Архив статей журнала
Изменение в 2016 г. китайской демографической политики кардинально переориентировало ее на повышение рождаемости. Отказ от однодетности начался с разрешения иметь второго ребенка, и через короткое время дополнился стимулированием вторых рождений. Опыт мирового пронатализма показывал, что самый массовый и быстрый отклик в виде увеличения числа новорождённых можно достичь с помощью социально-экономических инструментов, позволяющих не допустить ухудшения условий жизни семей после рождения ребёнка. Региональное многообразие Китая обусловливает вариативность комплексов таких мер, но везде они начинаются с целевых «детских» выплат и создания условий для того, чтобы рождение ребенка не прерывало профессиональную карьеру женщины, после чего расширяются за счёт социальной помощи семьям с детьми, облегчения налогового бремени, снижения расходов на жилье и образование, а также мер, актуальных для конкретных групп населения (многодетных семей, одиноких матерей и других). Основным критерием адресности поддержки становится число детей, но размеры и формы её оказания зависят от локальных возможностей. С ростом уровня жизни значимость материальных факторов репродуктивного выбора снижается, важнее становятся условия, позволяющие соединять родительство и профессию, а также внутрисемейные традиции многодетности, желание иметь детей разного пола и сохранение физиологической фертильности с помощью эффективной безопасной контрацепции. Среди мер, учитывающих национальную специфику и многолетнее антинатальное регулирование-расширение доступности программ вспомогательной репродукции в соответствии с общемировыми тенденциями и развёртывание пропаганды трёхдетной семьи среди населения репродуктивного возраста, значительная часть которого относится к поколению, осознанно ориентированного на малодетность.
Статья посвящена особенностям демографической политики КНР с 1949 по 2023 годы. Автор на основе анализа данных переписей населения, законодательных актов и результатов исследования китайских учёных выделяет три основных периода политики контроля над рождаемостью: 1) с 1949 г. до 1970-х гг. отсутствие последовательной единой государственной политики в области деторождения; 2) с 1970-х гг. до 2015 г. ограничение рождаемости, реализация курса на однодетную семью; 3) с 2015 г. снятие ограничений на рождение второго, а с 2021 г. - и третьего ребёнка в семье, стимулирование рождаемости. Планирование семьи благоприятно отразилось на экономическом развитии китайского общества и улучшении качества жизни его граждан. Помимо положительных моментов современная демографическая ситуация КНР характеризуется и рядом проблем, из которых наиболее актуальны старение населения, дисбаланс в соотношении полов и сокращение доли людей трудоспособного возраста. Изменения в структуре населения вызвали изменения в демографической политике КНР: переход от антинатализма к пронатализму. В настоящее время государство концентрирует своё внимание на выработке комплекса законодательных, социально-экономических и культурно-просветительских мер, направленных на материальную поддержку семей с детьми, расширении сети дошкольных учреждений, увеличении продолжительности декретного отпуска, пропаганду традиционных (конфуцианских) семейных ценностей. Размеры социальной помощи зависят от количества детей в семье и расширяются с рождением каждого последующего ребёнка. Автор полагает, что в будущем возможно не только увеличение мер стимулирования рождаемости, но и расширение помощи однодетным семьям, концентрация внимания властей на улучшении качественных характеристик населения, что в конечном итоге должно смягчить актуальные для китайского общества проблемы старения, дисбаланса полов и уменьшения доли людей трудоспособного возраста.