня правового сознания и правовой культуры людей, прежде всего молодежи, в условиях трансформации современного общества и его правовой системы.

Особое внимание обращается на необходимость повышения социально-правовой компетентности у представителей профессий, осуществляющих взаимодействие с людьми, в том числе у педагогов.

Наблюдения за поведением студентов университета, обучавшихся педагогическим профессиям, позволили автору предположить, что их правосознание и правовая культура недостаточно сформированы, что определило необходимость исследования и проведения целенаправленной работы с ними по повышению их уровня.

В статье представлены результаты исследования, проведенного с помощью методов наблюдения, опроса, тестирования, которые свидетельствовали о том, что правовое сознание студентов, обучавшихся педагогическим профессиям, было сформировано на уровне ниже среднего и в меньшей степени, чем у студентов других направлений подготовки.

Они демонстрировали незнание основных законов государства, при анализе практических ситуаций основывались исключительно на житейских представлениях, а не на нормах права, нарушали правила поведения в вузе.

Показано, что под влиянием обучения и воспитания в вузе с применением таких социально-психологических технологий, как групповое консультирование и социально-психологический тренинг, уровень правовой культуры большинства студентов - будущих педагогов повысился, выражаясь в развитии у них правовых убеждений и ценностей, формировании навыков применения правовых знаний в нестандартных ситуациях и повышении правовой культуры в целом.

Сохранить в закладках
МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: КИСЕЛЁВА РЕНАТА НИКОЛАЕВНА

Демографические проблемы современной России определяются рядом факторов: снижением рождаемости, преобладанием однодетной семьи, ростом разводов и неполных семей, социальном сиротством, сокращением мужского населения в результате СВО.

Несмотря на достижения социальной политики государства в отношении стимулирования рождаемости, прироста населения не наблюдается.

Это определяет актуальность исследований в данной области и необходимость поиска средств воздействия на сознание молодежи, от которой и ожидается изменение демографической ситуации, увеличение рождаемости.

Однако это невозможно реализовать без учета системы ценностей молодых людей и понимания того, какое место в ней занимают семья и дети. Сознание студенческой молодежи динамично, противоречиво, подвержено воздействию СМИ. Изменились духовно-нравственные ориентиры молодежи.

С одной стороны, студенты демонстрируют поддержку традиционных ценностей, уважительное отношение к семье и детям, а с другой - отодвинулся возраст вступления в брак, преобладают ценности карьеры, потребления и досуга.

В статье предпринята попытка изучить отношение студентов к многодетным семьям, определить наиболее значимые связи их восприятия с демографическими характеристиками, предложить пути совершенствования демографической политики в отношении данной категории населения.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ: ОБЗОР НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Еременко Татьяна Вадимовна

Дан сравнительно-аналитический обзор публикаций отечественных и зарубежных авторов о ценностных установках информационного поведения студентов с целью оценки степени разработанности этого комплекса вопросов в современном научном дискурсе.

Обзор проведен на базе массива работ, сформированного путем поиска в научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU и международной наукометрической базе данных Dimensions. Основными методами исследования выступили теоретический анализ научной литературы, сравнение, систематизация и библиометрический анализ.

В ходе проведенного исследования установлено, что ценностные установки информационного поведения студентов выступают предметом изучения в трудах как отечественных, так и зарубежных исследователей с начала ХХ века.

В российском научном дискурсе они рассматриваются в границах других вопросов информационного поведения студентов и пока глубоко не анализировались. Активность зарубежных исследователей более высока, и на ценностях и нормах информационного поведения студентов фокусируется ряд эмпирических исследований.

Отмечено, что тема информационного поведения студентов вызывает растущий научный интерес за рубежом. В России тренда роста публикационной активности по этой теме не наблюдается.

Полученные результаты визуализированы в графиках. Теоретическая и практическая значимость исследования определяется высокой актуальностью темы ценностных установок информационного поведения студентов в проблемном поле современного высшего образования.

Сохранить в закладках