Архив статей журнала
В статье с точки зрения марксистко-ленинской идеологии исследуются положения первой Конституции СССР, утвержденной в окончательной редакции 31 января 1924 г. Автор делает вывод, что основной закон сумел найти необходимый баланс между централизацией, республиканской автономией, а также принципами социалистического федерализма. Многие положения документа можно именовать идеологическими. С одной же стороны, законодатель первых советских лет обвиняет лагерь капиталистических стран в национальной вражде или колониальном рабстве, шовинизме или империалистических зверствах. С другой стороны, на интернациональную по свой классовой природе советскую власть предполагалось возложить высокую миссию сплочения братских народов и восстановления народного хозяйства силами единой социалистической семьи под знаменем пролетарской диктатуры. Государство ставило своей целью объединить трудящихся различных политических и экономических систем всего земного шара под эгидой мировых социалистических Советов. Многочисленные же научные публикации видных большевиков по проблематике национального вопроса, основанные на фундаментальных трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, выступили теоретическим базисом декларативных положений первой Конституции СССР. Опираясь на протокольные документы ЦК РКП(б), автор отмечает немалую роль личного администраторского увлечения И. В. Сталина в развитии историко-правовых событий. Тем не менее генеральный секретарь партии не смел пойти против принципов демократического централизма или интернационала, поддержанных В. И. Лениным. Развитию терминологии нации и преимуществам различных путей добровольного объединения народов, сравнению моделей культурно-национальной или областной автономизаций в работах большевиков отведена довольно большая роль.
В статье рассматривается теория федерализма в политическом, административном и территориальном устройстве страны. Распад Советского Союза в начале 1990-х гг. повлиял на включение принципа национального единства в Конституцию РФ. Авторами прослеживается динамика разделения полномочий между центральными и местными властями в России. В работе указывается на важность гармонизации интересов федерального центра и регионов, равноправного участия всех субъектов Федерации в государственном строительстве как залога единства России. Выстраивание грамотного баланса в распределении полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации позволяет смягчить возникающие противоречия, что свидетельствует о стремлении обеспечить баланс интересов между центральным правительством и регионами. Национальные власти работают над повышением финансовой автономии регионов, предоставляя им право осуществлять контроль над своими средствами. Такой подход, учитывая различия в ментальности, культуре, потребностях регионов, позволяет гибко подходить к управлению различными субъектами Федерации. Повышенное внимание к региональной специфике есть вектор политики современной российской верховной власти. Стремление к разумному равновесию между центральной властью и регионами отражает историческую эволюцию государственного устройства России в сторону подлинного федерализма.
В статье представлен историко-правовой анализ особенностей первой советской Конституции, принятой II Съездом Советов СССР 21 января 1924 г. Конституция 1924 г. рассматривается как основополагающий правовой документ нового социалистического государства. Первая Конституция СССР станет политико-правовым базисом для институционализации советских органов государственной власти. В статье анализируются главы Конституции СССР, которые регулировали деятельность главных политических институтов законодательной, исполнительной и судебной власти СССР. Особенное внимание уделяется описанию компетенций съезда Советов СССР, ЦИК СССР, СНК СССР и Верховного суда СССР. После проведения историко-правового анализа демонстрируется несоответствие политических практик положениям Конституции 1924 г. о подотчетности исполнительных органов власти институтам законодательной власти. Делается акцент на том, что ВКП(б) имела существенную роль в государственном управлении, но не была упомянута в Конституции 1924 г. Отмечается, что, несмотря на особенности реализации конституционных норм на практике, признается значимость Конституции 1924 г. в области закрепления компетенций за ветвями власти СССР. Первая советская Конституция разграничила сферы ве́дения исполнительной, законодательной и судебной властей. Разграничение компетенций ЦИК СССР, СНК СССР и Верховного Суда СССР было декларировано в Конституции 1924 г., несмотря на то, что ее разработчики были противниками политико-правовой теории разделения властей. В заключение статьи о Конституции 1924 г. делается вывод о том, что принятие первой советской Конституции поспособствует закреплению компетенций за органами государственной власти и ускорит процесс международного признания СССР.
В статье рассматривается вопрос соблюдения закрепленных Конституцией Российской Федерации трудовых и социальных прав граждан в отраслях экономики, частично или полностью переходящих на осуществление деятельности в рамках экономической модели, основанной на использовании цифровых платформ (платформенной экономики). Выявляются сильные и слабые стороны данного способа организации деятельности для занятых в рассматриваемых отраслях работников в рамках как трудовых, так и гражданско-правовых отношений, в том числе в статусе самозанятых. Основные возможные причины перехода экономических субъектов на деятельность в рамках платформенной экономики, в том числе со сменой характера правоотношений, обосновываются через совокупность объективных (экономических и социальных) и субъективных (связанных с образованием, способностями и мотивацией потенциального работника) причин. Производится мониторинг интернет-платформы Avito.ru в части поиска вакансий по специальностям, в рамках которых обеспечение надлежащего исполнения конституционных прав граждан оказывается возможным исключительно в рамках трудовых правоотношений. В ходе анализа предлагаемых фактическими работодателями условий занятости выявляются типичные потенциальные и фактические нарушения прав человека в отношении как непосредственно фактического работника, так и третьих лиц. По результатам анализа практики предлагается ряд мер, направленных на устранение выявленных предпосылок для нарушения конституционных прав граждан. В частности, обосновывается запрет на привлечение лиц в качестве самозанятых для выполнения работ либо оказания услуг, создающих угрозу нарушения их прав либо прав третьих лиц в случае осуществления данной деятельности вне рамок трудовых правоотношений, а также возможность признания гражданско-правовых отношений между фактическим работодателем и физическим лицом в статусе самозанятого фактическими трудовыми правоотношениями, при наличии признаков таковых.