ISSN 2075-3500
Язык: ru

Архив статей журнала

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТА В СЛОЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (2023)
Выпуск: №4 (2023)
Авторы: КОРНЕЕНКО ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Сложная экономическая ситуация требует быстрых и правильных решений в подготовке кадров. Перед университетами ставится задача подготовки качественного специалиста, который может жить и развиваться в сложной ситуации, что требует ответа на вопросы «чему учить?» и «как учить?».

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо развитие целостной способности к жизнедеятельности, которая в будущем поможет выпускнику успешно реализоваться в жизни и представляет собой стратегическую, неадаптивную способность субъекта выстраивать собственную траекторию жизнереализации на основании личностно-профессионального содержания.

В силу входа общественного развития в «фазу риска» - турбулентности, многозадачности и нелинейности и того, что практика становится важной единицей образовательной системы, условия развития этой способности в педагогическом процессе университета изменились.

В процессе рефлексивного анализа научной педагогической и современной философской литературы по развитию университета в современных условиях автором статьи выделено несколько условий, благоприятствующих развитию способности к жизнедеятельности: 1) образовательная среда должна представлять собой пространство практического взаимодействия (имеется в виду практика как единица педагогического процесса и профессиональное применение навыков); 2) должно осуществляться рефлексивное осмысление практики на основе личностно-профессионального содержания; 3) в педагогическом содержании должно быть представлено множество образовательных ресурсов (продуктов), потенциально выступающих пробным испытанием для личности с точки зрения ее ответственности, волевых усилий, стратегии жизни.

Обоснование концептуальных положений развития указанной способности в сложной образовательной среде и выявление педагогических условий ее устойчивого развития в сложной образовательной среде университета определяют научную и теоретическую значимость данной работы.

Сохранить в закладках
ЗНАЧЕНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В НОВЫХ СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Степанюк Екатерина Ивановна

Потребностями современного российского государства и общества продиктована необходимость интеграции системы образования новых субъектов Российской Федерации в общероссийское образовательное пространство, которая предполагает ее переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) по программам бакалавриата и магистратуры и создание соответствующей образовательной и социокультурной среды вуза, которая рассматривается с позиции формирования и становления личности, а также формирования и развития компетенций будущих педагогических работников. Социокультурная среда новых субъектов Российской Федерации определяется как образовательное пространство, которое открывает возможности для моделирования и организации учебного процесса, направленного на развитие и социальную адаптацию личности будущих специалистов в сфере образования к стандартам и нормам, действующим в Российской Федерации, и предполагает обязательное взаимодействие всех субъектов в вузе для достижения значимых результатов. Особое внимание обращается на то, что в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство подготовка будущих педагогов новых субъектов Российской Федерации должна не только включать формирование готовности к выполнению трудовых функций в изменяющихся условиях посредством предметов модуля профессиональной подготовки, но и создавать благоприятные условия для их адаптации в переходный период через вовлечение в различные формы работы, учебно-воспитательные мероприятия и реализацию психолого-педагогических программ сопровождения. В статье представлены выявленные в процессе теоретического анализа литературы социокультурные условия становления и развития будущих специалистов в сфере образования, к которым отнесены коррекция процесса профессиональной подготовки, заключающаяся в разработке курсов по стимулированию профессионального самоопределения студентов; использование копинг-стратегий как механизмов совладания со стрессом; формирование эмоционально благоприятной культурно-развивающей среды; включение в образовательную практику вуза программы сопровождения социальной адаптации студентов.

Сохранить в закладках